В статье рассматриваются правовые нормы, содержащиеся в различных источниках экологического права о правах граждан в области природопользования. Правоотношения в природопользовании возникают между несколькими участниками данных отношений, в результате которых участники обладают определенными правами и обязанностями. Проблемой реализации прав граждан в области природопользования является отсутствие реального механизма защиты этих прав.
Ключевые слова: природопользование, права граждан, ограниченность ресурсов, загрязнение.
The article examines the legal norms contained in various sources of environmental law on the rights of citizens in the field of environmental management. Legal relations in the use of natural resources arise between several participants in these relations, as a result of which the participants have certain rights and obligations. It is emphasized that, first of all, a person, using natural resources, thinks about how to satisfy his natural needs of the body. As a consequence, the main problem of citizens' realization of their rights in the field of natural resource use is the exhaustion of the planet's natural resources themselves.
Key words: nature management, rights of citizens, limited resources, pollution.
Природные объекты и природные ресурсы играют ключевую роль для экономики Российской Федерации. К правовым отношениям в области природопользования относятся общественные отношения, урегулированные соответствующими нормами права, что указывает на непрерывную взаимосвязь данных правовых отношений с законодательными и иными нормативными правовыми предписаниями, определяющими их юридическое содержание и раскрывающие права и обязанности участников правоотношений в области природопользования.
Проблемой реализации прав граждан в области природопользования является отсутствие реального механизма защиты этих прав. Правовое регулирование использования природных ресурсов в Российской Федерации находится под особым контролем государства. Основным источником права природопользования является Конституция Российской Федерации, а также законы. Особое место среди законов принадлежит федеральным конституционным законам (ФКЗ) и только потом федеральным законам (ФЗ); подзаконные акты, а именно:
— указы Президента РФ и распоряжения;
— постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
— приказы и инструкции министерства, федеральных служб и государственных комитетов;
Законодательство субъектов РФ, регулирующее отношения по предмету совместного владения Российской Федерацией и субъектов РФ;
— нормативные акты органов местного самоуправления (обычно это постановления органов местного самоуправления);
— локальные нормативные акты (в форме приказов и инструкций издаются руководителями государственных учреждений и организаций);
— нормы корпоративного (частного) права (в форме приказов и инструкций в предпринимательской сфере, регулирующих отношения трудового коллектива).
Наивысшей юридической силой обладает Конституция РФ, которая имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ. Федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ [1], федеральным конституционным законам, а законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам РФ.
Отношения природопользования могут регулироваться указами, но при этом они не должны противоречить кодексу и федеральным законам. Актом прямого действия в подсистеме природоохранного права является ФЗ «Об охране окружающей среды», в нем прописаны основные задачи по сохранению окружающей среды, предупреждению и устранению вредного воздействия на окружающую среду и улучшению качества окружающей среды. Все остальные законы не должны противоречить ФЗ «Об охране окружающей среды» [3].
Основным законодательным актов, регулирующим отношения в сфере недропользования является Закон РФ «О недрах» [4].
При анализе нормативно-правовых актов можно увидеть, что законодатель при регулировании отношений между природопользователями (которыми чаще всего выступают государство как собственник природных объектов и частный субъект, использующий природный объект для осуществления хозяйственной деятельности — физическое или юридическое лицо) либо не выделял каких-либо четких критериев для отнесения определенного вида пользования природным объектом к определенному основанию права природопользования: к договору или разрешению (лицензии), либо они являлись расплывчатыми и конкретного объяснения найти не представлялось возможным. Таким образом, стоит вопрос между взаимосвязью определенного вида и определенного права природопользования как отражение метода правового регулирования взаимоотношений между природопользователями, следовательно, есть ли вероятность, что в отношениях по конкретному виду природопользования обе стороны будут в состоянии равенства или, по крайней мере, «смягчение» административно-правового регулирования.
Также проблемным моментом при анализе судебной практики мы видим, что граждане не обращаются в судебные и правоохранительные органы за защитой своих экологических прав. Прежде всего потому, что возникают проблемы в получении доступа к экологической информации, хранящейся у государственных органов, и доступа к правосудию при рассмотрении экологических вопросов. Экологические споры в России рассматриваются в рамках гражданского процесса. Считаем, что экологические споры должны носить не универсальный характер гражданского спора, а необходимо более детально регламентировать процессуальные аспекты разрешения экологических споров. Считаем, что было бы целесообразно к участию в подобных процессах привлекать на бесплатной основе правозащитников-экологов, которые оказывали бы гражданам, чьи права нарушены, квалифицированную помощь. Более того, считаем необходимым привлекать к экологическим спорам общественность. Участие населения должно осуществляться на начальных этапах процесса и при принятия решений. В рамках экологического судебного спора необходимо законодательно предусмотреть возможность принятия временных и обеспечительных мер в целях, в частности, предотвращения, прекращения, смягчения или возмещения ущерба окружающей среде, а также принять меры по облегчению сбора доказательств экологического ущерба, когда это представляется возможным и применимо; своевременные механизмы исполнения и соблюдения соответствующих судебных и административных решений.
Необходимо создать условия для участия общественности. При реализации государственными органами любых проектов, связанных со строительством, химической промышленностью, деятельностью заводом и т. д. до населения необходимо доводить следующую информацию: описание затрагиваемой зоны, физические, технические характеристики проекта или мероприятий, описание воздействия проекта на окружающую среду, возможные последствия; информация должна быть понятной и доступной, содержать отчеты и заключения государственных служб, включать сведения о возможности альтернативных методов и мест реализации проектов, проведении тестирований, оценке и мониторинге результатов воздействия на окружающую среду. Таким образом обеспечивались бы равные условия граждан и представителей государственных органов.
Необходимо реализовать право на получение гражданами полного и комплексного доступа к информации о состоянии окружающей среды, а представители государственных органов должны предоставлять подобную информацию в установленные сроки. Необходимо сократить сроки ответов на запросы о предоставлении экологической информации. Доступ к экологической информации включает любую письменную, визуальную, звуковую в электронном или в другом формате информацию об окружающей среде и ее элементах, и природных ресурсах, включая информацию, связанную с рисками и возможными неблагоприятными последствиями, которые оказывают влияние или могут повлиять на здоровье, а также информацию, связанную с охраной окружающей среды и ее управлением. В случае отказа в предоставлении информации компетентный орган должен в письменной форме изложить причины отказа и информировать заявителя о его праве оспаривать, обжаловать решение, информация должна быть изложена в том доступном формате, в котором была запрошена, в срок не более 30 рабочих дней или в более короткий период. В случаях если органы не располагают информацией, необходимо незамедлительно сообщить это заявителю, узнать, какой орган может располагать информацией, предоставление должно осуществляться на безвозмездной основе.
Также было бы справедливо, если в случае неопределенности толкование экологического законодательства и применимых стандартов, касающихся прав человека, было бы в пользу таких прав. Это особенно важно для защиты граждан от незаконных действий и бездействия со стороны государства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021)// «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4147,
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)// «Российская газета», № 6, 12.01.2002,
- Закон РФ от 21.02.1992 № 2395–1 (ред. от 08.12.2020) «О недрах»// «Российская газета», № 52, 15.03.1995.
- Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»// «Собрание законодательства РФ», 24.04.2017, № 17, ст. 2546
- Лунева Е. В. Правовые гарантии в сфере рационального природопользования // Экологическое право. 2019. № 6. С. 18–24
- Шаповалов А. Комплексная экологическая деформация: Правительство делает новый подход к открытию данных о состоянии окружающей среды / А. Шаповалов, А. Васильева // Коммерсант. 2020. 103/П.