Главной задачей данной работы служит выявление факторов проявления коррупции, которые влияют на экономическую безопасность в Российской Федерации. Коррупция распространена на все сферы жизнедеятельности и является одной из главных экономических угроз в России. В данной статье рассмотрено воздействие коррупции на экономическую безопасность страны, но кроме того причины, способствующие повышению масштабов этих негативных социально-экономических явлений.
Ключевые слова: национальная безопасность, противодействие коррупции, коррупция, коррупционная сфера, теневая экономика, экономическая безопасность
Коррупция является одной из многочисленных проблем нашего времени, в значительной степени препятствующая социально-экономическому и общественно-политическому формированию каждого государства. Ее воздействия на экономику государства повышается, растут масштабы, расширяется сфера коррупционных правонарушений [10].
Определение коррупция (corrumpire) в римском праве понималось как «разрушать, ломать, подкупать» и являлось противоправным действием в отношении должностных лиц. Этот термин означал сговор нескольких участников, все это было целью незаконного влияния, например, на судебный процесс и слом нормального хода управления общественными делами. [9]
Понятие «экономическая безопасность» неразделимо связано с определением «национальная безопасность». Термин «национальная безопасность» прочно поместился в жизнедеятельности современного общества и сделался элементом внутренней и внешней политики большинства стран. [5]
Экономическая безопасность в Российской Федерации проявляется в виде национальной защиты экономической стороны государства от разнообразных внешний и внутренних влияний, этим самым достигается сохранность суверенитета государства, защита экономического пространства. Экономическая безопасность государства достигается путем осуществлении национальных проектов по обеспечению экономической безопасности [8].
Согласно Указу Президента Российской Федерации с 13 мая 2017 г. «О стратегии финансовой защищенности в промежуток вплоть до 2030 года» к основным призывам и угрозам экономической безопасности относится высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. [1]
Коррупция побуждает подобные негативные исходы для Российской Федерации как:
− — объективная угроза экономической безопасности в абсолютно всех ее формах и проявлениях;
− — затруднение свершения стоящих перед ней стратегических задач;
− — огласка присутствия коррупции в верховных эшелонах власти ведет к подрыву доверия и ставит под подозрение и законность;
− увеличение материального неравенства и бедность большой части населения;
− увеличение теневой экономики;
− увеличение общественной напряженности, что надрывает и обессиливает государственную экономику и угрожает общественно-политической стабильности в стране;
− усугубление инвестиционного климата, вследствие чего индивидуальному бизнесу не остается ничего иного, кроме как стремиться к получению быстрой прибыли (зачастую — сверхприбыли) в неожиданных обстоятельствах, а требование с целью долгосрочного инвестирования отсутствуют;
− неисполнение конкурентоспособных элементов рынка;
− утрата общества значительной части интеллектуального потенциала согласно фактору присутствия коррупции в образовательной сфере;
− снижение престижа страны в международном уровне, повышение опасности ее экономической и общественно-политической изоляции, и др. [10]
Теневая экономика порождает коррупцию, но коррупция, сформировывает основу расцветания теневой экономики. Все элементы здесь до такой степени взаимосвязаны и переплетены что сформировывают надёжный замкнутый круг.
В наше время в Российской Федерации осуществляется реализация Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы согласно Указу Президента Российской Федерации. В данном плане предусмотрены соответствующие задачи [2]:
− модернизация концепции запретов, ограничений и обстоятельств, установленных в целях противодействия коррупции;
− обеспечение унифицированного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности элементов устранения и урегулирования конфликта интересов;
− совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг с целью предоставления государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
− совершенствование предустановленных Федеральным законодательством от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [3] порядка осуществлении контроля за расходами и механизма обращения в прибыль Российской Федерации имущества, в взаимоотношении которого не передано данных, поддерживающих его получение на законную прибыли;
− обеспечение всесторонности и прозрачности представляемых сведений о заработках, расходах, о имуществе и обязанностях имущественного характера;
− повышение производительности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного воздействия государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и создание социального правосознания;
− модернизация мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе согласно защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений должностным положением со стороны должностных лиц;
− классифицирование и актуализирование нормативно-правовой базы согласно проблемам противодействия коррупции, предупреждение недочетов и противоречий в правовой регулировке в области противодействия коррупции;
− повышение производительности международного сотрудничества Российской Федерации во поле деятельности противодействия коррупции, повышение международной авторитетности Российской Федерации. [2]
Кроме этого нормативного акта имеется Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где учтен ряд мер согласно профилактике коррупционных преступлений [4]. Также в области противодействия коррупции учтена уголовная и административная ответственность за коррупционные правонарушения. [10]
Можно отметить, что Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в комплексе ключевых вопросов предоставления национальной безопасности в современных условиях наиболее выделяют вопрос борьбы с коррупцией во взаимосвязи с целыми проблемами экономической безопасности страны. Проблемы указывают об опасности положения и критическом состоянии дел в сфере коррупционных явлений, которые рассматриваются как угроза национальной безопасности.
