В настоящее время коррупция является одной из актуальных проблем всего мирового общества в целом, и Россия не является исключением. Более того, Россия является сильной державой, и в связи с чем более привлекательна для стран Запада в части ее ослабления, как в своё время было с СССР.
История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны.
Государственная служба обеспечивает прямую взаимосвязь государства и общества, уровень и качество выполняемых обязанностей государственными служащими напрямую формируют общественное доверие к государству. Именно поэтому коррупция в государственной службе — наиболее эффективна для создания почвы будущего государственного переворота. Примером тому является Украина и произошедший в 2014 году государственный переворот. Коррупция в Украине активно начала свое развитие с 1991 года и приобрела огромные масштабы, что привело к недоверию граждан к высшим органам государственной власти, правоохранительным органам и судебной власти, породило всеобщий конфликт, переросший в государственный переворот, распад государства, отделении административных единиц, падению экономики и вывозу государственных ценностей за границу, а также полному расколу государства и боевым действиям.
Коррупция — от латинского слова corruption (порча, подкуп).
Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273–ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается:
— злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [1].
Согласно Конвенции ООН существует еще одно определение данного явления: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях» [2].
Коррупция прямо пропорционально влияет на экономику страну, чем больше и активнее развивается коррупция, тем больше негативных факторов претерпевает экономика.
Коррупционным проявлениям в среде государственного и муниципального управления немало способствует и несовершенство действующего законодательства антикоррупционной направленности.
К сожалению, на сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции; при этом причины коррупции остаются практически без внимания. Несомненно, необходимы целенаправленные усилия не только со стороны государства в целом, но и гражданского общества и граждан в частности.
Проблема противодействия коррупции не может быть решена исключительно в рамках деятельности государственных органов. Ее решение требует активного участия всех членов общества, общественного обсуждения, обмена положительным опытом предупреждения коррупционного поведения. Большую роль в этом процессе играют институты гражданского общества, общественные объединения.
Нельзя не отметить и тот факт, что в связи с началом проведения специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года (далее — СВО) [3], значительно возрос уровень работы всех контролирующих органов. За прошедшие два года выявлены и многочисленные факты злоупотребления служебным положением и взяточничество, и кумовство. Стоит подчернить, что проведение СВО сработало внутри российского общества как «фильтр» и в настоящее время уже произошли заметные изменения и в обществе, и в сфере государственной власти. Обратная связь гражданина и представителей власти стала рабочей и актуальной.
Острым остается вопрос привлечения к уголовной ответственности судей за совершение коррупционных деяний.
Суд — это крайняя инстанция, в которую обращается гражданин за защитой своих интересов. В тоже время, к сожалению именно в судах коррупция имеет самые различные формы — от кумовства до взяточничества.
В интервью «Российской газете» на вопрос журналиста о борьбе с коррупцией в судах Председатель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин пояснил «Безусловно, статус судьи определен Конституцией и федеральными законами Российской Федерации, поэтому для возбуждения в отношении них уголовного дела существует определенный порядок. Для этого требуется согласие Высшей квалификационной коллегии судей России. При наличии сведений о совершении судьей какого-либо преступления наша задача — представить ВККС неопровержимые сведения об этом. Поэтому само получение согласия и сбор доказательной базы в отношении представителя судебной власти — весьма сложная, кропотливая и трудоемкая работа, однако это не означает, что их преступления остаются безнаказанными. Например, в текущем году было возбуждено уголовное дело в отношении судьи Коломенского городского округа Московской области Ирины Агафоновой. Она обвиняется в покушении на получение взятки в размере 600 тысяч рублей за назначение подсудимому наказания, не связанного с лишением свободы. В совершении аналогичного преступления подозревается и судья Ленинского районного суда Владикавказа Родион Антипин. В данном случае сумма взятки за принятие незаконного решения составила 150 тысяч рублей. Судья Майкопского городского суда Павел Агафонов, как установили следователи, получил взятку за принятие решения об удовлетворении исковых требований по гражданскому делу. Ему уже вынесен приговор. Расследовано уголовное дело в отношении судьи Молчановского районного суда Томской области Виталия Бажилина по факту получения взяток на сумму более 800 тысяч рублей за общее покровительство предпринимателю» [4].
К сожалению, уровень доверия к справедливому суду и соответственно правовому государству, значительно снизился, что надо сказать является результатом методичной внешней работы со стороны Запада. Разочаровавшись не только в государственных органах, таких как полиция и прокуратура, крайней стадией отчаяния является полное разочарование в объективности суда. Это те факторы, которые западными социологами изучались десятилетиями и использовались для различного рода восстаний, революций и госпереворотов. Опять же таким примером является Украины, революция 2004 года, события 2014 года и сопутствующие мятежи на протяжении всего периода времени.
Учитывая свой собственный исторический опыт и объективно оценивая происходящее, полагаем, что законодателю следовало бы пересмотреть вопрос привлечения к ответственности судей, в частности наделив СК РФ полномочиями привлечения судей без предварительного согласования в ВККС РФ. Также в настоящее время полагаем необходимым отменить судейскую неприкосновенность, что позволит очистить судебное сообщество от коррумпированных элементов, порочащих честь Фемиды.
Самым антикоррупционым законодательством в мире считается законодательство Китая. Это исторически сложившийся факт, благодаря жестоким методам борьбы с коррупцией. За коррупционные деяния в Китае предусмотрено пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества и смертная казнь, это лишь подтверждает тот факт, что только жесткие и силовые методы способны оказывать реальное воздействие на чиновников.
Подобный пример можно привести из истории СССР, где боязнь быть расстрелянным заставляла чиновников задуматься перед тем, как совершать какое-либо коррупционное деяние.
Жесткие меры в настоящее время необходимы как оперативное вмешательство в удаление злокачественной опухоли под названием коррупция.
Литература:
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — N 52. — Ст. 6228 (Часть 1). Текст: непосредственный.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
- Обращение Президента РФ от 24 февраля 2022 г. О проведении специальной военной операции// http://www.kremlin.ru/events/president/news/67843 (дата обращения 27.01.2024).
- Интервью Председателя Следственного комитета «Российской газете» от 08.12.20222// https://sledcom.ru/press/interview/item/1747524 (дата обращения 27.01.2024).