В настоящей работе будет рассмотрена коррупция как социальное явление, причины коррупции и ее последствия.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, юридическая ответственность.
Коррупция определяется в учебной и научной литературе как социальный феномен, характеризующийся взяточничеством — коррупцией государственные и другие служащие, их прием материалов и нематериальные выгоды и выгоды для действий, которые могут быть осуществляется с использованием официального статуса этих лиц, С этим связан статус власти, возможности, связи.
Общепризнанным является тот факт, что коррупция — чрезвычайно опасное социально-правое явление, которое негативно влияет на устойчивость политической ситуации в стране, экономическое развитие, дестабилизирует общественный правопорядок, существенно снижает авторитет государственной власти, создает напряженность в обществе и в своих наиболее масштабных проявлениях представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Несмотря на то, что коррупция подрывает основы государственности, на протяжении столетий она является неотъемлемым негативным признаком самого государства.
Коррупция как социальное явление
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.
Коррупцией считается- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. [8]
Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
Главный акт коррупции — это взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Взятками также называются услуги, льготы, социальные льготы — так называемый «блат», полученные за использование или неисполнение должностным лицом своих полномочий. Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе.
Общее покровительство на службе может включать, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, чрезвычайное необоснованное продвижение по службе или другие действия, в которых нет необходимости. Попустительство на службе должно включать, например, непринятие должностным лицом мер за бездействие или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, несправедливый ответ на его противоправные действия.
Злоупотребление — использование коррумпированным должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) или явно выходящим за пределы своих полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстных или иных личных интересов и влекут за собой существенное нарушение прав и законных интересов общества.
Коммерческий подкуп cхож по своему составу с дачей взятки и получением взятки.
Различие состоит в том, что при коммерческом подкупе имущественные блага вручаются лицу, которое занимает руководящие должности в негосударственной организации.
Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
- Причины коррупции
Коррупция порождается комплексом причин. Отталкиваясь от статьи Социал- Демократического журнала «Логика процесса» причин выделяют несколько. Одна из таких возможных причин — низкая заработная плата. Проще говоря, иногда сотрудникам не хватает заработной платы даже на элементарные нужды, и они вынуждены искать способы дополнительного заработка. Вторая причина — это отсутствие неотвратимости наказания. Человек взвешивает все издержки и выгоды своих преступных действий и рационально решает совершить преступление, если ожидаемая полезность таких действий выше, чем в случае, когда он останется честным и потратит свое время и ресурсы по-другому. Низкая заработная плата и отсутствие неотвратимости наказания в целом не могут не порождать коррупцию. Вот где исполнительная власть безответственна перед законодательной и судебной властями.
Третья причина коррупции — это низкий уровень демократии и политической конкуренции. Если чиновник не боится потерять свое место (этот страх обеспечивается текучестью и выборами), он не боится совершить коррупционное преступление.
Отсутствие неотвратимости наказания косвенно связано с четвертой причиной коррупции — непрозрачностью государственной системы. Это высокий уровень секретности в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, непрозрачность законодательной системы, слабая кадровая политика государства, позволяющая распространять синекуру и возможность карьерного роста независимо от фактической производительности сотрудников.
Пятая причина — сложность и громоздкость бюрократического аппарата. Это является основанием для появления множества бюрократических процедур, затрудняющих отслеживание коррупционных преступлений.
Шестая причина — это социокультурные предпосылки коррупции, такие как деморализация общества, неосведомленность и организованность граждан, общественная пассивность по отношению к своенравию «власть имущих». Отсюда происходит отсутствие должного общественного контроля со стороны институтов гражданского общества за функционированием чиновничьего аппарата. Седьмая причина — связи чиновничества с бизнесом, в том числе и членами семьи самого чиновника. Судьба бизнеса зачастую самым прямым образом зависит от административной поддержки, которую оказывает недобросовестный чиновник. [9]
- Антикоррупционная политика в Российской Федерации
У любого государства есть свои функции, которые отражают основные задачи и направления его деятельности, т. е. Содержательно конкретизируют значение государства как формы организации общества. Некоторые функции государства, например, функции обороны, национальной безопасности, поддержания (охраны) общественного порядка, являются традиционными, так как необходимость их выполнения служила основной причиной возникновения государства как исторического категория. Они и по сей день остаются типичными для современной государственности.
Основными нормативными актами, которыми регламентируется данный правовой вопрос являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, нормативно правовые акты иных федеральных органов государственной власти.
Опасность коррупции состоит в следующем.
- Взаимозависимость экономик, в т. ч. финансовых рынков развитых и частично развивающихся стран, не только представляет собой определенную выгоду, позволяя свободное движение капитала, товаров и услуг, но также значительно увеличивает риск обвального разрушения мировой экономической системы в случае краха как минимум один из основных рынков. Излишне говорить, что сегодня рынок может рухнуть из-за роста уровня коррупции. Другими словами, глобализация экономики влечет за собой глобализацию коррупции.
- Терроризм стал одной из главных угроз отдельным странам и международной безопасности. Но терроризм успешен во многом благодаря мелким и крупным коррупционным сделкам. И у террориста, и у коррумпированного чиновника «нет родины». У них есть только личные цели, хотя для организаторов террористов эти цели сформулированы как «идеологические». Как бы то ни было, слияние терроризма и коррупции представляет собой взрывоопасную смесь, способную подорвать национальную и международную безопасность.
