Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Направления совершенствования противодействия коррупции средствами прокурорского надзора

16. Правоохранительные органы
22.05.2019
131
Поделиться
Библиографическое описание
Серегина, О. Н. Направления совершенствования противодействия коррупции средствами прокурорского надзора / О. Н. Серегина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/334/15098/.


Противодействие коррупции является одной из приоритетных направлений прокурорского надзора, поскольку она угрожает институтам государства, подрывает устои общественной жизни, а также доверие к правоохранительным органам и органам власти. В целях борьбы с коррупцией в нашей стране постоянно совершенствуется антикоррупционное законодательство.

После принятия ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», законодатель в 2011 г. ввел уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ). В. А. Уткин отмечает: «в связи с тем, что законодательство Российской Федерации не определило понятие коррупции и четкие критерии отнесения или перечень отнесенных к ней преступлений, устранение этого пробела осуществляется не только в научных комментариях, но и на ведомственном уровне путем принятия соответствующих нормативных актов» [1, c. 25].

В Указании Генеральной прокуратуры России № 744/11 и МВД России № 3 от 31 декабря 2014 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при статистической отчетности» закрепляется перечень преступлений коррупционной направленности, в целях единого подхода и полноты отражения в формах федерального статистического наблюдения сведений о состоянии преступности.

Устанавливается порядок статистической отчетности, а также применяется понятие «преступность коррупционной направленности», который в несколько раз увеличивает статистическую совокупность этих деяний. [2, с. 56]. Также, следует отметить, что данное Указание относит противоправные деяния, отвечающие перечисленным ниже признакам к преступлениям коррупционной направленности:

– — наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым можно отнести должностных лиц, указанных в примечаниях к ст. 285 УК РФ, а также лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации, действующих от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;

– связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

– обязательное наличие у субъекта корыстного мотива;

– совершение преступления только с прямым умыслом.

По мнению Пономарева А. А., «надо признать, что недостаточность законодательной регламентации понятия коррупции как социально-правового явления, определения круга деяний, входящих в него, сказывается на эффективности противодействия этому явлению и законности принимаемых мер. Расширительное толкование коррупционных составов преступлений искажает количественные и качественные показатели коррупции и в результате объективность в оценке ее распространенности отрицательно влияет на имидж России» [3, c. 57–60].

Следует согласиться с Козусевым А. Ф., что «в целях дальнейшего совершенствования объективной правовой оценки состояния коррупции, целенаправленности и экономии мер противодействия, соблюдения при этом законности, конституционных прав граждан необходимо в Федеральном законе «О противодействии коррупции» закрепить понятие коррупции как социально-правового явления, четко определить признаки и составы, влекущие за совершения этих деяний уголовную ответственность» [4, с. 57–60].

Целесообразно отдельно выделить критерии иных правонарушений как коррупционных, за которые установлена дисциплинарная и административная ответственность. Административные и дисциплинарные нарушения коррупционной направленности в настоящее время статистически не анализируются и должным образом не учитываются, что способствует непротиводействию коррупции, особенно на ранних формах коррупционного поведения.

У органов прокуратуры появились новые полномочия, в частности:

– органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля; — обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

– проведение антикорруционной экспертизы нормативных правовых актов. Все вышеперечисленное относится к предупредительным мерам, соответственно тяжкие деяния описаны в Уголовном кодексе.

На сегодняшний день государство несколько изменило подход к наказанию лиц, осужденных за взяточничество. На первый план вышло материальная сторона наказания, в разы выросли размеры штрафов до десятков миллионов рублей. Так, максимальная штрафная санкция ст. 290 УК РФ (получение взятки) установлена в 90-кратном размере от суммы незаконно полученного.

Литература:

  1. Оптимизация противодействия коррупции в правоохранительной деятельности: монография / В. А. Уткин. — Москва: Юрлитинформ, 2017.
  2. Указание Генеральной прокуратуры России № 744/11 и МВД России № 3 от 31 декабря 2014 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при статистической отчетности» // Законность. 2014. № 12. — С. 56.
  3. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах: монография / А. А. Пономарев — Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2018.
  4. Козусев А. Ф. Организация обучения работников прокуратуры по выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности, осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2010. № 2 (16). С. 57–60.
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-zakonodatelnogo-obespecheniya-protivodeystviya-korruptsii
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный