Прокурорский надзор за исполнением законов о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 14.11.2018

Статья просмотрена: 698 раз

Библиографическое описание:

Могилев, А. В. Прокурорский надзор за исполнением законов о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства / А. В. Могилев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53734/ (дата обращения: 19.11.2024).



Жилищно-коммунальное хозяйство в России на сегодняшний день остается одной из самых криминализированных отраслей экономики.

Ежегодно происходит увеличение цен в сфере жилищно-коммунальных услуг, так согласно данным Росстата в среднем за период в годовом выражении прирост цен на коммунальные услуги выглядит следующим образом: 2014- 7,9 %, 2015–7,5 %, 2016–7,2 %, 2017–5,0 %, 1 квартал 2018–4,4 %. Расходы на коммунальные услуги становятся непосильной нагрузкой для граждан, что служит одной из причин возникновения социальной напряжённости [1].

Так, например, тариф на электроэнергию в квартирах без электроплит по установленной социальной норме потребления, за 100 кВт·ч с 2000 года по 2016 год вырос с 52,31 рублей до 359,02 рублей, то есть вырос почти в 7 раз [2].

По-прежнему основными причинами роста стоимости коммунальных услуг являются инфляционные процессы, снижение объемов реализации коммунальных ресурсов отдельными предприятиями, включения в тарифы дополнительных затрат на выполнение мероприятий в рамках инвестиционных программ, а также затрат на компенсацию ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов в рамках действующего законодательства о тарифном регулировании.

С учётом актуальности рассматриваемого вопроса надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального комплекса, а также защита и восстановление прав граждан в сфере ЖКХ является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности.

Согласно статистическим данным по результатам работы за январь-декабрь 2017 года прокуратурой выявлено 303 389 нарушений закона, направлено исков в суд 27 944 (удовлетворено 24 921), внесено 85 485 представлений, 57 767 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по постановлению прокурора привлечено 14 936 лиц к административной ответственности, 1 179 материалов направлено для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по 969 из которых возбуждены уголовные дела [3].

Жилищно-коммунальный комплекс имеет многокомпонентную структуру, включающую в себя такие правовые институты как управление государственным и муниципальным жилищным фондом, содержание жилых помещений, создание и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и прочие.

Особое место в указанной структуре занимает институт предоставления коммунальных услуг. Правоотношения в данном секторе ЖКХ носят сложный и многоаспектный характер. Они включают в себя отношения по установлению прав и обязанностей исполнителей и потребителей коммунальных услуг, отношения, связанные качеством предоставленного коммунального ресурса, а также порядка ограничения предоставления коммунального ресурса, отношения по определению, изменению и перерасчету размера платы за коммунальные услуги и иные. Наибольший социальный диссонанс в обществе вызывают последние. Формирование размера платы за коммунальные услуги — тарифа, осуществляемого на основе различных показателей.

Общим принципом регулирования тарифов является принцип установления тарифов, обеспечивающих финансовые потребности ресурсоснабжающих организаций, необходимые для реализации их производственных программ и (или) инвестиционной программ, соблюдение предельных индексов и оценка доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.

Ввиду чего, при установлении тарифов на коммунальные ресурсы исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации обязаны проверять экономическую обоснованность включения тех или иных расходов ресурсоснабжающих организаций в состав финансовых потребностей необходимых им для производства и реализации коммунальных ресурсов.

На сегодняшний день законодательство в сфере ЖКХ предусматривает возможность пересмотра установленных тарифов только в исключительных случаях, на основании предписаний федеральной антимонопольной службы России или решения суда.

Выявленные в рамках надзорной деятельности прокуратуры экономически необоснованные затраты предприятий, включенные в утвержденный тариф, основанием для досрочного пересмотра действующего тарифа не являются.

Прокурор, выявив включение в тариф экономически необоснованных затрат? направляет «информацию» в орган исполнительной власти субъекта, осуществляющий регулирование и контроль в области регулирования тарифов, по рассмотрению указанной информации данным органом принимается решение об исключении экономически необоснованных затрат при установлении тарифов, но только на следующий период регулирования.