Коррупция в настоящий период несет ощутимую опасность национальной безопасности, стратегическим интересам России. Порождая чувство несправедливости, дискредитируя государственную власть, она может оказаться причины обострения социальных противоречий, дестабилизировать общество. Только ужесточением уголовного преследования коррупцию не истребить. Эта сложная многогранная задача требует комплексного, междисциплинарного подхода к решению. [6]
Антикоррупционная борьба в Российской Федерации длится более 10 лет, но несмотря на это обстановка никак не улучшается. О данном свидетельствует известный международный рейтинг — уровень восприятия коррупции. Он рассчитывается международной неправительственной системой Transparency International. [11]
Индекс восприятия коррупции (ИВК) — составляющий индекс, определяющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе разных стран. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль означает самый большой уровень восприятия коррупции, а сто — самый незначительный.
В последние годы состояние России индекс восприятия коррупции остается устойчивым. С 2015 г.- 2017гг. она набирала по 29 баллов, в 2018 г. потеряла один балл, а в 2019 показатель сохранился неизменным и также составил 28 баллов, как и в 2018 году. Наиболее существенные перемены прослеживались в состоянии Российской Федерации в рейтинге: в 2015 Россия заняла 119-е место, в 2016–131-е, в 2017–135-е, в 2018–138-е. место. В 2019 г. Россия заняла 137-е место из 180. Такое количество же набрали Доминиканская республика, Кения, Либерия, Ливан, Мавритания, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай и Уганда. [11]
Изучив данные МВД с января по август 2019 года, выявлен ущерб согласно закрытым уголовным делам в коррупционной сфере, он составил около 102 миллиардов рублей. Из них компенсировано всего 27 миллиардов рублей. Подразделениями правоохранительной системы выявлено 18,4 тысяч правонарушений в коррупционной сфере, в части которых 5,5 тысяч осуществлены в особо крупном или крупном размере. К уголовной ответственности привлечена 1 тысяч человек. [12]
Проанализировав различные случаи коррупционных правонарушений, можно сделать вывод о том, какое воздействие коррупция проявляет на экономику Российской Федерации в целом:
− существенно задерживается экономический рост из-за нехватки бюджета;
− рушится рыночная конкурентоспособная борьба согласно фактору появления барьеров, для входа на рынок;
− многочисленные проекты остаются нереализованными согласно фактору хищения денежных средств;
− разоряется малый бизнес, при этом за счёт собственного размера обогащаются крупные фирмы;
− правительство делается непривлекательным для инвесторов;
− совершается дифференциация прибыли населения и снижается общий уровень жизни. [7]
С целью продуктивного противодействия коррупции необходимо использовать комплексный подход, который будет принимать во внимание огромное количество разных условий и элементов. Российской Федерации необходима конкретная стратегия согласно противодействию политической коррупции и коррупции в целом, которая будет содержать подобные меры как: увеличение социальной осведомленности и уровня образования в государстве, развитие различных институциональных элементов и правовых инструментов, формирование механизма согласно защите прав заявителей о коррупции, совершенствование следственных и прокурорских аппаратов, увеличение значимости гражданского общества и обеспечение независимости СМИ.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» //Вестник науки и образования. Часть 3.2019. № 9 (63)
- Указ Президента Российской Федерации [Текст]: от 29.06.2018, № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы». // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/ (дата обращения 04.10.2020 г.).
- О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Фе-дер. закон Рос. Федерации от 3 дек. 2012 г. № 230-ФЗ // Рос. газ. 2012. 5 дек.
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 –ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008 г.
- Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. СПб., 2007. С. 384.
- Парилов О. В., Треушников И. А. О состоявшейся в Нижегородской академии МВД России конференции «Коррупция как угроза развития общества и государства» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 2(46). С.271.
- Пасечко В. В. Влияние коррупции на эффективность государственного управления // Там же. С. 27.
- Федеров Г. И., Коренкова С. И. Коррупция как угроза экономической безопасности // Экономическая безопасность в условиях цифровой трансформации. 2020. С.55
- Фиалковская, И. Д. Коррупция: понятие, признаки, виды // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 1. С. 139–140.
- Фрунзеева А. Н., Фрунзеева Ж. Н. Коррупция как угроза экономической безопасности // Вестник науки и образования. 2019. № 9–4(63). С.52–54.
- Индекс восприятия коррупции // Итоговая таблица. [Электронный ресурс], 2019.Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019–28-ballov-i-137-mesto.html?sphrase_id=61043 (дата обращения: 04.10.2020).
- EurAsia Daily Новостная лента от 18.11.2019. // МВД: Ущерб в России от коррупции за 2019 год составил 102 млрд рублей // https://eadaily.com/ru/news/2019/11/18/mvd-ushcherb-v-rossii-ot-korrupcii-za-2019-god-sostavil-102-mlrd-rubley (дата обращения 04.10.2020)