Взяточничество как наиболее характерная и распространенная форма коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 08.03.2018

Статья просмотрена: 2264 раза

Библиографическое описание:

Сидоренко, Р. Ю. Взяточничество как наиболее характерная и распространенная форма коррупции / Р. Ю. Сидоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48657/ (дата обращения: 16.11.2024).



В широком смысле коррупция — это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей.

В более узком смысле под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона. Например: чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу, создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает гражданина к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

На протяжении всей истории взяточничество традиционно существовало в нескольких формах. Изначально это были взятки, получаемые за правомерные либо неправомерные деяния.

С точки зрения закона коррупция — это злоупотребление служебным положением: дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанного деяния от имени или в интересах юридического лица [1].

Взяточничество является одной из важнейших проблем современного российского общества, несмотря на то что государство борется с данной проблемой, ужесточает ответственность за коррупционные преступления. Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе. Госслужащих обязали фиксировать все свои заработки в декларациях. При поступлении на работу в госструктуру представляются справки о доходах и расходах, на имущество, находящееся в собственности (а также в собственности детей и супругов). Но это тоже не совсем эффективно, так как чаще всего незаконно полученное имущество за коррупционные преступления регистрируют на третьих лиц: друзей, родственников, знакомых.

В Уголовном кодексе России предусмотрена уголовная ответственность в виде конфискации.

Таблица 1

Показатель преступности вРоссии с 2010 по 2017 гг.

Года

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Всего зарегистрировано преступлений

185911

173628

180240

174990

182873

195239

173898

140134

Зарегистрировано преступлений по

ст. 290 УК РФ

7747

6947

6394

6488

5980

6495

5344

3188

Зарегистрировано преступлений по

Ст. 291 УК РФ

4265

4005

3182

4811

5913

6816

4640

2272

Таблица 2

Процент, занимаемый отдельными преступлениями от общего показателя преступности с 2010 по 2017 гг.

Года

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Процент, занимаемый коррупцией, от общего показателя преступности

Ст. 290 УК РФ

4,16

4,00

3,54

3,70

3,27

3,32

3,07

2,27

Ст.291 УК РФ

2,29

2,30

1,76

2,74

3,23

3,49

2,66

1,62

Следует учесть, что взяточничество относится к преступлениям, латентность которых чрезвычайно высока. По оценке исследователей (они называют ее самой оптимистичной), в России регистрируется не более 1 % взяточничества от действительного количества этих преступлений [2].

И даже зарегистрированные преступления не всегда получается расследовать, так как требуется довольно много доказательств, а также недостаточная практика по данным преступлениям и сам по себе состав преступления сложный. При расследовании преступлений нередко сталкиваются и с такой проблемой, как непрофессионализм, неопытность сотрудников в силу их недолгой службы в правоохранительных органах.

Проанализируем показатели дачи и получения взятки за последние 10 лет. Как видно из таблицы, по 2014 год включительно количество зарегистрированных преступлений было практически на одном уровне, как и процент преступлений, связанных с получением и дачей взятки. Однако начиная с 2016 года показатель зарегистрированных преступлений заметно снижается, а преступлений, касающихся получения взятки (ст. 290 УК РФ) в 2017 году по сравнению с 2015 годом стало в два раза меньше. Следует отметить, что и за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) в 2017 году количество зарегистрированных преступлений снизилось в 3 раза по сравнению с 2015 годом, что наглядно видно на диаграмме.

Рис. 1. Диаграмма количественного показателя преступности в России по ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ за период с 2010 по 2017 гг.

Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если после совершения преступления оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Обратимся к термину «провокация взятки».

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, статья 304 УК РФ предусматривает наказание для лиц, провоцирующих взятку — то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия, или же совершающих это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Эффективность борьбы с коррупцией зависит от ответственности каждого из нас за процесс оздоровления общества от коррупции. Коррупционное поведение должно стать невыгодным со всех точек зрения: это не только общественное осуждение и крах карьеры, но и потеря всего, что было нажито «неправедным» путем.

Прежде всего следует начать с самого себя и требовать устранений коррупционных проявлений от окружающих.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273 — ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Лунеев В. В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России // Государство и право. — 2004.

3. Портал правовой статистики http://crimestat.ru/regions_chart_total.

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, должностное лицо, преступление, дача взятки, взяточничество, коррупция, общий показатель преступности, получение взятки, Россия, уголовная ответственность.


Задать вопрос