Эффективное сбережение энергоресурсов – одно из ключевых звеньев реформирования ЖКХ в России
Автор: Калентьева Наталья Александровна
Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство
Опубликовано в
международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2012)
Статья просмотрена: 4483 раза
Библиографическое описание:
Калентьева, Н. А. Эффективное сбережение энергоресурсов – одно из ключевых звеньев реформирования ЖКХ в России / Н. А. Калентьева. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1832/ (дата обращения: 17.12.2024).
Человечество во всем мире обеспокоено вопросами экономии энергии. Эта проблема приобрела глобальный характер, так как нерациональное использование природных ресурсов уже сейчас приводит к экологическим катастрофам. Наша планета находится в опасности, и спасти ее должны мы. Человечество не имеет право распоряжаться энергией Земли без соответствующего контроля. Сегодня страны Европейского Союза потребляют столько энергии за один день, сколько наша планета может аккумулировать за сто лет! Еще немного – и мы можем оказаться на пороге угрозы сохранения жизни на Земле.
Энергоэффективность – безвредное производство энергии и бережное отношение к ней в любой сфере. Эффективное использование энергии охраняет окружающую среду, экономит деньги.
В последнее двадцатилетие энергетика обеспечивала рост благосостояния в мире примерно в равных долях за счет увеличения производства энергоресурсов и улучшения их использования. В развитых странах меры по энергосбережению дают 60-65% экономического роста. В результате энергоемкость национального дохода уменьшилась за этот период в мире на 18% и в развитых странах – на 21-27%. Коренное повышение энергетической эффективности экономики является центральной задачей Энергетической стратегии России. Энергетическая стратегия предусматривает проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Для этого Россия располагает большим потенциалом организационного и технологического энергосбережения.[6]
Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных, технологических мер по экономии энергоресурсов способна к 2020 году уменьшить их расход в стране на 40-48% или на 360-430 млн. т. у. т. в год. Около трети потенциала энергосбережения имеют отрасли топливно-энергетического комплекса, другая треть сосредоточена в остальных отраслях промышленности и в строительстве, свыше четверти – в коммунально-бытовом секторе, 6-7% – на транспорте, 3%- в сельском хозяйстве.[1, с.1]
Результаты сбережения ресурсов можно сравнить с увеличением объема их производства. Вода, тепло предоставляется не только населению, но и предприятиям города, поэтому сбережение ресурсов можно рассматривать как важнейший источник повышения эффективности не только ЖКХ, но и смежных с ним отраслей. Во всех программных документах реформирования ЖКХ говорится о значимости проблем сбережения ресурсов.
Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ) представят собой сложный технический комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования, а также промышленного, ремонтно-строительного производства и эксплуатационного обслуживания, созданного для их содержания, ремонта и сохранности.[5, с.30]
Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня является крупнейшим потребителем энергии в стране, одной из самых затратных отраслей российской экономики, в которой энергоресурсы используются крайне нерационально. По официальным данным Правительства РФ, содержание ЖКХ для государственного бюджета обходится в 100-120 млрд. руб. ежегодно, причём имеется тенденция к постоянному росту этих расходов. Ежегодная потребность в расходах на жилищно-коммунальный сектор (ЖКС) составляет от 35 % до 50 % муниципальных бюджетов. Удельный расход воды на одного жителя России превышает среднеевропейские показатели в 2-3 раза, на отопление 1 м2 площади тратится в 5 раз больше условного топлива, чем в Европе.[6]
Энергосбережение является ключевым звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России. В России каждый процент экономии топлива, энергии может дать 0,35-0,4% прироста национального дохода. В ЖКХ России имеется огромный запас энергоресурсов, но из-за нерационального энергопотребления, носящего расточительный характер, значительно увеличиваются затраты на энергоресурсы в нашей стране, а энергоемкость национального дохода России в 2-3 раза выше, чем, например, в странах Западной Европы.[2, с.1]
Значительный потенциал экономии и рост стоимости энергоресурсов делают проблему энергоресурсосбережения в ЖКХ весьма актуальной.
Конечной целью энергоресурсосберегающей политики в ЖКХ служит снижение издержек производства и себестоимости коммунальных услуг и, соответственно, смягчение для населения бремени оплаты этих услуг.
Сектор многоквартирного жилья считается одной из самых проблемных областей, в том, что касается экономии энергии. От 2/3 до 3/4 общего потребления энергии в жилищном секторе – это снабжение горячей водой и отопление. Основные факторы, которые влияют на потребность в отоплении, – это климат, размеры отапливаемых площадей, качество внешнего каркаса здания, система отопления и т.д.
Большинство многоквартирных домов по всей стране не отвечают современным требованиям энерго- и ресурсосбережения, так как построены они с учетом старых строительных норм.
Энергосбережение в многоквартирном доме – это прежде всего уменьшение потерь тепла за счет утепления полов, стен, потолков. Также сюда можно отнести переделку системы отопления, которая неэффективно расходует энергию, в такую, которая будет оптимально расходовать энергию, не нарушая при этом комфортные условия проживания.
