Договор энергоснабжения — сложный договор, включающий в себя поставку энергоресурса в необходимом объеме и гарантию его качества. Энергоснабжающие организации несут ответственность за перерывы в подаче энергии, ее недоотпуск, что может повлечь невыполнение договорных условий о количестве подлежащего отпуску энергоресурса.
За последний период мы наблюдаем рост потребления энергоресурса в связи с ростом промышленности, сельского хозяйства, строительства, что является стимулом к развитию энергетики ее преобразованию, предусмотренными реформой РАО ЕЭС. Но энергетикам довольно не просто в виду протяженности коммуникаций и связанных с этим технологическими потерями, коммерческими потерями в бесхозных сетях, и прочее. Также необходимо учесть безучетное потребление и огромную дебиторскую задолженность.
По данным Ассоциации «НП Советрынка» задолженность по Федеральным округам на 31.12.2022г. составила 321,9 млрд. рублей, что на 32,4 млрд. рублей выше, чем в предыдущем году. Из них 50 337,7 млн. рублей выпадает на промышленных потребителей и 177 986,9 млн. рублей — на непромышленных (группу ЖКХ), из них:
– потребители ЖКХ — 69 155,2 млн. рублей,
– УК, ТСЖ, ЖСК — 37 665,1 млн. рублей,
– энергоснабжающие и энергосбытовые организации — 34 489,4 млн. рублей,
– бюджетные потребители — 11 850,6 млн. рублей,
– сельхозпроизводители — 4 827,9 млн. рублей,
– население — 76 855,5 млн. рублей [1].
Как сообщает Ассоциация «Совет производителей энергии», на рынке тепловой энергии России задолженность перед генерирующими компаниями по состоянию на 01.01.2022 увеличилась на 7,8 % или 16,3 млрд. рублей и составила 225,5 млрд. рублей [2].
Газпром сообщает о просроченной задолженности за газ в России на 2022г. в количестве 163,1 млрд. рублей [3].
Рассмотрев динамику на РРЭ в 2021–2022гг. на 31.12.2022г. мы видим ее увеличение в основном в отапливаемый период, ведь именно в этот период у энергокомпаний отсутствует возможность для привлечения «жестких» мер на должников путем ограничения подачи энергоресурсов, не говоря уже об отсутствии такой возможности воздействия на производство в виду риска стать причиной недоотпуска продукции, простоя рабочих, механизмов и прочему, что может нанести непоправимый экономический урон должникам, особенно тем, которые имеют технологическую бронь. При ограничении подачи энергии необходимо строго соблюдать процедуру.
В результате роста неплатежей растет недофинансирование, что приводит к уменьшению объемов нового строительства, реконструкции и ремонтов сетей. Необходим системный подход и специальные стратегии для улучшения ситуации и отлаживания системы энергоснабжения. Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ для уменьшения задолженности потребителей перед энергоснабжающими организациями внесены изменения для не исполняющих обязанности за потребленные энергоресурсы (газа, электрической и тепловой энергии) в плане применения пеней и предоставления финансовых гарантий отдельными категориями потребителей.
Но, как ни печально это звучит, именно отключение неплательщиков является самым действенным способом для возврата долга за потребленные энергоресурсы. И, как показывает практика, наиболее злостными неплательщиками являются потребители, которым отключение от подачи энергоресурсов запрещено или ограничено.
Обратимся к Указу Президента Российской Федерации «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» № 1173 от 23.11.1995г. [4]. где введен запрет к применению мер, призывающих к ответственности за оплату потребленных энергоресурсов с социально-значимых объектов (силовых частей, воинских, медицинских учреждений, государственных органов, организаций различного рода транспорта и др.). не только введение ограничения, а даже направление предупреждения о его возможности является нарушением законодательства и приводит гарантирующего поставщика к штрафам. Здесь, как минимум необходимо сократить перечень неотключаемых объектов, ведь далеко не все объекты, находящиеся на территории таких организаций, относятся к неотключаемым.
Также неотключаемыми являются потребители с субабонентами в виду того, что для этого этим потребителем должны быть реализованы организационно-технические меры по доставке энергоресурсов его субабонентам. Потребитель, имеющий аварийную или технологическую бронь должен принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечения безопасности людей и предоставить акты согласования аварийной или технологической брони.
Таким образом, эти потребители защищены положением и данные меры становятся неприменимы — тупик. Почему бы не установить административную ответственность за неисполнение необходимых для отключения действий? Получается, что ресурсоснабжающие организации обязаны продолжать обеспечивать своими ресурсами неплательщиков.
Существует также проблема недоучета электроэнергии путем противоправных мер потребителей таких, как несанкционированные подключения к сетям энергоснабжения, физические вмешательства в работу приборов учета энергоресурсов. Несанкцонрованный отбор мощности — хищение энергоресурсов ведет к разнице между поступившей в сеть и отпущенной потребителям энергии. Согласно пп.3.5 п. 3 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ от 26.09.1996 средства учета электроэнергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для невозможности вмешательства в работу приборов учета и искажения данных по расходам. Основанием для взыскания стоимости по данному нарушению является акт осмотра прибора учета и акт о неучтенном потреблении контролера, представляющего организацию поставщика электроэнергии.
Потребление энергоресурса при неисправности устройств или их неправильного функционирования также является безучетным потреблением. Чтобы потребителю не нести, по умолчанию, ответственность он должен уведомить энергоснабжающую организацию о неполадках и предоставить доказательства об уведомлении. А компания, поставляющая энергоресурс должна доказать факт безучетного потребления.
