В данной статье автор рассматривает коррупционные правонарушения в системе правоохранительных органов с точки зрения экономики. Соответственно, как предлагает автор, для предупреждения совершения таких правонарушений огромное значение имеют именно меры финансового и экономического плана. В связи с этим в данной статье автор предлагает ряд таких мер, которые, по его мнению, помогут снизить количество совершаемых в правоохранительной системе правонарушений.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, меры профилактики, финансирование, предупреждение коррупции.
Основное бремя противодействия коррупции в органах внутренних дел непременно лежит на управлениях и отделах собственной безопасности Министерства внутренних дел, кадровых подразделениях органов внутренних дел, Федеральной службе безопасности и органах прокуратуры. Их объединяют общая цель и совокупность на выявление и устранение причинного комплекса коррупции в деятельности сотрудников органов внутренних дел, взаимосвязь нормативно закрепленных функций, правовая и информационно-аналитическая база, целенаправленные руководство, координация и планирование.
В настоящее время используется широкий комплекс мер по противодействию коррупции, реализация которых проводится непосредственно на основе Национального плана противодействия коррупции и включает несколько направлений.
Одним из важнейших направлений является контроль за доходами сотрудников.
Сотрудники органов внутренних дел обязаны представлять сведения о доходах и имуществе.
Важной задачей в реализации данного направления, безусловно, является дальнейшее совершенствование законодательства о возмещении материального ущерба от преступлений коррупционной направленности. Речь в первую очередь идет о конфискации материального имущества и финансовых средств у лиц, совершивших такое преступление [1].
Необходимой мерой профилактики коррупционной преступности в органах внутренних дел также является антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел, а также развитие законодательства с целью устранения пробелов, противоречий, фактов нарушений иерархии нормативных правовых актов, в случае выявления — устранение таких фактов.
Важно обратить внимание на совершенствование Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, утверждения перечня недопустимых видов деятельности в органах внутренних дел и разработке проекта нормативного правового акта о совершенствовании юридического и организационного обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должностных лиц, действия которых обжалуются.
Стоит отметить, что при решающей роли правосознания и правовой культуры сотрудников органов внутренних дел осуществляется реализация правового регулирования предупредительной деятельности, как и предупредительных задач. Это непременно обуславливает необходимость рассмотрения роли воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, и в особенности такого направления, как правовое воспитание, с точки зрения предупреждения данного вида преступлений. Касательно деятельности сотрудников органов внутренних дел значимость и особенность правового воспитания заключаются в том, что они являются неотъемлемой частью профессионального воспитания, призванного через формирование необходимых правовых знаний, правовых установок и правовых действий добиться от сотрудников выполнения служебных задач, соблюдая законность в любых ситуациях.
Для этого необходимо руководствоваться и положениями Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, который одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 и заменил утративший силу осенью 2013 года Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел [2].
Стоит задуматься и об увеличении ответственности за совершение коррупционных преступлений для сотрудников органов внутренних дел, а также реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности. В случае ужесточения наказания, сотрудники будут непременно задумываться, прежде чем совершить преступление, стоит ли нарушать закон.
Несомненно, для предупреждения коррупционных преступлений в органах внутренних дел, следует прибегнуть к такой мере, как повышение заработной платы сотрудников.
У сотрудников органов внутренних дел, практически, как и у всех, есть семьи, которые нужно кормить и обеспечивать. Они также хотят иметь достойную жизнь и не нуждаться в каких-либо элементарных повседневных вещах. А так как в наше время в основном все вопросы решаются непременно с помощью денег, то многие сотрудники из-за нехватки денежных средств, которые они зарабатывают за свою службу, прибегают к незаконному способу их получения, например, к коррупционным преступлениям, и совершают их до привлечения к ответственности.
При рассмотрении вопроса о профилактике коррупционной преступности в органах внутренних дел следует также учитывать такую меру, как предоставление социальных льгот сотрудникам органов внутренних дел [3]. К примеру, таких, как качественное медицинское обслуживание (страхование), возможность получения бесплатного высшего образования (или хотя бы увеличение количества бюджетных мест), льготное питание, льготные путевки, льготные условия кредитования сотрудников, оплата занятий спортом, повышение пенсионного обеспечения, выплата денежной компенсации сотрудникам, использующим личный транспорт в служебных целях, оплата мобильной связи, предоставление служебного жилья сотрудникам.
