Коррупция — это одна из основных проблем XXI века. На сегодняшний день в Российской Федерации существует большое количество мер, направленных на ее предотвращение, однако этого до сих пор недостаточно для достижения минимального уровня данного явления. Необходимо проанализировать ответственность государственных служащих за допущенные коррупционные правонарушения, выявить достоинства и недостатки, а также предложить пути их решения.
Ключевые слова: антикоррупционная политика, коррупция, государственные служащие, ответственность.
По данным официальной статистики уровень коррупции в Российской Федерации достаточно высок по сравнению со всеми странами мира. Так, ежегодно рассчитывается индекс восприятия коррупции в странах, среди которого 0 — максимальный уровень коррупции, 100 — отсутствие коррупции.
В 2021 году лидером списка являлась Дания с индексом 88, на втором месте Финляндия с индексом 88, на третьем — Новая Зеландия с индексом 88. На 10 месте Германия с индексом 80, на 100 Сербия с индексом 38. Российская Федерация находится по состоянию на 2021 год на 139 месте из 180 возможных с индексом 29. За ней сразу идет Мавритания, Мьянма, Пакистан и Узбекистан [5].
К сожалению, показатели не отражают волнующую статистику, поскольку именно коррупция наносит обществу дестабилизирующий характер, от чего может пострадать и само государство в целом, чего допускать нельзя.
Для начала необходимо обратиться к понятию «коррупция».
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — ФЗ № 273), коррупция — это злоупотребление служебным положением и полномочиями, получение и дача взятки, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения противоречащее законным интересам государства и общества для получения выгоды в виде денежных средств, ценностей, другого имущества либо услуг имущественного характера, других имущественных прав для себя или для третьих лиц или незаконное предоставление выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также осуществление указанных деяний от имени либо в интересах организации (предприятия) [1].
Основные направления государственной антикоррупционной политики России на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации определены в Национальном плане противодействия коррупции [4]. Одним из направлений, продиктованных данным Планом, является совершенствование правового регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов.
Правонарушение в сфере коррупции представляет собой особую разновидность дисциплинарного проступка, что выражается в несоблюдении служащим определенных запретов и ограничений, установленных в законодательстве. Стоит сказать, что ряд ученых говорят о том, что коррупционное правонарушение не стоит признавать в качестве самостоятельного вида ответственности. Она может рассматриваться только через призму дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.
Однако, некоторые говорят о том, что в статьях 59.1 и 59.2 ФЗ № 273 законодатель закрепляет отдельные виды взыскания за коррупционные преступления, что свидетельствует об иных мерах ответственности, которые отличны от дисциплинарного проступка [3, С. 40].
Проанализировав ряд источников, можно сказать, что правовая природа ответственности за нарушение коррупционных правонарушений именно государственными служащими до конца не определена, и по этой причине является одной из самых обсуждаемых тем не только теоретиками, но и практиками.
Например, С. А. Денисов в принципе предлагает перенести коррупционные правонарушения в сферу административного права и ответственности, так как он видит целесообразным создать специальный Кодекс поведения государственных служащих [3, С. 102].
Таким образом, можно подвести некоторые итоги. Государственная служба является институтом, который призван обеспечивать реализацию контролирующего воздействия государства. Именно от имени государства действуют все служащие и поэтому недопустимо в их деятельности применять какие-либо коррупционные действия, которые могли бы подорвать авторитет государства.
На сегодняшний день существует большое количество способов борьбы с коррупцией, однако до сих пор не было придумано действительно эффективного средства, при котором бы коррупция максимально была убрана с государственного управления. Полностью убрать проблему коррупции не удалось ни в одной стране мира.
Ужесточение мер ответственности вряд ли приведет к ее исчезновению, о чем свидетельствуют страны, в которых предусмотрена смертная казнь за совершение коррупционных преступлений. Хочется верить, что подходы к модернизации отечественного антикоррупционного законодательства, продекларированные в Национальном плане, будут осуществлены с учетом мнения научного сообщества, а существующие пробелы и коллизии правового положения (статуса) государственных гражданских служащих будут устранены.
Только при объединении усилий общества и государства, направленных на реализацию принципов противодействии коррупции, возможно добиться желаемого результата.
Литература:
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изм. от 07.10.2022 № 379-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
2. Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» // СЗ РФ. 2021. № 34. Ст. 6170.
3. Голоманчук Э. В. Отдельные нюансы порядка и процедуры привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения / Э. В. Голоманчук // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. — 2018. — № 2(14). — С. 101–105.
4. Зубанов С. М. Особенности привлечения государственных гражданских служащих к ответственности за коррупционные правонарушения / С. М. Зубанов // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2020. — № 90. — С. 39–43.
5. Рейтинг стран по уровню коррупции // Nonews. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/corruption (дата обращения: 06.11.2022).