Прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 2820 раз

Библиографическое описание:

Максимова, Е. В. Прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства / Е. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 328-330. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69812/ (дата обращения: 17.12.2024).



Согласно Концепции государственной миграционной политики РФ, на период до 2025 г. одним из источников социально-экономического и демографического роста России является переселение мигрантов [1]. Также в Концепции указано, что миграционное законодательство РФ направлено на привлечение временных иностранных трудовых ресурсов и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации мигрантов. Несовершенство системы управления миграционными процессами является одной из причин большого числа незаконных мигрантов [2]. Нелегальная миграция является причиной роста теневой экономики, эксплуатации мигрантов, что приводит к снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет, осложнению криминогенной обстановки в местах их проживания.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2201–1-ФЗ к функциям прокуратуры РФ относится осуществление контроля и надзора в целях обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека [3]. Таким образом, органы прокуратуры осуществляют контроль и надзор за соблюдением миграционного законодательства РФ.

При противодействии правонарушениям прокуратура осуществляет свои функции самостоятельно, а также в рамках взаимодействия с иными государственными органами Российской Федерации. Пункт 1.1 Приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 закрепляет одну из главных функций органов прокуратуры РФ — надзор за соблюдением и исполнением законодательства РФ в целях противодействия преступности [4]. Помимо этого, в приказе указано об организации взаимодействия и обеспечении постоянного обмена информацией с правоохранительными органами по актуальным проблемам, в частности в миграционной сфере.

В связи с этим задачей прокурора является обеспечение действенного надзора за исполнением миграционного законодательства в деятельности Министерства внутренних дел РФ, в частности Управления по вопросам миграции, органов государственной власти субъектов Федерации, налоговых органов. В целях восстановления законности и наказания виновных лиц прокуроры обязаны применять весь комплекс мер по фактам нарушений миграционного законодательства.

В случае совершения правонарушения мигрантами прокуратура и правоохранительные органы обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению виновных к ответственности. В то же время органы прокуратуры должны контролировать действия (бездействия) иных органов государственной власти, допускающих нарушения законодательства в сфере миграции.

Так, возможны факты неправомерного задержания мигрантов, некорректного обращения с ними, необоснованного отказа в оформлении разрешений на проживание и др. Кроме того, не всегда в заявлениях о регистрации по месту пребывания указываются необходимые сведения, не истребуются документы, предусмотренные Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства [5]. Также миграционными органами зачастую не соблюдается срок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на временное проживание, установленный законом. Возможны случаи принятия уведомлений о прибытии иностранных граждан без указания сроков и места пребывания или с указанием недостоверных сведений, что в дальнейшем препятствует осуществлению надзора за пребыванием иностранных граждан на территории государства и раскрытию совершенных ими правонарушения.

В деятельности Управления по вопросам миграции МВД РФ отмечается неэффективный надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые используют труд иностранных граждан. Объектом проверок органов контроля должна быть деятельность недобросовестных лиц, использующих нелегальный труд мигрантов, в то время как проверяется только исполнение миграционного законодательства физическими лицами. Также органам прокуратуры необходимо контролировать деятельность должностных и юридических лиц, использующих труд мигрантов без оформления документов. В ходе проверки прокуратурой г. Находка совместно со специалистами отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Находке в помещении кафе выявлен гражданин Китая, осуществляющий трудовую деятельность в качестве повара, не имея разрешения на работу. Поскольку юридическое лицо привлекло к работе иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, городской суд усмотрел в этом нарушение миграционного законодательства [6].

Кроме этого, существует проблема массовой регистрации иностранных граждан по одному адресу. При обнаружении прокурорами данного нарушения необходимо своевременно предъявить в суд исковое заявление о признании недействительной постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан и о снятии их с миграционного учета [7]. Энгельсский районный суд Саратовской области удовлетворил исковое заявление заместителя прокурора г. Энгельса о признании незаконными действий УФМС России по Саратовской области и отдела УФМС России по Саратовской области в г. Энгельсе по неосуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, регистрации по месту жительства иностранных граждан в количестве 18 человек. Однако апелляционным определением Саратовского областного суда данное решение было отменено, поскольку на момент предъявления прокурором искового заявления в районный суд иностранные граждане были сняты с миграционного учета [8]. Несвоевременные меры прокурорского реагирования не позволяют восстановить нарушенные государственные и общественные интересы, в данном случае требования прокурора признаны незаконными и необоснованными, что влияет на эффективность деятельности органов прокуратуры в целом.

Стоит отметить, что успешная интеграция легальных мигрантов повышает уровень толерантности в обществе, поэтому целью прокурорского надзора является не только пресечение нелегальной миграции, но и обеспечение защиты прав законных мигрантов. Их права подлежат государственной защите наряду с правами граждан Российской Федерации. Однако органы прокуратуры не всегда обращают внимание на соблюдение прав мигрантов.

Таким образом, взаимодействие органов прокуратуры с МВД России, а также проверка прокурорами исполнения миграционного законодательства МВД России приведет не только к пресечению правонарушений в сфере миграции, но и своевременному предупреждению. Стоит отметить, что взаимодействие органов прокуратуры также целесообразно с иными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, общественными организациями, средствами массовой информации.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2015 годы» // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.
  2. Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учеб. пособие / под ред. О. Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб: Юстиция, 2019. С. 71.
  3. Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202–1 (ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  4. Приказ Генпрокуратуры России от 16 января 2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. № 3. 2012.
  5. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 № 713 (ред. от 25.05.2017) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939.
  6. Постановление Находкинского городского суда Приморского края от 16 июня 2017 г. по делу № 5–759/2017 [Электронный ресурс] URL: https://bsr.sudrf.ru/bigs/portal.html (дата обращения: 03.05.2020).
  7. Паламарчук А. Задачи прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства // Законность. 2014. № 1. С. 9–13.
  8. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 25.09.2014 по делу N 33–5180 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOKI&n= 280261#07716064679241177 (дата обращения: 01.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): место пребывания, миграционное законодательство, орган прокуратуры, место жительства, миграционный учет, орган, Россия, Саратовская область, сфера миграции, Российская Федерация.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за соблюдением сроков предварительного расследования

Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

Прокурорский надзор за соблюдением бюджетного законодательства: федеральный и региональный аспект

прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об отходах производства и потребления

Прокурорский надзор за исполнением законов о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Значимость прокурорского надзора за трудовой сферой

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия

Пути модернизации прокурорского надзора за предварительным следствием

Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности

Похожие статьи

Прокурорский надзор за соблюдением сроков предварительного расследования

Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

Прокурорский надзор за соблюдением бюджетного законодательства: федеральный и региональный аспект

прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об отходах производства и потребления

Прокурорский надзор за исполнением законов о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Значимость прокурорского надзора за трудовой сферой

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия

Пути модернизации прокурорского надзора за предварительным следствием

Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности

Задать вопрос