Угрозы экологической безопасности в сфере землепользования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 19.05.2019

Статья просмотрена: 984 раза

Библиографическое описание:

Гарипова, А. Р. Угрозы экологической безопасности в сфере землепользования / А. Р. Гарипова, Л. Е. Черноглазова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59149/ (дата обращения: 19.12.2024).



Долгое время вопросы экологической безопасности находились на периферии государственного внимания, но времени ждать у нас — больше нет. Согласно статье 12 Земельного кодекса [1] Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, захламлению, загрязнению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности [1].

На сегодняшний день мы продолжаем наблюдать плачевное состояние земель. Опыт предыдущих лет показывает нам, что любая нерешенная проблема становится причиной катастрофы. По данным на 2017 год земли, находящиеся в хозяйственном обороте, включая и земли сельского хозяйства, загрязнены органическими и неорганическими веществами в размере 75 млн. Гектаров [2], туда же входят коммунальные отходы, отходы предприятий и другие. Площадь нарушенных земель, утративших свою хозяйственную ценность или оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, составляет более 1 млн. гектаров. Опустынивание земель в той или иной мере наблюдается в 27 субъектах Российской Федерации на территории площадью более 100 млн. гектаров.

Особое значение данной проблемы мы видим в стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, где отмечается “Практически во всех регионах страны сохраняется тенденция к ухудшению состояния земель и почв. Основными негативными процессами, приводящими к деградации земель, почв, изменению среды обитания растений, животных и других организмов, являются водная и ветровая эрозия, заболачивание, подтопление земель, переувлажнение, засоление и осолонцевание почв. Более половины общей площади сельскохозяйственных угодий страны подвержено этим процессам” И далее: “Не выполняются в установленные сроки мероприятия по рекультивации земель, нарушенных при строительстве, а также при разработке месторождений полезных ископаемых” [2].

Все это возникло из-за халатного отношения людей, постоянного нарушения действующего земельного законодательства. Последствия, которые могут быть вызваны умышленным загрязнением, отравлением почвы, осуществлять нерациональное использование земли и иные правонарушения в отношении земли, что в свою очередь оказывает негативное воздействием на экологическое состояние в целом [3].

Для начала нужно рассмотреть саму формулировку “экологическая безопасность” и то, как именно ее трактует нам законодатель. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 28. 12. 10 г. № 390- ФЗ «О безопасности» экологическая безопасность соотносится, как национальная безопасность. Определение термина «национальная безопасность» дается нам в стратегии национальной безопасности до 2020 года [4]. Там говорится, что национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которые позволяют обеспечить права и законные интересы граждан, достойное качество и уровень жизни граждан. Состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Одним из направлений в данной стратегии является защита экология живых систем и рациональное природопользование.

Основные угрозы и последствия в сфере землепользования:

  1. Для человека:

– негативные последствия: ухудшения состояния окружающей среды, включая опустынивание, засуху, деградацию земель и почв;

– использование земель с нарушениями, приводит это к негативному влиянию на экологическую систему, и как следствие, к возможному уничтожению человеческой расы;

– упадок ресурсов, как результат — невозможность удовлетворения человеческий потребностей.

2. Для государства:

– наличие значительного количества объектов, территории которых подвергались радиоактивному и химическому загрязнению;

– пожары, на определенных территориях, приводящие к уничтожению как лесных ресурсов, так и наземных ресурсов;

– усиление деградации земель и почв, сокращение количества видов растений.

Перечень последствий не заканчивается на данном перечислении.

Основные факторы упадка природной среды:

– преобладание ресурсодобывающих секторов, которые приводят к быстрому истощению природной среды;

– ослабление контроля со стороны государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

– низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Мы видим, что законодательная база для эффективного управления экологической безопасностью в сфере землепользования полностью не сформулирована. Также отсутствует определенный механизм установления платы за использование природных ресурсов, не позволяющий их истощать или позволяющий обеспечивать их восстановление. Но в целях противодействия угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества принимают меры, направленные:

– на стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств;

– на минимизацию ущерба, причиняемого окружающей среде при разведке и добыче полезных ископаемых, и рекультивацию нарушенных земель;

– на ликвидацию вредных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду;

– на развитие системы государственного экологического контроля и надзора, государственного мониторинга окружающей среды, земельных ресурсов, обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов в отношении питьевой воды, атмосферного воздуха и почв и другое.

