В статье исследуются актуальные аспекты правовых отношений при заключении договоров об энергоснабжении в условиях современных трансформаций в энергетической сфере. Также подробно рассматриваются проблемы, которые имеют важное значение для развития и модернизации института энергетического обеспечения в целом.
Ключевые слова: договор энергоснабжения, ГК РФ, отечественное законодательство, социальная значимость, энергоснабжающая организация.
The article examines the current aspects of legal relations when concluding energy supply contracts in the context of modern transformations in the energy sector. The problems that are important for the development and modernization of the institute of energy supply as a whole are also considered in detail.
Keywords: energy supply agreement, Civil Code of the Russian Federation, domestic legislation, social significance, energy supply organization.
Для начала стоит отметить, что энергоснабжение, в настоящее время является неотъемлемой частью цивилизованного общества, трудно представить свою жизнь без благ, которые работают благодаря энергии: средства связи, бытовое оборудование, компьютеры, электрические транспортные средства и т. д. Также заметим, что одним из распространенных в гражданско-правовом обороте, является договор энергоснабжения.
Так, под договором энергоснабжения следует понимать — разновидность договора купли-продажи, по которому «энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии», что закреплено положениями пункта 1 статьи 539 ГК РФ [1].
Договора на поставку энергоснабжения могут быть классифицированы как: на поставку тепла, на поставку электроэнергии и на поставку газа — в зависимости от типа поставляемой энергии.
В силу пункта 2 статьи 539 ГК РФ, договор энергоснабжения носит публичный, возмездный характер, где ресурсоснабжающая организация обязана заключить такой договор со всеми обратившимися контрагентами, при условии наличия технической возможности подключения к энергетической сети, которые позволяют реализовать передачу энергии. Более того, такой договор, заключается на неопределенный срок и пролонгации не требует, однако, если иное сторонами не определено.
Также заметим, что помимо ГК РФ, деятельность в сфере энергоснабжения регулируется такими нормативно-правовыми актами, как: Федеральными законами: от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [4]; от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5]; а также в соответствии с которыми принимаются подзаконные акты, например, Постановление Правительства РФ от 09.08.2016 № 759 «Об уточнении порядка осуществления технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью» [6] и многие другие.
Таким образом, можно сказать, что отечественное законодательство подробно регламентирует договор энергоснабжения, особенности заключения, «регулирования со стороны государства, правила учета и оплаты энергии, права и обязанности сторон, а также их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств» [9, с. 152]. Несмотря на подробное регулирование правоотношений в данной области и значительной правовой базой, на практике все еще остаются проблемные вопросы, которые взаимосвязаны с исполнением обязанностей по договору энергоснабжения.
Думается одной из важных проблем для сферы поставки и производства ресурсов — является проблема, связанная с неисполнением обязательств по договору со стороны потребителей.
Для решения данной проблемы, законодателем была определена возможность взыскания законной неустойки, что отражено в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а правила и условия взыскания неустойки закреплены в Постановлении Правительства РФ от 26.03.2022 № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022–2024 годах» [7].
Кроме того, у ресурсоснабжающей организации имеется возможность ввести режим частичного и полного ограничения или прекращения подачи ресурса тем абонентам, которые нарушают условия оплаты, предусмотренные договором энергоснабжения. Отечественным законодательством определен порядок ограничения и прекращения подачи ресурса энергоснабжающей организацией, а также для объектов социальной значимости предусмотрен особый порядок ограничения или прекращения поставки ресурсов. Но на практике существуют некоторые проблемы, в том числе и финансового характера, для ресурсоснабжающих организаций.
В Российской Федерации социально-значимые объекты определяют органы местного самоуправления, в каждом муниципалитете или сельском поселении они могут быть разными, однако, как правило — это объекты, которые обеспечивают деятельность здравоохранения, образования, культуры, органы уголовно-исполнительной системы, организации железнодорожного, водного и воздушного транспорта, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и другие. Поэтому, ввиду социальной значимости таких объектов, законодательством РФ в случае нарушения установленных правил, закреплены меры ответственности за неправомерное отключение.
Например, административная ответственность предусмотрена за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что регламентировано статьей 7.23. КоАП РФ [2]. Уголовная ответственность может наступить за деяние, предусмотренное статьей 215.1 УК РФ [3], то есть за прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения.
Таким образом, прежде чем вводить режим частичного или полного ограничения ресурсов на социально значимые объекты, энергоснабжающее агентство должно соблюдать определенные процедуры, связанные с фактическим нарушением платежных обязательств, отсутствием ожиданий платежей и уведомлением о применении таких мер.
Безусловно, нельзя не отметить Энергетическую стратегию Российской Федерации [8], которая утверждена на период до 2035 года. Анализируя данный документ, можно прийти к выводу о наличии некоторых проблемных вопросов: недостаточный объем спроса на внутреннем рынке, зависимость от импортных технологий, дефицит инвестиционных ресурсов, наличие перекрестного субсидирования, отсутствие стабильности из-за внешних факторов, влияющих на развитие энергетики и т. д. Помимо вышеперечисленных глобальных вопросов, внимание уделено также повышению качества жизни населения и сокращению бедности.
Однако, законодатель обошел вниманием проблему, которая существует долгое время — это разброс цен и тарифов на энергоресурсы в зависимости от региона проживания абонента. Например, в городе Иваново оплата за тепловую энергию производится ежемесячно, вне зависимости от сезона — то есть 12 месяцев, а в городе Южно-Сахалинске, оплата за тепловую энергию производится — 9 месяцев, за исключением летнего периода.
Таким образом, в результате анализа нормативных правовых актов в области регулирования правоотношений, вытекающих из договоров энергоснабжения, в целом сектор энергоснабжения в России находится на достойном уровне. Внимание к его совершенствованию уделяется государством, договоры энергоснабжения детально регламентируются законодательством, и количество проблем, существующих сегодня в этой сфере, незначительно, и имеет тенденцию к их уменьшению, путем проведения соответствующих мероприятий по реформированию нормативно-правовой базы.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410; 31.07.2023. № 31 (Часть III). Ст. 5765.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Российская газета. № 256. 31.12.2001; № 119. 03.06.2024.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.06.2024) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954; 03.06.2024. № 23. Ст. 3049.
4. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об электроэнергетике» // Российская газета. № 60. 01.04.2003; № 35. 16.02.2024.
5. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. № 226. 27.11.2009; № 132. 20.06.2023.
6. Постановление Правительства РФ от 09.08.2016 № 759 «Об уточнении порядка осуществления технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью» // Собрание законодательства РФ. 15.08.2016. № 33. Ст. 5185.
7. Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 № 474 (ред. от 29.12.2023) «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022–2024 годах» // Собрание законодательства РФ. 04.04.2022. № 14. Ст. 2258; 01.01.2024. № 1 (Часть III). Ст. 247.
8. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р (ред. от 28.02.2024) «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ. 15.06.2020. № 24. Ст. 3847; 04.03.2024. № 10. Ст. 1446.
9. Вигонд, К. Е. Актуальные проблемы правового регулирования договора энергоснабжения в Российской Федерации / К. Е. Вигонд // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 151–154.