Направления совершенствования противодействия коррупции средствами прокурорского надзора
Автор: Серегина Ольга Николаевна
Рубрика: 16. Правоохранительные органы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Краснодар, июнь 2019)
Дата публикации: 22.05.2019
Статья просмотрена: 121 раз
Библиографическое описание:
Серегина, О. Н. Направления совершенствования противодействия коррупции средствами прокурорского надзора / О. Н. Серегина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/334/15098/ (дата обращения: 16.12.2024).
Противодействие коррупции является одной из приоритетных направлений прокурорского надзора, поскольку она угрожает институтам государства, подрывает устои общественной жизни, а также доверие к правоохранительным органам и органам власти. В целях борьбы с коррупцией в нашей стране постоянно совершенствуется антикоррупционное законодательство.
После принятия ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», законодатель в 2011 г. ввел уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ). В. А. Уткин отмечает: «в связи с тем, что законодательство Российской Федерации не определило понятие коррупции и четкие критерии отнесения или перечень отнесенных к ней преступлений, устранение этого пробела осуществляется не только в научных комментариях, но и на ведомственном уровне путем принятия соответствующих нормативных актов» [1, c. 25].
В Указании Генеральной прокуратуры России № 744/11 и МВД России № 3 от 31 декабря 2014 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при статистической отчетности» закрепляется перечень преступлений коррупционной направленности, в целях единого подхода и полноты отражения в формах федерального статистического наблюдения сведений о состоянии преступности.
Устанавливается порядок статистической отчетности, а также применяется понятие «преступность коррупционной направленности», который в несколько раз увеличивает статистическую совокупность этих деяний. [2, с. 56]. Также, следует отметить, что данное Указание относит противоправные деяния, отвечающие перечисленным ниже признакам к преступлениям коррупционной направленности:
– — наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым можно отнести должностных лиц, указанных в примечаниях к ст. 285 УК РФ, а также лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации, действующих от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;
– связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
– обязательное наличие у субъекта корыстного мотива;
– совершение преступления только с прямым умыслом.
По мнению Пономарева А. А., «надо признать, что недостаточность законодательной регламентации понятия коррупции как социально-правового явления, определения круга деяний, входящих в него, сказывается на эффективности противодействия этому явлению и законности принимаемых мер. Расширительное толкование коррупционных составов преступлений искажает количественные и качественные показатели коррупции и в результате объективность в оценке ее распространенности отрицательно влияет на имидж России» [3, c. 57–60].
Следует согласиться с Козусевым А. Ф., что «в целях дальнейшего совершенствования объективной правовой оценки состояния коррупции, целенаправленности и экономии мер противодействия, соблюдения при этом законности, конституционных прав граждан необходимо в Федеральном законе «О противодействии коррупции» закрепить понятие коррупции как социально-правового явления, четко определить признаки и составы, влекущие за совершения этих деяний уголовную ответственность» [4, с. 57–60].
Целесообразно отдельно выделить критерии иных правонарушений как коррупционных, за которые установлена дисциплинарная и административная ответственность. Административные и дисциплинарные нарушения коррупционной направленности в настоящее время статистически не анализируются и должным образом не учитываются, что способствует непротиводействию коррупции, особенно на ранних формах коррупционного поведения.
У органов прокуратуры появились новые полномочия, в частности:
– органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля; — обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
– проведение антикорруционной экспертизы нормативных правовых актов. Все вышеперечисленное относится к предупредительным мерам, соответственно тяжкие деяния описаны в Уголовном кодексе.
На сегодняшний день государство несколько изменило подход к наказанию лиц, осужденных за взяточничество. На первый план вышло материальная сторона наказания, в разы выросли размеры штрафов до десятков миллионов рублей. Так, максимальная штрафная санкция ст. 290 УК РФ (получение взятки) установлена в 90-кратном размере от суммы незаконно полученного.
Литература:
- Оптимизация противодействия коррупции в правоохранительной деятельности: монография / В. А. Уткин. — Москва: Юрлитинформ, 2017.
- Указание Генеральной прокуратуры России № 744/11 и МВД России № 3 от 31 декабря 2014 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при статистической отчетности» // Законность. 2014. № 12. — С. 56.
- Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах: монография / А. А. Пономарев — Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2018.
- Козусев А. Ф. Организация обучения работников прокуратуры по выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности, осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2010. № 2 (16). С. 57–60.
- https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-zakonodatelnogo-obespecheniya-protivodeystviya-korruptsii