В Российской Федерации существует ответственность за нарушение природоохранного законодательства. В юриспруденции не прекращаются споры о видах юридической ответственности, но, как правило, выделяют уголовную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую (или имущественную) ответственность. Такой подход находит подтверждение в учебниках по земельному праву и соответствует содержанию гл. XIII Земельного кодекса РФ.

Приведем пример, так Ленинским районным судом г. Барнаула Алтайского края, было рассмотрено материалы уголовного дела в отношении Воробьева С.О, где суд постановил: Воробьева С. О. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 234 Уголовного кодекса РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей [5].

Вина заключалась в том, что Воробьёв С. О. незаконно хранил в надворной постройке, в целях сбыта два стеклянных флакона с ядовитым веществом — металлической ртутью.

Для решения проблемы экологической безопасности в сфере землепользования и последовательного возникающих проблем, мы предлагаем сформировать новое экологического мировоззрение у граждан.

Формирование экологического мировоззрения должно стать непременной частью деятельности всей системы образования. Это возможно при условии, если в содержание школьного образования будут входить следующие элементы:

  1. Система знаний о взаимодействии общества и природы (экологические знания).
  1. Формирование ценностных экологических ориентаций.
  2. Система норм и правил отношения к природе.
  3. Умения и навыки по изучению природы и её охране.

Например, на Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений выступил с докладом Борис Александрович Дубровский, в котором говориться: «Экология — это прежде всего знание. И мы считаем, что это знание наша система образования должна давать не факультативно, а в качестве базовой дисциплины. Экологический компонент должен присутствовать во всех образовательных программах начиная с детского сада. Только тогда на уровне сознания станет нормой понимание личной ответственности каждого за будущее, где человечество, ставшее уже сегодня геологической силой, может уверенно продолжать своё развитие”.

Также необходимо выработать максимально эффективную реализацию государственной экологической политики. Эта задача должна решаться в рамках постоянной экологической функции государства.

Реализация такого предложения в сочетании с усилением юридической ответственности за нарушение экологических, санитарно-гигиенических и иных нормативов позволит создать организационно-правовую гарантию реализации в земельном законодательстве конституционного требования рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, а также реализации права на благоприятную окружающую среду.

Литература:

  1. «Земельный кодекс Российской Федерации” от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
  2. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года” // Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176.
  3. Кочерга М. В. Административная ответственность за земельные правонарушения: проблемы правового регулирования и практики правоприменения: Автореф..дисс..канд..юр..наук. Санкт-Петербург. 2008. С.9. 31 с.
  4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”.
  5. Приговор суда по ч. 1 ст. 234 УК РФ № 1–491/2017 | Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта // sud-praktika.ru URL: http://sud-praktika.ru/precedent/469348.html (дата обращения: 03.03.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, окружающая среда, национальная безопасность, Российская Федерация, сфера землепользования, природная среда, рациональное природопользование, сельское хозяйство, хозяйственная деятельность, юридическая ответственность.


Похожие статьи

Проблемы удовлетворенности населения качеством услуг на предприятиях в сфере ЖКХ

Актуальные нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Актуальные вопросы о видах административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения

Проблемы привлечения к ответственности лиц, причастных к несанкционированным врезкам в магистральный трубопроводный транспорт

Административные правонарушения в сфере ЖКХ

Актуальные проблемы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Актуальные проблемы применения мер административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения

Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений

Трудности внедрения комплекса ГТО на территории Архангельской области

Уменьшение аварийных ситуаций пассажирских автобусных перевозок путем внедрения современных технологий безопасности

Похожие статьи

Проблемы удовлетворенности населения качеством услуг на предприятиях в сфере ЖКХ

Актуальные нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Актуальные вопросы о видах административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения

Проблемы привлечения к ответственности лиц, причастных к несанкционированным врезкам в магистральный трубопроводный транспорт

Административные правонарушения в сфере ЖКХ

Актуальные проблемы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Актуальные проблемы применения мер административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения

Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений

Трудности внедрения комплекса ГТО на территории Архангельской области

Уменьшение аварийных ситуаций пассажирских автобусных перевозок путем внедрения современных технологий безопасности

Задать вопрос