Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 29.04.2021

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Больчак, Ю. А. Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности / Ю. А. Больчак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 393-395. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80531/ (дата обращения: 17.12.2024).



В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности значительная роль отведена контролю, который позволяет обеспечить публичные интересы государства, а также защитить права субъектов предпринимательства при осуществлении контрольных мероприятий. В современных экономических условиях проблемы оптимизации государственного контроля приобретают особую остроту. Экономическое благополучие государства во многом зависит от усилий частного бизнеса — источника пополнения бюджета. Государственный контроль предпринимательской деятельности выполняет важные функции, являясь системой экономического, правого, социального, а также политического обеспечения государством наиболее благоприятной среды для устойчивого развития предпринимательской деятельности.

При осуществлении предпринимательской деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации наше государство в лице уполномоченных на то органов власти организует соответствующий контроль (надзор). Правила и порядок его осуществления, а также иные важные функции детально прописаны в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1].

Одной из организационных форм осуществления государственного контроля (надзора) является проверка. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, а также документарными и выездными. Они проводятся в зависимости от различных оснований, которыми могут выступать нарушение прав потребителей, причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, нарушение требований к маркировке товаров и т. д. В среднем, в соответствии с законодательством, срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней, в отдельных случаях срок может быть как сокращен, так и продлен.

Государственный контроль представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами предпринимательской деятельности требований, установленных законодательством Российской Федерации. Контроль осуществляется посредством организации и проведения проверок и иных мероприятий по профилактике нарушений, по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, а также путем анализа и прогнозирования состояния исполнения установленных правил при осуществлении предпринимательской деятельности.

Государственный контроль также может проводиться на различных уровнях, в зависимости от чего он классифицируется как федеральный, региональный, муниципальный и т. д. Такая классификация определяет круг лиц, обязанных проводить контрольную (надзорную) деятельность.

Изменения, вступившие в силу с 1 января 2017 года, ввели целый ряд нововведений. Так, помимо традиционных контрольных проверок, контролирующим органам предоставлено полномочие по проведению профилактических мероприятий с целью устранения причин, условий и факторов, способствующих нарушениям обязательных требований. В числе таких мероприятий разработка и опубликование соответствующих руководств, рекомендаций, разъяснительная работа, обобщение типичных нарушений, вынесение предостережений и др.

В отношении некоторых видов деятельности и определенных объектов может быть установлен режим постоянного государственного контроля (надзора). Данный аспект законодательно урегулирован ст. 13.1 Федерального закона № 294-ФЗ. Режим постоянного контроля устанавливается в отношении деятельности, где эксплуатируются потенциально опасные объекты, взаимодействие с которыми может причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, государству и т. д. к таким объектам можно отнести опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения, объекты использования атомной энергии. Такой режим означает возможность перманентного пребывания должностных лиц уполномоченных органов на вышеупомянутых объектах для постоянного присмотра за надлежащим осуществлением предпринимательской деятельности [2].

Объективная необходимость проведения государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью обуславливается необходимостью обеспечения защиты физических и юридических лиц, обеспечения должного уровня реализации всех процессов, протекающих при осуществлении предпринимательской деятельности, а также необходимостью обеспечения рационального функционирования экономического цикла и развития рыночной экономики.

Нормативные положения предусматривают превентивный контроль без взаимодействия с конкретными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем организации плановых (рейдовых) осмотров, обследований, наблюдений, анализа. С октября 2017 года вступили в силу новые правила проведения плановых проверок бизнеса, ограничивающие административный произвол.

При проведении плановой проверки должностные лица контролирующих органов в ряде случаев обязаны использовать проверочные листы, включающие список контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. Чек-листы используются сотрудниками ряда контрольно-надзорных ведомств в рамках экологического, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, земельного и противопожарного контроля.

В перспективе использование чек-листов должно охватить 90 % всех плановых проверок, что, на наш взгляд, существенно повышает инструментарий защиты прав предпринимателей.

Основанием для проведения незапланированной проверки служит заявление субъекта предпринимательской деятельности о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или на осуществление юридически значимых действий. Вторым основанием является мотивированное представление должностного лица контролирующего органа, составленное по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с предпринимателями [3].

Еще одной новеллой является контрольная закупка, представляющая собой мероприятие, в ходе которого контрольным органом осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Основания данного мероприятия аналогичны предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок. Предварительного уведомления проверяемых лиц не предусмотрено. Однако контрольная закупка согласуется с органами прокуратуры, в ходе закупки должны присутствовать два свидетеля, могут применяться способы фиксации (видеозапись, фотосъемка и иные).

Одним из направлений совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере, при изменении которого решится часть проблем, является переориентация механизма контрольно-надзорной деятельности, в частности с простой фиксации правонарушений и санкций на систему рискориентированного подхода, при которой главную роль играет именно профилактика нарушений.

При этом важно, чтобы должностное лицо выступало в роли консультанта, который содействовал бы соблюдению субъектами предпринимательской деятельности требованиям проверки. Вероятно, решением проблемы будет служить создание курсов по вопросам консультирования бизнеса, в частности консультирования бизнеса о предмете и процедурах осуществления контроля. Такие консультации будут проведены контрольными органами.

Из этой проблемы вытекает, что необходимо ориентироваться на выявление нарушений, а не на их предупреждение. Нельзя упускать из внимания, что должностное лицо контрольного органа выступает заведомо как противоборствующее лицо по отношению к субъекту предпринимательской деятельности. Отношения носят заведомо противоречивые цели.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6249.
  2. Воропаева М. А., Лиликова О. С. Государственный контроль (надзор) за осуществлением предпринимательской деятельности // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 55–5. С. 23–25.
  3. Грачёв А. А., Капочюс М. И. Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности // The Scientific Heritage. 2020. № 45–4 (45). С. 8–10.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, государственный контроль, должностное лицо, осуществление, контрольная закупка, контрольный орган, лицо, окружающая среда, профилактика нарушений, Российская Федерация.


Задать вопрос