Решение проблем энергосбережение в ЖКХ включает в себя:
проведение энергетического аудита, который даст общую картину потерь тепла в доме и выявит те слабые места, нуждающиеся в решении, и уже после этого можно будет приступать к решению этих проблем, выбирать вариант, наиболее подходящий для того или иного дома;
развитие образования в области энерго- и ресурсосбережения;
сокращение потребления энергии в процессе эксплуатации дома;
формирование энерго- и ресурсосберегающего поведения жильцов дома;
развитие перспективных направлений строительства дома и эксплуатации жилья;
повсеместное измерение потребления коммунальных ресурсов;
оборудование системами водоснабжения (холодного и горячего), канализации, газоснабжения, устройство водоподкачек, бойлерных, газоходов;
утепление многоквартирных домов (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство наружных тамбуров, оконные заполнения с тройным остеклением), но к сожалению, в многоквартирных домах отсутствует возможность утепления снаружи отдельно взятой стены, поэтому происходит утепление изнутри;
установка общедомовых приборов учета расхода холодной и горячей воды, тепловой энергии на горячее водоснабжение и отопление) и квартирных приборов учета холодной и горячей воды;
настойчивое внедрение ресурсосберегающих технологий, новых материалов, приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии и т.д.
На решение проблем энергосбережения в ЖКХ направлен Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесения изменений в отдельные законодательные акты РФ». Цель данного закона – создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.[4, с.1]
В мировой практике в рамках энергосбережения применяется широкий комплекс мер. По прогнозам специалистов, в течение 50 лет можно осуществить глобальную смену энергетического курса.
Прогноз до 2050 г. основан на мировом сценарии развития возобновляемой энергии, которая при условии ее эффективного использования сможет удовлетворить потребность более 9 млрд. человек. Важнейшими инструментами реализации государственной политики энергосбережения в странах с развитой экономикой является нормативно-правовая база.
В США, Японии, Канаде и Нидерландах действуют специальные законы в области энергосбережения. В остальных промышленно развитых странах законодательное регулирование в этой сфере осуществляется с помощью отдельных нормативных актов, правительственных директив, посвященных вопросам экономии топлива и энергии, в большинстве своем весьма эффективные и в значительной мере способствующие реализации целей государственной энергосберегающей политики.[3]
Доказательством этого являются и нормы по теплозащите и энергопотреблению в Европе и в России приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Нормы по теплозащите и энергопотреблению в Европе и в России
|
Сопротивление теплопередаче, М20С/Вт |
Применяемая толщина теплоизоляции |
Энергопотребление, кВт*ч на м2 |
Россия |
стены -3,15 |
150 мм |
185 |
крыша – 4,67 |
200 мм |
||
Дания |
стены – 5 |
250 мм |
не более 70 |
крыша – 6,67 |
300 мм |
Показатели приведенные в таблице 1 подтверждают, что энергопотребление кВт*ч на м2 в России очень велико по сравнению с Данией. Это еще раз подтверждает необходимость решения проблемы энергосбережения в нашей стране.
Для снижения энергопотребления ресурсов странами Европы разработан план по изменению норм потребления энергии до 2020 года. Рассмотрим его в таблице 2.
Таблица 2
План стран Европы по изменению норм потребления энергии
Страна/ год |
2009 |
2010 |
2012 |
2013 |
2015 |
2016 |
2020 |
Дания |
|
-25% |
|
|
-50% |
|
-75% |
Финляндия |
|
-30- 40% |
|
-20% |
ЗНЭ |
|
|
Франция |
|
|
ЗНЭ |
|
|
|
Э+ |
Германия |
-30% |
|
-30% |
|
|
|
ЗБТ |
Ирландия |
|
-60% |
|
ЗНВ |
|
|
|
Нидерланды |
|
-25% |
|
|
-50% |
|
ЭНЗ |
Норвегия |
-20- 25% |
|
|
|
|
|
ЗНЭ |
Великобритания |
|
-25% |
|
-44% |
|
ЗНВ |
|
Условные обозначения в таблице:
ЗБТ – здания эксплуатируемые без топлива;
ЭНЗ – энергетически нейтральные здания;
ЗНВ -здания с нулевым выделение СО2;
ЗНЭ- здания с низким энергопотреблением;
Э+ – здания генерирующие энергию.
Данные таблицы 2 показывают, что большинство стран Европы планируют к 2020 году строить здания, эксплуатируемые без топлива, энергетически нейтральные, с нулевым выделение СО2, с низким энергопотреблением, здания генерирующие энергию. Выполнение этого плана позволит значительно сэкономить энергоресурсы.[3]
Приведенные данные в таблице 1 и 2 подтверждают актуальность энергосбережения в РФ на современном этапе. Современный этап сбережения ресурсов в системе ЖКХ характеризуется тем, что соответствующие процессы и мероприятия следует реализовывать с обязательным учетом закона и условиями хозяйствования рыночной экономики. Это означает, что в условиях жесткой конкуренции для решения проблем ресурсосбережения, требуется использование более действенных методов и средств ресурсосбережения. Для этого нужна такая форма управления, которая в условиях рыночных отношений может обеспечивать максимальный эффект. Она может быть создана на основе разработки на государственном уровне целенаправленной политики ресурсосбережения.
Литература:
Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»
Методические указания по проведению энегоресурсоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве
Russian –city-climate.ru.Иностранный опыт. Материалы ИнЭС. Опыт энергосбережения
Закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесения изменений в отдельные законодательные акты РФ»
Симонов Ю.Ф. Экономика жилищно-коммунального хозяйства/Ю.Ф. Симонов//ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.-2008.240 с.
youhouse.ru/sberejenie/