В статье анализируется роль и функции прокуратуры в противодействии коррупции в Российской Федерации. В статье рассматриваются правовые основы деятельности прокуратуры в данной сфере, в том числе законодательные акты, регламентирующие ее полномочия. Автор рассматривает различные аспекты деятельности прокуратуры. В статье также рассматриваются проблемы и перспективы повышения эффективности работы прокуратуры в сфере противодействия коррупции, предлагаются меры по оптимизации ее деятельности в этой сфере.
Ключевые слова: прокуратура, противодействие коррупции, коррупционные правонарушения, эффективность, взаимодействие.
Коррупция — это системная проблема, которая оказывает разрушительное воздействие на экономическое развитие, политическую стабильность и социальную справедливость. В условиях глобализации и стремительного развития информационных технологий коррупция приобретает новые формы, становится все более изощренной и сложной для традиционных методов борьбы с ней. В связи с этим возрастает актуальность изучения роли прокуратуры в борьбе с коррупцией. Прокуратура как институт, наделенный широким кругом полномочий, играет ключевую роль в обеспечении законности и правопорядка, а также в защите интересов государства и общества от коррупционных проявлений.
Органы прокуратуры должны выступать эффективным механизмом противодействия коррупции, в связи с чем законодатель наделил их полномочиями в обозначенной области. Так, Генеральный прокурор РФ, выступая с докладом перед Советом Федерации, отметил, что в 2023 году, как и прежде, значительные усилия органов прокуратуры были направлены на противодействие коррупции путем привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц через акты прокурорского реагирования, а также обращения с исками об устранении нарушений и т. д. [8].
К примеру: на территории Саратовской области по результатам проведенных проверок выявлено более 3 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, в связи с чем коррупциогенные факторы исключены из более 1 200 нормативных правовых актов и их проектов [9]; на территории Тульской области прокурорами в 2023 году выявлено 2 618 нарушений, на незаконные правовые акты принесено 362 протеста [10]; на территории Костромской области выявлено более 900 нарушений антикоррупционного законодательства [11].
Как видится, на сегодняшний день прокуратура сочетает свою координационную деятельность в сфере противодействия коррупции непосредственно с надзорными функциями в следующих областях [5, с. 10]:
— Проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в том числе соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений в государственных органах.
— Контроль за соблюдением антикоррупционных норм, в том числе предупреждение и урегулирование конфликта интересов, а также уведомление о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок.
— Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (как действующих, так и разрабатываемых).
— Осуществление иных полномочий в сфере противодействия коррупции.
В литературе выделяется ряд проблем практического характера.
В частности, Л. В. Стандзонь отмечает, что «не умаляя положительных сторон в деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, можно выделить некоторые трудности и проблемы». Так, автором выделены такие проблемы, как: неэффективное осуществление антикоррупционного мониторинга, отсутствие единой методологии [6, с. 138–141]. В свою очередь О. А. Бородина считает, что самой главной проблемой в исследуемой области, из которой вытекает множество других, является противоречивость законодательства, регламентирующего деятельность органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции [2, с. 214–216].
Представляется, что существует ряд проблем, которые мешают эффективной работе органов прокуратуры в области противодействия коррупции:
- Недостаток ресурсов. Бюджеты прокуратуры часто недостаточны для проведения эффективных расследований, особенно в сфере коррупции на высоком уровне; нехватка квалифицированных специалистов; отсутствие современных технологий, необходимых для анализа больших объемов данных.
- Влияние внешних факторов. Коррупция в правоохранительных органах, в том числе в прокуратуре, создает порочный круг и мешает эффективной работе.
- Отсутствие четких правовых норм, в том числе неэффективное применение антикоррупционных законов, отсутствие прозрачности в деятельности государственных органов.
- Слабые механизмы предупреждения коррупции, включая неэффективные системы внутреннего контроля и недостаточное внедрение современных антикоррупционных стандартов.
