В данной статье автором рассматривается проблема наличия коррупции в сфере экономической безопасности и причины её возникновения. Приводится пояснение того, какие негативные последствия побуждает коррупция в вышеназванной сфере, а также какие задачи присутствуют в Национальном плане по противодействию коррупции на 2018–2020 годы. Рассматривается предположительный и возможный перечень причин коррупции в сфере экономики.
Ключевые слова: коррупция, экономическая безопасность, причины коррупции, борьба с коррупцией, теневая экономика, экономическая сфера, меры по противодействию коррупции, политика противодействия коррупции, субъекты федерации, правовое регулирование.
Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. [1]
Коррупция как антисоциальное явление представляет угрозу национальной безопасности нашего государства, которая ущемляет жизненно важные права и интересы человека и гражданина. В настоящее время коррупционными процессами поражены все сферы жизнедеятельности общества и государства, в том числе — экономическая сфера, что ставит под угрозу экономическую безопасность Российской Федерации.
Экономическая безопасность — это область научного знания, в рамках которой изучают состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях; наиболее эффективное использование ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия. [3]
Экономическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности. Она подразумевает наличие таких факторов, как устойчивый экономический рост, удовлетворение экономических потребностей, государственный контроль над национальными ресурсами, защита стратегических экономических ресурсов государства и другие. В течение последних нескольких десятилетий особенности, складывающейся в Российской Федерации социально-политической и экономической ситуации подтверждаются таким негативным фактором, как активное распространение антисоциального явления — коррупции и усиление ее проникновения во все сферы жизни нашей страны.
В этот период многие авторы, опубликовавшие книги и статьи, провели достаточно большое количество научных исследований, связанных с данной проблемой. Специальные парламентские дебаты по этой теме были посвящены в Государственной Думе РФ и Совете Федерации.
Коррупция в экономической сфере, в частности, порождает такие негативные последствия для Российской Федерации, как:
− реальная угроза экономической безопасности во всех ее формах и проявлениях;
− сложность в решении стоящих перед ней стратегических задач;
− публикация сведений о коррупции на высших уровнях власти ведет к подрыву доверия и ставит под сомнение их легитимность;
− снижение уровня жизни подавляющего большинства населения;
− рост имущественного неравенства и бедности значительной части населения;
− рост теневой экономики;
− замедлило появление эффективных частных собственников;
− рост социальной напряженности, которая подрывает и ослабляет национальную экономику и угрожает политической стабильности в стране;
− ухудшение инвестиционного климата, в результате у частного бизнеса нет другого выбора, кроме как стремиться к быстрой прибыли (часто сверхприбыли) в непредвиденных условиях, в то время как долгосрочные инвестиционные условия отсутствуют;
− нарушение механизмов конкурентного рынка;
− отрицание обществом значительной части интеллектуального потенциала в свете существования коррупции в сфере образования;
− падение престижа страны на международном уровне, растущая угроза ее экономической и политической изоляции и многое другое.
В нашей стране каждые два года разрабатывается национальная антикоррупционная программа, которая утверждена указом президента Российской Федерации. В Национальной программе противодействия коррупции на 2018–2020 годы поставлены следующие задачи:
− совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных для нейтрализации коррупции;
− обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о борьбе с коррупцией в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликтов интересов;
− совершенствование антикоррупционных мер в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд в сфере закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
− усовершенствование, предусмотренное Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за расходами лиц, меняющих государственную должность, и иных лиц на их доходы» в целях контроля за расходами и механизма обращения с доходами Российской Федерации от собственности, Его получение на законных основаниях; Обеспечение полноты и прозрачности представляемой информации о доходах, расходах, имуществе и обязательствах характера;
− повышение эффективности образовательной, образовательной и иной деятельности, направленной на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие социальной справедливости;
− совершенствование мер противодействия коррупции в сфере бизнеса, в том числе защита хозяйствующих субъектов от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц;
− системность и внедрение нормативной базы в вопросах противодействия коррупции, устранение пробелов и несоответствий в правовом регулировании в сфере противодействия коррупции;
− повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в борьбе с коррупцией, укрепление международного авторитета России [2].
Помимо этого нормативного акта существует Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который является базовым документом в борьбе с антиобщественным явлением. Данный Федеральный закон предусматривает ряд мер по предотвращению коррупции и общие положения об ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Коррупция, масштаб ее, специфику и динамику следует рассматривать как результат общих политических, социальных и экономических проблем государства. Связь между коррупцией и проблемами, которые ее порождают, двусторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а с другой стороны, решение этих проблем может способствовать снижению уровня коррупции в стране.
Причины появления коррупции в сфере экономической безопасности — это, прежде всего, низкая заработная плата госслужащих, а также их высокие возможности влиять на деятельность компаний и граждан. Коррупция процветает там, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо редкими, дефицитными благами.
Среди экономических причин коррупции исследователи данной проблемы называют, прежде всего, слабость государственных институтов, правовой нигилизмом, общую нестабильностью государственной экономики, неразвитость денежно-кредитной и финансовой системы, наличие в экономической деятельности неучтенных средств. В дополнение к указанным ранее причинам также можно указать на такие как:
− нестабильность в экономике, зависящая от политики и внешних воздействий;
− инфляционные процессы;
− проникновение организованной преступности в легальный бизнес;
− материальную незащищенность мелкого клерка, принимающего взятки для удовлетворения своих нужд и нужд своей семьи;
− появление богатых людей, способных давать взятки, иногда огромные;
− процесс приватизации и необоснованное завышение её темпов, отсутствие необходимой правовой базы;
− отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать больше прибыли и добиваться успеха не работой, а подкупом.
Поэтому для борьбы с коррупцией как прямой угрозой экономической безопасности нашей страны необходимо разработать механизм формирования негативного поведения по отношению к коррупции в обществе, вовлечь граждан в совместную борьбу с проявлениями этого антиобщественного явления, разработать меры для организаций, причастных к коррупции.
Литература:
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 21.10.2020).
- Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» 3 июля 2018 //ГАРАНТ.РУ URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/ (дата обращения: 21.10.2020).
- https://idomfua.ru/programs/19/420/