Согласно Концепции государственной миграционной политики РФ, на период до 2025 г. одним из источников социально-экономического и демографического роста России является переселение мигрантов [1]. Также в Концепции указано, что миграционное законодательство РФ направлено на привлечение временных иностранных трудовых ресурсов и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации мигрантов. Несовершенство системы управления миграционными процессами является одной из причин большого числа незаконных мигрантов [2]. Нелегальная миграция является причиной роста теневой экономики, эксплуатации мигрантов, что приводит к снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет, осложнению криминогенной обстановки в местах их проживания.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2201–1-ФЗ к функциям прокуратуры РФ относится осуществление контроля и надзора в целях обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека [3]. Таким образом, органы прокуратуры осуществляют контроль и надзор за соблюдением миграционного законодательства РФ.
При противодействии правонарушениям прокуратура осуществляет свои функции самостоятельно, а также в рамках взаимодействия с иными государственными органами Российской Федерации. Пункт 1.1 Приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 закрепляет одну из главных функций органов прокуратуры РФ — надзор за соблюдением и исполнением законодательства РФ в целях противодействия преступности [4]. Помимо этого, в приказе указано об организации взаимодействия и обеспечении постоянного обмена информацией с правоохранительными органами по актуальным проблемам, в частности в миграционной сфере.
В связи с этим задачей прокурора является обеспечение действенного надзора за исполнением миграционного законодательства в деятельности Министерства внутренних дел РФ, в частности Управления по вопросам миграции, органов государственной власти субъектов Федерации, налоговых органов. В целях восстановления законности и наказания виновных лиц прокуроры обязаны применять весь комплекс мер по фактам нарушений миграционного законодательства.
В случае совершения правонарушения мигрантами прокуратура и правоохранительные органы обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению виновных к ответственности. В то же время органы прокуратуры должны контролировать действия (бездействия) иных органов государственной власти, допускающих нарушения законодательства в сфере миграции.
Так, возможны факты неправомерного задержания мигрантов, некорректного обращения с ними, необоснованного отказа в оформлении разрешений на проживание и др. Кроме того, не всегда в заявлениях о регистрации по месту пребывания указываются необходимые сведения, не истребуются документы, предусмотренные Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства [5]. Также миграционными органами зачастую не соблюдается срок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на временное проживание, установленный законом. Возможны случаи принятия уведомлений о прибытии иностранных граждан без указания сроков и места пребывания или с указанием недостоверных сведений, что в дальнейшем препятствует осуществлению надзора за пребыванием иностранных граждан на территории государства и раскрытию совершенных ими правонарушения.
В деятельности Управления по вопросам миграции МВД РФ отмечается неэффективный надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые используют труд иностранных граждан. Объектом проверок органов контроля должна быть деятельность недобросовестных лиц, использующих нелегальный труд мигрантов, в то время как проверяется только исполнение миграционного законодательства физическими лицами. Также органам прокуратуры необходимо контролировать деятельность должностных и юридических лиц, использующих труд мигрантов без оформления документов. В ходе проверки прокуратурой г. Находка совместно со специалистами отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Находке в помещении кафе выявлен гражданин Китая, осуществляющий трудовую деятельность в качестве повара, не имея разрешения на работу. Поскольку юридическое лицо привлекло к работе иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, городской суд усмотрел в этом нарушение миграционного законодательства [6].
Кроме этого, существует проблема массовой регистрации иностранных граждан по одному адресу. При обнаружении прокурорами данного нарушения необходимо своевременно предъявить в суд исковое заявление о признании недействительной постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан и о снятии их с миграционного учета [7]. Энгельсский районный суд Саратовской области удовлетворил исковое заявление заместителя прокурора г. Энгельса о признании незаконными действий УФМС России по Саратовской области и отдела УФМС России по Саратовской области в г. Энгельсе по неосуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, регистрации по месту жительства иностранных граждан в количестве 18 человек. Однако апелляционным определением Саратовского областного суда данное решение было отменено, поскольку на момент предъявления прокурором искового заявления в районный суд иностранные граждане были сняты с миграционного учета [8]. Несвоевременные меры прокурорского реагирования не позволяют восстановить нарушенные государственные и общественные интересы, в данном случае требования прокурора признаны незаконными и необоснованными, что влияет на эффективность деятельности органов прокуратуры в целом.
Стоит отметить, что успешная интеграция легальных мигрантов повышает уровень толерантности в обществе, поэтому целью прокурорского надзора является не только пресечение нелегальной миграции, но и обеспечение защиты прав законных мигрантов. Их права подлежат государственной защите наряду с правами граждан Российской Федерации. Однако органы прокуратуры не всегда обращают внимание на соблюдение прав мигрантов.
Таким образом, взаимодействие органов прокуратуры с МВД России, а также проверка прокурорами исполнения миграционного законодательства МВД России приведет не только к пресечению правонарушений в сфере миграции, но и своевременному предупреждению. Стоит отметить, что взаимодействие органов прокуратуры также целесообразно с иными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, общественными организациями, средствами массовой информации.
Литература:
- Указ Президента РФ от 31 октября 2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2015 годы» // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.
- Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учеб. пособие / под ред. О. Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб: Юстиция, 2019. С. 71.
- Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202–1 (ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
- Приказ Генпрокуратуры России от 16 января 2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. № 3. 2012.
- Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 № 713 (ред. от 25.05.2017) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939.
- Постановление Находкинского городского суда Приморского края от 16 июня 2017 г. по делу № 5–759/2017 [Электронный ресурс] URL: https://bsr.sudrf.ru/bigs/portal.html (дата обращения: 03.05.2020).
- Паламарчук А. Задачи прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства // Законность. 2014. № 1. С. 9–13.
- Апелляционное определение Саратовского областного суда от 25.09.2014 по делу N 33–5180 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOKI&n= 280261#07716064679241177 (дата обращения: 01.05.2020).