Одним из ключевых параметров формирования современной экономической системы, полностью отвечающей всем показателям уровня жизни граждан, является не только общая безопасность человека, но и среда обитания, в которой он проживает. Как известно, среда обитания — одна из ключевых и неделимых частей существования современного человека. От его состояния полностью зависит физиологическое, физическое и духовное состояние человека.
Сегодня в государстве существует множество видов и категорий безопасности. Одна из них — экологическая безопасность, которую необходимо исследовать, чтобы сохранить стабильность и безопасность граждан любого государства. Представленная диссертация актуальна и важна для исследования.
Ключевые слова: экология, экологическая безопасность, государственная политика, общество, система ценностей, проблемы экологии
One of the key parameters of the formation of a modern economic system that fully meets all indicators of the standard of living of citizens is not only the general safety of a person, but also the habitat in which he lives. As you know, the habitat is one of the key and indivisible parts of the existence of modern man. The physiological, physical and spiritual state of a person completely depends on his condition.
Today, there are many types and categories of security in the state. One of them is environmental safety, which must be investigated in order to preserve the stability and security of citizens of any state. The presented dissertation is relevant and important for research.
Keywords: ecology, environmental safety, public policy, society, value system, environmental problems
Ключевой особенностью экологической безопасности является защита не только граждан от различных экологических ситуаций, таких как стихийные бедствия или катастрофы, созданные человеком, но и от воздействия на человека негативного фактора, связанного с загрязнением окружающей среды.
Рассматривая систему экологической безопасности, можно отметить, что согласно этой концепции определяется положение любой среды, факторы которой могут выступать как профилактический элемент, связанный с ухудшением экологического состояния, и возможность образования непосредственных угроз жизни и здоровью граждан государства.
Общая экологическая безопасность может быть достигнута с помощью набора обязательных правил, которые оформляются в виде законодательного акта [2].
В Российской Федерации основными источниками воздействия экологического права на деятельность людей являются группы подзаконных нормативных правовых актов. Из них можно выделить такие, как Указы Президента Российской Федерации, распоряжения Правительства Российской Федерации и другие ведомственные нормативные правовые акты. Отдельным блоком являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и локальные акты, созданные в конкретной организации.
Необходимо учитывать тот факт, что сегодня в России нет такого вида деятельности, который не подпадал бы под действие экологического права. Соответственно, все это скажется на состоянии экологической безопасности государства. Более того, есть тенденция, связанная с тем, что в рамках законодательной деятельности существует так называемая процедура «озеленения права». Эта деятельность полностью связана с возможностью введения новых категорий, стандартов и типов стандартов. Представленные позиции имеют прямое влияние на улучшение экологической защиты окружающей среды [3].
Для обеспечения экологической безопасности в российском законодательстве существуют следующие виды ответственности за его нарушение: административная, уголовная, имущественная, дисциплинарная. Все споры, связанные с загрязнением окружающей среды, будут разрешаться в судебном порядке.
Практика защиты экологической системы государства показывает, что одной из самых распространенных мер является административное наказание. По нему предполагается возможность наложения специального штрафа с последующей компенсацией ущерба, причиненного как физическим, так и юридическим лицом. Одной из самых суровых административных мер в отношении юридического лица будет приостановление или полное прекращение его деятельности. Порядок, связанный с возможностью привлечения лиц к административной ответственности в области экологического права, не дает возможности освободить их от ответственности в рамках гражданско-правовых отношений. Это связано с тем, что эта ответственность также предусматривает процедуру компенсации причиненного ущерба. Обеспечение охраны окружающей среды и безопасности на территории Российской Федерации должно основываться на федеральном законодательстве. Один из них — Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [1].
В рассматриваемом законодательном акте есть набор правил и процессов, связанных с охраной окружающей среды. Этот закон регулирует экономическое развитие и различные экологические отношения. Например, статья 13 этого закона определяет группу государственных мер, связанных с обеспечением экологических прав граждан и различных общественных объединений, занимающихся охраной окружающей среды. Изучая систему положений, касающихся экологических прав и обязанностей, органы исполнительной власти имеют возможность оказывать общую помощь и поддержку юридическим и физическим лицам в этой деятельности.
Для защиты гарантий необходимо учитывать порядок привлечения к ответственности в рамках и мерах, позволяющих общественным объединениям и гражданам защищать экологические права и обязанности. Экологическое законодательство Российской Федерации целиком направлено на формирование инструментов и технологий обучения экологической безопасности. Основные цели этих норм заключаются в следующем:
- Возможность защиты окружающей среды и здоровья человека.
- Внедрение механизмов предотвращения или предотвращения вредного воздействия хозяйственной деятельности на природу и человека.
- Использование мер, связанных с возможностью улучшения окружающей среды.
Обеспечение экологической безопасности предполагает введение специальных требований. Органы охраны окружающей среды имеют право осуществлять экологический контроль и возможность наложения запрета на различных этапах деятельности организации.
Законодательство Российской Федерации устанавливает различные полномочия общественных экологических объединений и организаций в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, в целях обеспечения стабильности и безопасности окружающей среды и ее положительного воздействия на человека государство реализует гарантированные права населения на благоприятную окружающую среду.
Порядок законодательного регулирования и контроля системы экологической безопасности должен найти отражение в синтезе экономических и административно-правовых инструментов. На наш взгляд, важно отнести действующую систему контроля и надзора за выполнением основных требований природоохранной деятельности к ключевому процессу обеспечения экологической безопасности государства. Однако для этого важно создать эффективные регулирующие органы.
Процесс экологического регулирования включает взаимосвязь экономических и административных мер управления. Это позволяет сформировать эффективный механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов на уровне экологического менеджмента [4].
Таким образом, рассмотрев основную сущность и характер формирования экологической безопасности, следует отметить, что не только законодательные акты и правовые нормы должны оказывать влияние на сохранение окружающей среды. Важно, чтобы человек сам понимал, что место, где он находится, тоже должно быть чистым и упорядоченным, поскольку от этих факторов будет зависеть здоровье и благополучие государства и каждого его гражданина.
Обеспечение экологической безопасности возможно только на основе использования соответствующей нормативной базы, существующей судебной практики, а также на основе повышения уровня экологической культуры населения, которое будет всячески стараться самостоятельно сохранять природную среду, не используя закон против себя с точки зрения злостного нарушителя экологического законодательства.
Экологическая безопасность связана с экономической, социальной, культурной и правовой безопасностью, поскольку человек должен существовать и развиваться в подходящей окружающей среде.
Литература:
- Приходько Т. В., Рожкова А. К. Право на благоприятную окружающую среду в контексте обеспечения экологической безопасности: проблемы федерального и регионального правового регулирования (на примере Иркутской области) // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 2. С. 8–12.
- Шпаковский Ю. Г., Евтушенко В. И. Современные проблемы экологической миграции: правовой анализ // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 10. С. 168–175.
- Редникова Т. В. Конституционно-правовые основы охраны окружающей среды в Российской Федерации и за рубежом // Экологическое право. 2019. N 2. С. 30–34.
- Фицай Д. А. Защита экологических прав: некоторые проблемы теории и практики // Журнал российского права. 2018. N 3. С. 127–135.
- Бабич А. А. О понятии и перспективных направлениях государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2020. N 2. С. 67–75.