Так прокуратурой Саянского района Красноярского края в рамках проверки экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию и горячую воду для потребителей ООО «Саянтеплоресурс» установлен факт включения в НВВ предприятия затрат по договорам аренды нежилых помещений, транспорта, выполнения работ и услуг производственного характера с аффилированными юридическими лицами ООО «Квартет», ООО «Фиштраст», ООО «Спектр» и ИП Мельниковым В. Г. (который является учредителем и фактически осуществляет руководство всеми названными организациями) на сумму более 12 млн руб., в связи с чем в РЭК края и УФАС России по Красноярскому краю подготовлены соответствующие информации для исключения данных экономически необоснованных расходов из НВВ предприятия и решения вопроса о наличии в действиях указанных организаций признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Однако, данная мера не в полном объеме содействует восстановлению нарушенных прав граждан.

В рамках проведенного анализа надзорной деятельности органов прокуратуры, а также норм действующего законодательства в сфере ЖКХ, были выявлены пробелы законодательства, разрешение которых возможно только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Так, согласно действующему законодательству в качестве ответственности за невыполнение или неполное выполнение инвестиционных, производственных программ, работ по ремонту оборудования предусмотрена только корректировка необходимой валовой выручки предприятий на следующий период регулирования, что не стимулирует модернизацию и ремонт основных средств предприятий.

В данной ситуации, было бы целесообразно закрепление на законодательном уровне исключение необоснованно учтенных затрат при корректировке необходимой валовой выручки предприятий с учетом процентов за пользование чужими денежными средствами.

Ввиду чего, полагаю необходимым дополнить указанными положениями в рамках статьи: «Ответственность за невыполнение или неполное выполнение инвестиционных, производственных программ», так указанные положения полагаю необходимым внести в следующие НПА: Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 N 424 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ».

Не урегулирован и вопрос об ответственности ресурсоснабжающей организации при невыполнении указанных программ, а также включение в тариф иных экономически необоснованных затрат, в случае если предприятие в следующем периоде регулирования прекратит свою деятельность в качестве поставщика коммунальных услуг. Возникает логичный вопрос, а кто же будет возмещать убытки потребителям. В настоящее время данный вопрос так и не разрешен на законодательном уровне.

При таких обстоятельствах полагаю, что было бы целесообразным закрепить на законодательном уровне возможность пересмотра утвержденных тарифов ресурсоснабжающей организации с периодичностью не раз в год, а ежеквартально, при этом наряду с предписаниями федеральной антимонопольной службы России, решениями суда, закрепить в качестве основания для пересмотра тарифа внесение прокурором такого акта прокурорского реагирования как представление об устранении нарушения закона.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день назрела необходимость в детализации гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в сфере ценообразования на коммунальные услуги, надлежащая организация прокурорского надзора в указанной сфере будут способствовать пресечению необоснованного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, соблюдению баланса интересов ресурсоснабжающих организаций и потребителей, привлечению инвестиций в указанную сферу с целью модернизации оборудования и систем подачи энергоресурсов.

Литература:

  1. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики № 36 апрель 2018 // URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/16753.pdf (дата обращения: 11.09.2018).
  2. Данные Росстата // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs (дата обращения 17.09.2018)
  3. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-февраль 2017 г. // URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/905047/ (дата обращения 12.08.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, действующее законодательство, законодательный уровень, период регулирования, Россия, сфера ЖКХ, жилищно-коммунальный комплекс, необходимая валовая выручка, ресурсоснабжающая организация, федеральная антимонопольная служба.


Похожие статьи

прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об отходах производства и потребления

Прокурорский надзор за соблюдением бюджетного законодательства: федеральный и региональный аспект

Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне

Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

К вопросу о предмете прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, а также предложения по совершенствованию надзорной деятельности в связи с последними изменениями Федерального закона «Об исполнительном производстве»

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением наказания, не связанного с лишением свободы

Прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия

Основные формы прокурорского надзора за соблюдением законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Похожие статьи

прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об отходах производства и потребления

Прокурорский надзор за соблюдением бюджетного законодательства: федеральный и региональный аспект

Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне

Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

К вопросу о предмете прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, а также предложения по совершенствованию надзорной деятельности в связи с последними изменениями Федерального закона «Об исполнительном производстве»

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением наказания, не связанного с лишением свободы

Прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия

Основные формы прокурорского надзора за соблюдением законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Задать вопрос