- Высокий уровень коррупции становится удобным поводом для политических спекуляций и легко приводит к власти силы тоталитарного строя. Конечно, коррупция в условиях диктатуры и тотального контроля не уменьшается, а только меняется. [4]
Но, во-первых, осознание обществом масштабов коррупции затемняется закрытым характером диктаторских режимов, а во-вторых, даже если такое осознание возникает, оно не влияет на масштабы коррупции, потому что демократические институты больше не функционируют. Угроза установления таких режимов опасна не только для самих стран с переходной экономикой, но и для их соседей, а также для всего мирового сообщества, поскольку нынешний мировой порядок, включающий, например, концепцию «страны-изгоя», значительно снижает уровень международной безопасности.
Коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться. Вот почему все более естественным для любого государства становится осуществление постоянной антикоррупционной политики. Лишь эта стратегия представляется единственно эффективной в нынешних условиях. При этом она не противопоставляется применению правового государственного принуждения к коррупционерам. Наоборот, это принуждение становится более эффективным, поскольку встраивается в общую систему антикоррупционного сдерживания.
В частности, проводя антикоррупционную политику, государство и общество могут видеть слабые стороны полицейских, контрольных и судебных механизмов и корректировать эти механизмы, а главное — минимизировать коррупцию в самих юрисдикциях.
Антикоррупционная политика — это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни . [6]
Разработка антикоррупционной политики начинается с понимания ее основных направлений. Эти направления характерны практически для любого государства, даже такого, где уровень коррупции в настоящее время не угрожает. Другое дело содержание конкретных мероприятий, которые укладываются в каждое из направлений (блоков). Здесь не может быть универсализма. Больше того, содержание направлений антикоррупционной политики должно корректироваться не только по мере осуществления отдельных мер, но и с учетом результатов глубинных исследований коррупции, основанных на научном подходе, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции; «участков» государственного и общественного организма, наиболее пораженных коррупцией; мотивации коррупционного поведения; более точной оценки прямых и косвенных экономических потерь и проч.
Чтобы лучше понять то или иное явление, тот или иной процесс, необходимо рассмотреть, из каких составных частей, элементов формируется это явление (процесс). Это особенно актуально для новых категорий, вводимых в научный и практический обиход, таких как антикоррупционная политика. [2]
Основными направлениями антикоррупционной политики являются:
– коррекция законодательства;
– более сбалансированная система сдержек и противовесов между основными институтами власти;
– упорядочение системы, структуры и функций органов исполнительной власти;
– изменение принципов государственной (прежде всего, публичной гражданской) службы и контроль за имущественным положением представителей власти;
– создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств;
– укрепление судебной власти;
– совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности (деятельности спецслужб);
– координация антикоррупционной политики.
Направления антикоррупционной политики должны быть дополнены и скорректированы с учетом постоянного мониторинга коррупции по разным направлениям — отраслевому, региональному, функциональному, а также новые знания о природе коррупции, полученные в результате ее выявления. углубленное исследование, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции; «области» государства и общественного органа, наиболее подверженные коррупции; мотивация коррупционного поведения. [1]
Литература:
- Corruption perceptions index 2019 // Transparency International (www.transparency.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparency.org/en/cpi/2019/results/afg# (Дата обращения: 03.01.2021).
- Я. И. Гилинский. Коррупция // Большая российская энциклопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/law/text/2100030 (Дата обращения: 03.01.2021).
- Corruption // Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/corruption-law (Дата обращения: 03.01.2021).
- What is corruption? // Transparency International (www.transparency.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparency.org/en/what-is-corruption# (Дата обращения: 03.01.2021).
- G. S. Becker. Crime and punishment: an economic approach. — Journal of Political Economy vol.76. n.2, 1968. — p. 169–217
- Комитет по градостроительству и архитектуре. Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга». Измерение коррупции / сост. и вёрстка И. А. Ксенофонтова. [Электронный ресурс]. URL: http://gugenplan.spb.ru/UserFiles/BUKLET_corruption %20measuring %2030 %2006 %202017.pdf (Дата обращения: 05.01.2021).
- Коррупция // Энциклопедия Кругосвет (www.krugosvet.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/ekonomika-i-pravo/korrupciya (Дата обращения: 03.01.2021). Источник: https://logikaprogressa.com/instituty/borba-s-korruptsiej.html#easy-footnote-bottom-9–3585.
- Юрий Латов. Коррупция // Энциклопедия Кругосвет (www.krugosvet.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/ekonomika-i-pravo/korrupciya (Дата обращения: 03.01.2021).
- Е. В. Платов. Причины коррупции в России // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2018. Т. 6, № 4 (24) Источник: https://logikaprogressa.com/instituty/borba-s-korruptsiej.html#easy-footnote-bottom-9–3585.
- Коррупция: причины возникновения, влияния и методы борьбы // «Мировое и национальное хозяйство». Издание МГИМО МИД России (mirec.mgimo.ru). 5 декабря 2008 года. [Электронный ресурс]. URL: https://mirec.mgimo.ru/2009/2009–01/korrupciya-prichiny-vozniknoveniya-vliyaniya-i-metody-borby2 (Дата обращения: 03.01.2021).
- Индекс восприятия коррупции // Transparency International Kyrgyzstan (www.transparency.kg). [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparency.kg/dejatelnost-centra/issledovania/indeks-vosprijatija-korrupcii2.html (Дата обращения: 03.01.2021) Источник: https://logikaprogressa.com/instituty/borba-s-korruptsiej.html#easy-footnote-bottom-9–3585