Рассматривая деятельность государства, ее правовых институтов и органов правопорядка, направленную на борьбу с преступными проявлениями в обществе, можно сказать, что одним из приоритетных направлений уголовной политики любого государства является противодействие преступности.
Как отмечал еще в XVIII веке в своем труде «О преступлениях и наказаниях» итальянский криминолог Чезаре Беккариа «лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни» [1, с. 58].
В соответствии с п. 9) ст. 1 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность субъектов противодействия коррупции в пределах своих полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по формированию антикоррупционной культуры в обществе, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений и устранению их последствий [2].
Согласно п. 13) ст. 1 указанного Закона под предупреждением коррупции понимается деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер [2].
В криминологии выделяются комплексы общесоциальных и специальных (криминологических) мер предупреждения преступности.
Общесоциальные меры предупреждения преступлений — это совокупность экономических, политических, организационных, информационных и иных мероприятий, обеспечивающих развитие казахстанского общества, которое выражается в становлении и укреплении нашей рыночной экономики, что прямо и косвенно отражается на материальной и духовной жизни народа [3, с. 198].
Следует иметь в виду, что общесоциальные меры предупреждения преступности, в отличие от специальных, не имеют прямой и непосредственной направленности на предупреждение антисоциального поведения, но именно они предопределяют основное содержание профилактики. К таким мерам относится соблюдение государством равенства всех граждан перед законом и судом, личной неприкосновенности частной жизни, свободного передвижения, использования своих способностей и имущества, соблюдение иных экономических, политических и социальных гарантий.
Специально-криминологические меры предупреждения преступлений охватывают мероприятия, непосредственно направленные на устранение выявленных причин и условий, способствующих совершению преступлений, на прямое противодействие преступным проявлениям [3, с. 201]. Такие меры определяются комплексом причин и условий, детерминирующих преступления конкретного вида.
По нашему мнению, при конструировании системы мер противодействия коррупции необходимо учитывать, что коррупция — сложное криминальное явление, детерминированное множеством факторов самой различной природы (культурно-исторических, экономических, политических, организационно-управленческих, социально-психологических, идеологических и др.). Соответственно, антикоррупционная политика должна носить комплексный характер и реализовываться с помощью разнообразных общественных механизмов и правовых средств различной отраслевой принадлежности. В то же время, необходимо иметь в виду, что основные детерминанты коррупции сферы высшего образования находятся в области функционирования экономических и политических институтов, в социальной и культурной сферах. Антикоррупционная стратегия должна строиться на применении упреждающих мер и отдавать первостепенное значение общепревентивным подходам.
Одновременно сокращение причин и условий, порождающих коррупционное поведение в сфере высшего образования, необходимо подкреплять повышением риска коррупции (эффективным преследованием коррупционеров). При правовом противодействии коррупции целесообразно использовать комплекс правовых средств разнообразной отраслевой природы, обеспечивая их согласованное применение.
В связи с изложенным, можно предложить следующую систему специально-криминологических мер противодействия коррупционным преступлениям в сфере высшего образования:
- Комплекс мер социально-экономического характера.
- Комплекс психологических (идеологических, культурно- воспитательных) мер.
- Комплекс организационных мер (разработка и внедрение сильной государственной политики в области противодействия коррупции в сфере высшего образования).
- Комплекс мер социально-экономического характера.
Криминологи, социологи и экономисты, рассматривая проблему коррумпированности сферы образования, в качестве приоритетной меры предлагают повышение заработной платы преподавателям [3, с. 52].
Соглашаясь с мнением Б. Н. Козилова и А. В. Устинкова, следует отметить, что репрессивные нормы обычно демонстрируют низкую эффективность, если над ними не возвышаются правоустанавливающие нормы, поэтому без решения вопросов достойной оплаты труда госслужащих, обеспечения их качественным «социальным пакетом», карательное воздействие права приведет в лучшем случае к частой сменяемости кадров [4, с. 93].
Предполагается, что прежде чем усиливать наказание государственных служащих, берущих взятки, перед этим важно создать условия, в которых взяточничество теряло бы всякий смысл. Необходимо предлагать государственным служащим такие социальные пакеты, условия работы и оплаты труда, чтобы им было выгоднее работать честно, чем брать взятки, ставя тем самым под угрозу свое благополучие. Если мы не избавим систему образования от коррупции, мы потеряем молодых специалистов, без которых невозможно развитие нашей страны.
Для реализации указанного положения должны быть внесены изменения в соответствующие статьи бюджета Республики Казахстан.
- Комплекс психологических (идеологических, культурно-воспитательных мер) также является одной из составляющих успешного противодействия коррупции.
К основным психологическим причинам и условиям коррупционного поведения следует отнести толерантность ко взяточничеству, невосприятие ряда проявлений коррупции как преступных, утрату доверия населения правоохранительными органами, низкий уровень правосознания граждан, обсусленный их недостаточной информированностью.