Как мы видим выше из данных по задолженности, большой ее объем исходит от потребителей ЖКХ. Законодательством уже проведена некоторая работа по ее сокращению путем установки коллективных и индивидуальных приборов учета, учитывающих количество поставляемых и полученных потребителями энергоресурсов.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] собственники жилых домов, помещений в многоквартирных домах (далее МКД) были обязаны до 1 июля 2012г. установить и ввести в эксплуатацию приборы учета как коллективные (общедомовые) приборы учета ресурсов воды и тепла, поступающих в дома, так и индивидуальные, общие (для коммунальной квартиры) приборы учета водо- и электроснабжения. А до 1 января 2015г. — общие и индивидуальные приборы учета природного газа, если объекты имеют подключение к сети центрального газоснабжения. Решение об установке в МКД коллективных (общедомовых) приборов учета (далее ОДПУ) должно приниматься на общем собрании собственников помещений в этом доме. Собранию также необходимо подтвердить, что расходы на приобретение и монтаж ОДПУ включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Установкой коллективных приборов учета занимается обслуживающая ресурсоснабжающие сети данного МКД организация на основании договора, которая несет ответственность за содержание общего имущества собственников помещений (УК, ТСЖ, ЖСК). По этому договору организацией должны оказываться услуги в соответствии с Приказом Минэнерго Росси от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».
При этом, установка соответствующих приборов — это, в соответствии с законодательством, обязанность собственников. Наложение штрафов за несоблюдение или иного административного наказания Федеральное законодательство не предусматривает, но Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была предусмотрена возможность установки таких счетчиков в принудительном порядке за счет собственника. Также собственник не вправе препятствовать установке коллективных приборов учета ресурсоснабжающим организациям также за счет собственника.
На данный момент, в виду некоторых изменений в законодательстве «гарантирующие поставщики обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов (за исключением помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества), включая установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии» [6]. Т. е. установка, замена как индивидуальных приборов учета (далее ИПУ), так и ОДПУ входит в прямые обязанности энергоснабжающих организаций и за их же счет, что считаем разумным в виду ускорения процесса «обвязки» приборами учета потребляемого энергоресурса и заметного увеличения количества «обвязанных» МКД из-за устранения препятствий в плане снятия материальной нагрузки на монтаж и замену на собственников помещений и получения необходимой технической документации на возможность проведения данных работ.
Здесь мы можем заметить еще несколько положительных факторов.
Возможность наведения порядка в технической документации (актах об осуществлении технологического присоединения или актах разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон), а также их получения в виду их отсутствия. Если ранее некоторые МКД включались в договор энергоснабжения порой без ее предоставления управляющими компаниями и, как нам известно энергоснабжающие организации не в праве отказать в заключении или включении в данный договор и не могут воздействовать на ее получение путем отключения от энергоресурса. Соответственно сейчас эти пробелы автоматически устраняются при установке ОДПУ в «проблемных» МКД из-за ее обязательной необходимости. Энергоснабжающие организации теперь напрямую запрашивают данные документы у сетевых организаций, чтобы наглядно понимать границы питающих сетей. Как мы видим за эти годы возросло количество помещений, переведенных в нежилые, пристроев и отдельно стоящих от дома строений, которые запитаны от сетей МКД. В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. [7; 8], «коллективный (общедомовый) прибор учета — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при технической возможности и используемое для количества объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом».
Также мы видим и плюс в том, управляющие компании будут в ускоренном и обязательном порядке приводить аварийные вводные устройства в порядок для возможности установления ОДПУ в стандартных для них местах без риска выведения из строя. Аварийные сети являются, к нашей скорби, проблемой, очень наболевшей и скрытой от глаз собственников МКД обсуживающими их организациями, и требуют особого внимания, т. к. несут опасность как для имущества, так и для жизни и здоровья людей. В соответствии со ст. 539 ГК РФ договором энергоснабжения признается договор, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Здесь же кроется ответ на вопрос собственников объектов МКД: «Почему, при обращении в энергоснабжающую организацию об увеличении объема поставки энергоресурса она требует предоставления технической документации как от сетевой организации, так и от организации, обслуживающей сети их домов?» энергоснабжающая организация должна быть уверена в том, что поставляемый ею продукт будет соответствовать стандартам, заложенным в законодательстве, путем соответствия и возможности сетей поставлять больший объем энергоресурса. При отсутствии такой возможности, потребитель направляется на договор технологического присоединения, при котором сетевая организация рассматривает необходимые возможности для поставки требуемого количества энергоресурса. Таким образом, ограждая себя и третьих лиц (остальных собственников помещений МКД) от возможных аварийных ситуаций.
Литература:
- https://www.np-sr.ru/ru/press/video/55642-ao-cfr-prokommentirovalo-platezhnye-rezultaty-i-dinamiku-snizheniya-zadolzhennosti
- https://news.myseldon.com/ru/news/index/267271138
- https://neftegaz.ru/news/gazoraspredelenie/774009-gazprom-prosrochennaya-zadolzhennost-potrebiteley-za-gaz-v-rossii-snizhaetsya-/
- https://base.garant.ru/105476/
- https://base.garant.ru/12171109/
- Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (ред. От 08.06.2023) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») п. 136 абз. 6 // www.consultant.ru
- https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247/
- https://mlcjournal.ru/s0026190-9-1/