Административные правонарушения в сфере ЖКХ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 30.05.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Звонарева, В. А. Административные правонарушения в сфере ЖКХ / В. А. Звонарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 368-369. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114902/ (дата обращения: 17.12.2024).



Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — отрасль экономики, обеспечивающая функционирование жилых зданий, сетей снабжения водой, теплом и так далее, и сооружений, создающих безопасное, удобное и комфортабельное проживание граждан.

ЖКХ включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.

Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда входят: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения.

Предоставлением и обеспечением жителей коммунальными услугами занимаются государственные организации или частные компании, которые избираются жителями на все общем собрании собственников. Даная компания заключает договора с компаниями субподрядчиками на предоставление (обеспечение) жителей многоквартирных домов электроэнергией, ГВС и ХВС, отоплением и уборкой мусора.

Также управляющая компания должна следить за состоянием домов, производить своевременно ремонтные работы: ремонт кровли, труб, электропроводки и другие виды работ во избежание чрезвычайной ситуации.

На основание Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 11.04.2024) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг...) [1].

Жильцы дома должны своевременно производить оплату за предоставленные коммунальные услуги, как правило начисление коммунальных услуг начинается с начала месяца и рассчитывается по конец месяца, оплата производится не позднее 10-го числа каждого месяца. Прописано в Жилищном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.04.2024, с изм. от 25.04.2024) [2].

Достаточно часто происходят нарушения в сфере ЖКХ со стороны управляющей компании, так же и со стороны жильцов многоквартирных домов. Видов нарушений много, таких как предоставление некачественных услуг, устранение (не устранение) технических неисправностей, начисление платежей за услуги ЖКХ.

Что такое административное правонарушение?

Административное правонарушение — это противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Например: житель многоквартирного дома, он же потребитель коммунальных услуг несвоевременно оплачивает услуги ЖКХ или вовсе не оплачивает.

Оплату ЖКХ услуг нужно производить своевременно и в полном объеме согласно Жилищному кодексу Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.04.2024, с изм. от 25.04.2024) [2].

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом на основании Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ [3].

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе);

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги [4].

Что предусмотрено за неоплату ЖКХ?

За неоплату или просрочку оплаты коммунальных услуг начисляются пени, размер которых будет зависеть от количества дней просрочки. Возможно ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги, взыскание задолженности в судебном порядке, а также выселение нанимателя по решению суда [5].

Достаточно часто происходит, что жильцы многоквартирных домов не хотят платить или не могут платить, так как управляющая компания предоставляет некачественные коммунальные услуги или вовсе завышает начисления по начислениям за предоставление услуг ЖКХ.

Во всех случаях, когда услуга предоставляется жителям несвоевременно и ненадлежащего качества, УК или ТСЖ должны снизить размер платы за содержание и ремонт.

Единственный случай, при котором плата не снижается, если это было связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан.

Что нужно делать жильцам (собственникам) в таком случае?

Первое и самое важное действие — это составление акта оказания жилищных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную периодичность или продолжительность.

Именно на указанный акт жители потом будут ссылаться, требуя перерасчета стоимости жилищных услуг.

Прежде чем составить акт, нужно позвонить или написать письмо в аварийно-диспетчерскую службу и сообщить, что дворник, к примеру, плохо убрал придомовую территорию. Ваше сообщение обязательно должно быть зафиксировано в аварийно-диспетчерской службе.

Написать заявление в управляющею компанию на имя руководителя. В котором описывается ситуация с просьбой предоставить выписку по начислениям по услугам ЖКХ и произвести перерасчет за период. Срок обработки обращений граждан занимает от 3-х дней с момента регистрации поступившего обращения и 30 дней на подготовку и направление ответа [6].

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете [1].

Если управляющая не ответила на обращения в течение 30 дней, можно обратиться с жалобой на УК в органы местного самоуправления, жилищную инспекцию города (районную), в прокуратуру или Роспотребнадзор.

Государственная жилищная инспекция и прокуратура города (района) на основание обращений граждан производит проверку [8].

Чем грозит для управляющей компании нарушение сроков выполнения предписания Главного управления жилищной инспекции?

Максимальный размер штрафных санкций для УК в случае неисполнения законного предписания ГЖИ в соответствии с КоАП РФ — 300 000 рублей. Кроме этого, в отношении злостных нарушителей Государственная жилищная инспекция может начать процедуру лишения лицензии [2].

Таким образом нарушение закона повлечет за собой ответственность гражданско-правовую, административную или уголовную как для физического лица (гражданина), так и для юридического лица (управляющей компании).

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 11.04.2024) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг...).
  2. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.04.2024, с изм. от 25.04.2024).
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 04.06.2011 N 123-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 N 263-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» от 03.11.2015 N 307-ФЗ.
  6. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ).
  7. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 07.05.2013 N 80-ФЗ.
  8. Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1670 (ред. от 29.05.2023) «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)».
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, управляющая компания, жилое помещение, услуга ЖКХ, аварийно-диспетчерская служба, административное правонарушение, Государственная жилищная инспекция, жилищно-коммунальное хозяйство, Жилищный кодекс, Российская Федерация.


Задать вопрос