С учетом этого, комплекс психологических мер должен предусматривать:
– повышение правовой культуры населения посредством информирования людей о негативных последствиях коррупции, проведения различных акций и культурно-массовых мероприятий под лозунгом «Нет коррупции»;
– повышение уровня доверия населения правоохранительным органам, для чего необходимо делать соответствующую рекламу в СМИ, обучать сотрудников правоохранительных органов психологическим приемам общения с населением и т. п.;
– СМИ, кроме того, должны постоянно информировать людей о мерах ответственности за совершение коррупционных правонарушений, о фактах тех или иных раскрытых преступлений, показательных процессах для того, чтобы население верило в неотвратимость наказания и это лишний раз стимулировало бы воздерживаться от совершения подобных правонарушений;
– проведение профилактических бесед и семинаров с работниками образовательных учреждений и обучающимися;
- Комплекс организационных (политических) мер предполагает, прежде всего, разработку и внедрение сильной государственной политики в области противодействия коррупции в сфере высшего образования.
Предлагаются следующие меры, направленные на предупреждение коррупции и минимизацию её проявлений:
– усиление и реальное осуществление контроля за качеством образования в стране и регионах в частности.
– выделение средств на проведение профилактических антикоррупционных мер в вузах страны и обязательный контроль за их расходованием;
– осуществление Министерством образования и науки ежегодных публикаций в СМИ сведений о выделенных на данную сферу бюджетных денежных средств, при указании сметы произведенных расходов, а также устранение неопределенности в области осуществления государственных закупок;
– осуществление Счетной комитетом Республики Казахстан контроля за оборотом денежных средств фондов, действующих в сферах образования;
– проведение комплексных проверок образовательных учреждений правоохранительными органами, в частности, прокуратурой, с привлечением специалистов.
Рассматривая организационные меры противодействия коррупционной преступности в сфере высшего образования, следует проанализировать эффективность уже действующих мер, а также целесообразность применения отдельных мер, широко предлагаемых и обсуждаемых.
Рассматривая существующие организационные меры, направленные на противодействие коррупции в сфере высшего образования, необходимо отметить следующее.
В настоящее время каждым из государственных органов разрабатываются и реализуются отдельные программы, положения, стратегии и планы противодействия коррупции.
Законодательное регулирование в данной сфере обширно.
В то же время изучением рассматриваемых нормативно-правовых актов установлено, что все они являются декларативными, не предусматривают реально исполнимых мер по противодействию коррупции, дублируют положения друг друга и аналогичные позиции нормативно-правовых актов.
Кроме того, помимо государственного уровня, бороться с коррупцией следует и на локальном уровне — в каждой конкретном вузе. В частности, руководителям образовательных учреждений предлагается:
- Совершенствовать нормативную базу образовательных учреждений в целях устранения норм, создающих коррупционные риски.
- Регулярно проводить мониторинг коррупции в образовательных учреждениях (анкетирование студентов и т. д.).
- Усилить контрольные функций руководства образовательных учреждений:
– осуществлять более тщательный контроль за деятельностью сотрудников со стороны руководства;
– проводить аттестацию персонала на должном уровне.
- Проводить последовательную кадровую политику:
– более тщательно отбирать кандидатов на должности;
– создать психологическую атмосферу неприятия коррупции;
– активно реагировать на факты проявления коррупционных действий вплоть до увольнения и обращения в правоохранительные органы.
- Наладить информационную работу учреждения:
– создать систему информационного противодействия коррупции;
– наладить систему обратной связи со студентами.
- В вузах предлагается также:
– проводить научное исследование коррупции внутри вуза и на межвузовском уровне;
– включить специализированную дисциплину в учебный процесс;
– создать правовую основу деятельности независимых студенческих объединений;
– обеспечить реальное участие студентов в принятии важных решений деятельности вуза.
Безусловно, приведенный в настоящей статье комплекс мероприятий не является исчерпывающим и не способен полностью нивелировать такой массовый феномен, как коррупция в сфере высшего образования. В то же время, по нашему мнению, применение указанных выше мероприятий способно максимально снизить уровень коррупционной преступности в области образования.
Литература:
- Чезаре Беккариа. О преступлениях и наказаниях. М.: Стелс, 1995. — 184 с.
- Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции».
- Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии: учебник. Т. 2. Особенная часть / В. В. Лунеев. М., 2001. С. 504.
- Козилов Е. Н., Устинков А. В. Проблемы правового противодействия коррупции в России // Меры по предотвращению коррупции и противодействию легализации доходов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности: сборник материалов международной научно-практической конференции, г. Казань, 15–16 апреля 2010 г. М.: Юриспруденция, 2011. С.93.