В статье автор исследует сущность, значение и структурные элементы национальной безопасности Российской Федерации, а также ее составляющих, которыми в частности выступает экономическая безопасность. Влияние коррупционной деятельности на безопасность государства. Содержание внешних и внутренних угроз.
Ключевые слова: экономическая безопасность, Российская Федерация, национальная безопасность, коррупция .
Традиционно в роли ключевых элементов национальной безопасности государства рассматривались военная, политическая, продовольственная и научно-техническая безопасность, однако существующие представления об основных элементах национальной безопасности изменились после окончания холодной войны.
Одной из наиболее важных составляющих национальной безопасности была определена экономическая безопасность, органически включавшаяся в систему элементов национальной безопасности, значение которой проявляется в ее основополагающей функции по обеспечению эффективного функционирования всех иных структурных элементов системы национальной безопасности государства. Поскольку не может быть обеспечена оборона государства, достигнута государственная, общественная и экологическая безопасность, а также осуществлено научно-технологическое развитие без сильной и эффективной экономики.
Данные утверждения, в свою очередь, подтверждаются также фактом издания Президентом Российской Федерации двух значимых для обеспечения безопасности государства подзаконных актов.
Одним из таких является Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в котором в пунктах 58–67 раздела IV в рамках стратегических национальных приоритетов одной из ряда целей и задач, разрешение которых необходимо для достижения национальной безопасности, является создание условий для достижения и непосредственное достижение экономической безопасности государства [1].
Вторым выступает нормативный акт, которым, в свою очередь, является Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», разработанный в целях реализации стратегических национальных приоритетов государства, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, и направленный на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения [2].
Проявленный законодателем и правоприменителем интерес к достижению обеспечению экономической безопасности обуславливается тем, что в XXI веке ни одно сильное суверенное государство не может оставлять без внимания вопросы обеспечения экономической безопасности. Сильная экономика — один из важнейших компонентов выживания и сохранения идентичности любого суверенного государства.
В научной литературе и в нормативно правовой базе содержится определение рассматриваемого явления. Определенно наиболее продуктивным будет являться рассмотрение легального определения, которое представлено в подпункте 1 пункта 7 Указа Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», где экономическая безопасность определяется как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [3].
Для определения сущности экономической безопасности государства необходимо определить, что указанное явления существует как динамический процесс, следовательно, в научной литературе в различные периоды времени по-разному трактовались исследователями ее задачи, система показателей и структурные элементы.
Однако ее основное значение представлялось неизменным и выражалось в сохранении экономической самостоятельности и достигнутого уровня экономических показателей, а также повышение конкурентоспособности и расширение возможностей дальнейшего развития [4, ст. 5].
В части системы показателей и задач, имеющих значение оценки достижения государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности своих целей, в настоящее время выделяют следующую совокупность компонентов:
1) Экономическая независимость (финансовая, сырьевая, ресурсная, инновационная и т. д.);
2) Экономическая стабильность (уровень развития, гарантирующий ощущение безопасности сегодня и в будущем);
3) Экономическое развитие (инновационно-инвестиционная активность, обеспечение экономического роста) [4, ст. 6];
4) Укрепление суверенитета государства;
5) Повышение условий и качества жизни населения;
6) Сохранение устойчивости к внешним и внутренним угрозам [5, ст.9].
Отдельно стоит отметить такой компонент, как «сохранение устойчивости к внешним и внутренним угрозам». Под угрозами экономической безопасности следует понимать реальные или потенциальные явления и события, являющиеся препятствиями к функционированию и развитию экономической, социальной и политической системы страны, а также жизненно необходимым потребностям и интересам личности, государства и общества в целом. Угрозы экономической безопасности разделяют на внешние и внутренние.
К внутренним угрозам экономической безопасности следует отнести низкий технологический уровень отраслей производства, высокие издержки производства, низкое качество продукции, низкую конкурентоспособность национальной экономики, потерю значительной части научно-технического потенциала, ведущих позиций на важных направлениях научно-технического прогресса, несовершенную систему воспроизводства производственного потенциала, неэффективность государственного управления социально-экономическими процессами и др.
К внешним угрозам относятся импортная зависимость страны по стратегическим видам продукции, нерациональная структура экспорта, слабо развитое состоянии финансовой, организационной и информационной инфраструктуры, отсутствие конкурентоспособности национального экспорта, неуправляемый отток за границу интеллектуальных и трудовых ресурсов, нецелевое использование и хищение бюджетных средств, связанное с коррупционной деятельностью, недостаточный экспортный и валютный контроль, слабая развитость транспортной инфраструктуры внешнеэкономических отношений [4, ст.7].
Следовательно, раскрыв содержание внешних и внутренних угроз, можно сделать вывод о том, что правонарушения со стороны коррумпированных элементов причисляются к числу внешних угроз экономической безопасности государства, которые, в свою очередь, причиняют вред не только отдельному элементу системы национальной безопасности государства в виде экономической безопасности, но и всей взаимосвязанной системе, составляющей национальную безопасность государства, направленную на последовательно проводимый Российской Федерацией курс на укрепление обороноспособности, внутреннего единства и политической стабильности, на модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала, обеспечение и укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, а также эффективно противостоять попыткам внешнего давления
Литература:
- Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102385609
- Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: https://docs.cntd.ru/document/420398070
- Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: https://docs.cntd.ru/document/420398070
- Овчинников, А. П. Экономическая безопасность: сущность и условия формирования / А. П. Овчинников. — Текст: непосредственный // АНИ: экономика и управление. — 2018. — № 3. — С. 221–224.
- Золаев, Э. А. Экономическая безопасность государства: понятие и угрозы цифровизации / Э. А. Золаев. — Текст: непосредственный // Экономическая безопасность. — 2022. — № 5. — С. 571–582.