Социальные льготы могут непременно выражаться и в создании увеличивающегося по мере возрастания выслуги лет банковского депозита при поступлении на службу в органы внутренних дел, который может быть получен по уходу на пенсию.
Увеличение зарплаты и предоставление социальных льгот, несомненно, заставит сотрудников органов внутренних дел дорожить службой и сознательно отказываться от коррупционной мотивации.
Следует поощрять сотрудников органов внутренних дел за долгосрочное и добросовестное исполнение своих полномочий, преданность, неподкупность и честность, также и при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, специальным званиям и иным знакам отличия. В этом случае у сотрудников появится стимул к добросовестному выполнению своих служебных обязанностей.
Помимо поощрения сотрудников за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» предусмотрены следующие дополнительные выплаты [4]:
– ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну,
– поощрительные выплаты за особые достижения в службе, надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.
Данные денежные выплаты также можно рассматривать как меры профилактики коррупционной преступности среди сотрудников органов внутренних дел.
Помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных непосредственно Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от объема, сложности и значимости задач, выполняемых сотрудниками.
Кроме всего прочего, непременно, следует повысить уровень материально-технического обеспечения органов внутренних дел. Это можно сделать, закупив в достаточном объеме оперативную, компьютерную, автомобильную, криминалистическую и прочую организационную технику, достойно оборудовав служебные помещения, а также обеспечив сотрудников современными защищенными средствами связи.
Еще одним направлением по предупреждению коррупционных преступлений в органах внутренних дел является возможность работы сотрудников по совместительству в свободное от служебной деятельности время, за исключением работы по совместительству в организациях, в кредитно-финансовых учреждениях, занятий предпринимательской деятельностью [5]. Это может быть, к примеру, творческая, научная или преподавательская деятельность.
Но стоит иметь в виду, что лишь у незначительного количества сотрудников есть способности и возможность заниматься творческой, научной и преподавательской деятельностью. Поэтому, как один из вариантов дополнительного заработка сотрудников органов внутренних дел, можно рассмотреть легализацию добровольного вознаграждения сотрудников за работу со стороны граждан. Имеется в виду следующее. Когда гражданин обращается в органы внутренних дел со своей проблемой, он заинтересован в быстром и успешном ее разрешении. Поэтому, чтобы стимулировать сотрудников к скорейшему и качественному разрешению дела, гражданин может на добровольной основе предложить оплату за дополнительные усилия сотрудников (например, установление фактов по делу в нерабочее время) и за достижение результата. Такая оплата может оформляться, к примеру, в форме договора пожертвования, на основании которого денежные средства будут перечисляться в орган внутренних дел и какая-то определенная часть данных денежных средств — сотруднику, разрешившему дело, как дополнительное вознаграждение. В таком случае не только граждане, но и сотрудники органов внутренних дел будут заинтересованы в достижении результата в своей работе и будут более ответственно подходить к ней. Главное, чтобы такой дополнительный заработок не был чреват злоупотреблениями со стороны сотрудников органов внутренних дел.
Литература:
- Железняк, Н. С. О фактах, детерминирующих коррупцию в органах внутренних дел / Н. С. Железняк // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2008. — № 4. — С. 31–35.
- Капустина, Е. Г. Коррупция в органах внутренних дел как сложное социально-правовое явление / Е. Г. Капустина, Е. С. Лимарева // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. — 2015. — № 2 (5). — С. 106–112.
- Костенников, М. В. Противодействие коррупции в системе органов внутренних дел: учеб. пособие / М. В. Костенников, А. А. Макаров. — Москва: Лаборатория Книги, 2011. — 136 с.
- Мигущенко, О. Н. Методологические основы предупреждения преступлений коррупционной направленности / О. Н. Мигущенко // Российский следователь. — 2018. — № 7. — С. 40–48.
- Новикова, Е. П. Меры противодействия коррупции в органах внутренних дел / Е. П. Новикова // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. — 2017. — № 3–1. — С. 161–165.