Следовательно, российская прокуратура сталкивается с рядом проблем в сфере противодействия коррупции, которые обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Для повышения эффективности работы прокуратуры необходимо комплексное решение, включающее укрепление законодательства, повышение роли гражданского общества и активную информационную политику.
Как видится, в данном случае активно должна реализовываться координирующая функция органов прокуратуры, закрепленная в ст. ст. 8 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»: «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов» [1]. Очевидны важность и социальная ценность данной функции, между тем, как на это справедливо указывают многие авторы, она нуждается в совершенствовании правовых и организационных основ [2;3].
Оценивая организационно-правовое обеспечение координационной деятельности, можно выявить следующие недостатки:
- Отсутствие единой методологии и стандартов координационной деятельности.
- Недостаточная четкость и конкретность нормативных актов, регулирующих процессы координации.
- Невозможность объективной оценки результатов координации препятствует своевременному выявлению проблем и внесению корректировок в антикоррупционное законодательство.
- Недостаточное понимание значимости координации среди руководствующих кадров и работников организаций.
Для повышения эффективности координационной деятельности необходимо устранить выявленные проблемы и осуществить системные изменения в организационной и правовой среде. В данном контексте одним из способов повышения качества реализации координации может стать совершенствование методического и научного обеспечения данного вида деятельности. Как верно отмечают Н. В. Субанова и Т. В. Раскина, «состояние данной работы не всегда отвечает потребностям практики, полного методического обеспечения не имеет ни одно из направлений прокурорской деятельности» [7, с. 41].
В заключение хотелось бы отметить, что органы прокуратуры играют ключевую роль в борьбе с коррупцией, осуществляя надзор, контроль и координацию деятельности государственных органов и должностных лиц, а также непосредственно участвуя в противодействии коррупционным правонарушениям. Взаимодействуя с другими государственными органами, обучая сотрудников, информируя общественность и совершенствуя законодательство, прокуратура будет способствовать снижению уровня коррупции и защите прав граждан и организаций.
Литература:
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 (ред. от 29.05.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 2024. № 23 (часть I). Ст. 3051.
- Бородина О. А. Правовые и организационные проблемы органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы // Известия АлтГУ. 2018. № 6 (104). С. 212–216.
- Винокуров А. Ю. К вопросу о совершенствовании правового регулирования координационной деятельности прокуратуры // Актуальные вопросы российского права: Сб. науч. ст. Вып. 24. М.: МосГУ, 2012. С. 302–308.
- Гулягин А. Ю., Бозоян А. О. Несовершенство правового регулирования статуса прокурора как координатора и субъекта профилактики правонарушений // Российская юстиция. 2017. № 8. С. 55–58.
- Профилактика коррупционных правонарушений: вопросы применения законодательства о противодействии коррупции и основные направления профилактики коррупционных правонарушений. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2024. 270 с.
- Стандзонь Л. В. Некоторые проблемы осуществления полномочий прокуратуры в сфере противодействия коррупции // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2014. № 2. С. 138–141.
- Субанова Н. В., Раскина Т. В. Методическое обеспечение прокурорской деятельности: состояние и перспективы совершенствования // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2016. № 2 (52). С. 39–45.
- Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов выступил с докладом в Совете Федерации // Официальный сайт Генпрокуратуры России. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=94616909 (дата обращения: 29.06.2024).
- Результаты надзорной деятельности за исполнением антикоррупционного законодательства в 2023 году // Официальный сайт Прокуратуры Саратовской области. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_64/activity/combating-corruption/review?item=84210060 (дата обращения: 29.06.2024).
- Результаты работы органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2023 году // Официальный сайт Прокуратуры Тульской области. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_cfo/mass-media/news/news-regional?item=92898651 (дата обращения: 29.06.2024).
- Отчет за 2023 год «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» // Официальный сайт Прокуратуры Костромской области. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_44/activity/combating-corruption/review?item=91042157 (дата обращения: 29.06.2024).