Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения
Авторы: Салюк Анастасия Андреевна, Матненко Марина Александровна
Рубрика: 1. Теория государства и права
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)
Дата публикации: 01.12.2016
Статья просмотрена: 22335 раз
Библиографическое описание:
Салюк, А. А. Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения / А. А. Салюк, М. А. Матненко. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11497/ (дата обращения: 21.11.2024).
Ни для кого не секрет, что коррупция представляет собой опасное явление для общества и государства, она характерна не только для сферы политики и государственного управления, но и для образования.
Коррупция— это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. [1, c. 24]
Наше правительство регулярно внедряет антикоррупционные меры, направленные на борьбу с коррупционными правонарушениями, а также на их предотвращение. Издаются нормативно-правовые акты, указы и производится надзор за их выполнением, так же был создан Национальный антикоррупционный комитет.
Но, к сожалению, многие специалисты констатируют тот факт, что названные меры не принесли ожидаемых результатов. Виной тому, на наш взгляд, является несовершенство норм уголовного права — ограниченные возможности привлечения к ответственности коррупционеров, а так же правовой нигилизм граждан, дающих взятки работникам сферы образования.
По данным Судебного департамента, в 2014 году по ст. 290 УК РФ осуждено 1625 человек за получение взяток. Статистика показывает, что большинство осужденных по статье 290 УК РФ в 2014 году были мелкими взяточниками. В 2014 году 14,6 % осужденных по этой статье (238 человек) были приговорены за взятки в размере до 1 тыс. рублей, а ещё 41,9 % (681 человек) за взятки от 1 тыс. до 10 тыс. рублей. Лишь 21,5 % осужденных (350 человек) были осуждены за взятки в 50 тыс. рублей и более. [2, c. 36]
Но не кажется ли вам, что взяточников в нашей стране гораздо больше, и взятки они получают куда более существенные? По нашему мнению, для существенных результатов нужна сильная политическая воля и взаимодействие правительства и российского общества в целом.
И так, коррупция в сфере образования происходит на низшем и высшем уровне. На низшем уровне она проявляется в процессе обучения. К примеру, прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и многое другое. Коррупция на высшем уровне связана с системой аккредитации, лицензирования учебных заведений, а так же с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования.
Одной из причин возникновения коррупции на низшем уровне образовательной сферы является большой разрыв между уровнем знаний выпускников школ и требованиями, предъявляемыми ВУЗами к абитуриентам. Из — за этого поступить в вуз становится весьма сложно, из — за чего абитуриенты и их родители с помощью взяток пытаются решить эту проблему.
Министерство образования и науки должно устранить такой разрыв, поэтому. Предлагается ввести еще один год обучения в школе, который будет нацелен на выравнивание школьной программы с требованиями вуза.
Часто у молодёжи отсутствует мотивация к учёбе, многим студентам проще заплатить за экзамен, чем сдать его самостоятельно. Для того чтобы повысить мотивацию к учёбе, необходимо менять действующей системы выпускных экзаменов и системы образования в целом.
Многие аналитики считают, что через пять лет системе высшего образования может грозить фиаско, поскольку связь между вузами и рынком труда теряется. Многие работодатели, подбирая для себя кадры, отказываются рассматривать кандидатуры выпускников некоторых ВУЗов.
На мой взгляд, негативным образом на мотивацию к учебе так же влияет возможность восстановления после отчисления за неуспеваемость, которая предусмотрена нашим законодательством. Такая схема является выгодной для ВУЗа в том случае, если студент обучался на платной основе, так как он вынужден будет еще раз заплатить за обучение. Во многих европейских странах человек, который был отчислен по причине неуспеваемости, уже не вправе получить образование по этой же специальности.
Чтобы побороть эту проблему, по нашему мнению, необходимо создать острую ситуацию, то есть связать отчисление с большим количеством издержек для учащегося, что существенно повысит его мотивацию учиться и не быть отчисленным.
В Российской Федерации проводится Единый государственный экзамен для выпускников 11 классов, который направлен на борьбу с коррупцией. Инициативной группой был проведен опрос среди студентов, основным вопросом которого был: «Считаете ли Вы, что введение единого тестирования вместо экзаменов (в том числе, и вступительных) и зачетов может снизить уровень коррупции в вузе?» На что были получены следующие ответ [3, c. 7]:
Из приведенных результатов можно сделать вывод, что большинство студентов посчитало, что проблему коррупции ЕГЭ не решит, изменится лишь получатель взяток.
Отрицательным последствием введения ЕГЭ является увеличение доли платного образования, так как теперь финансируется обучение тех, кто сдаёт ЕГЭ на высокий балл. И никто не гарантирует, что при определении «проходного балла» в ВУЗ его значение не будет завышаться с целью снижения финансирования. Следовательно, можно сделать вывод, что Единый государственный экзамен- это не выход из столь тяжелого положения- высокого уровня коррумпированности в образовании.
А что же понимается под " коррупцией на высшем уровне образования»? Это коррупция, которая возникает на стадиях аккредитации и лицензировании учебных заведений. В Российской Федерации система аккредитации и лицензирования вузов несовершенна и обладает рядом серьезных недостатков.
Лицензирование— деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования [4, c. 28], то есть лицензирование ВУЗа — это процедура подготовки и выдачи ВУЗу лицензии в сфере профессионального обучения по одному или совокупности направлений подготовки на основе экспертной оценки. включает: проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдача лицензии.
Государственное аккредитование —аккредитация в национальной системе аккредитации- подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации [5, c. 37] следовательно, аккредитация ВУЗа- это процедура подготовки и выдачи образовательному учреждению свидетельства об аккредитовании подтверждающего государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых им программ, соответствие содержание и качества подготовки выпускников требования государственного и обеспечивающего образовательного учреждения право на выдачу своим выпускникам документов об образовании государственного образца, на включение в схему государственного финансирования, на пользования печатью с изображением Государственного герба РФ.
Такого рода государственный контроль осуществляется специальной комиссией сотрудников министерства образования, но было бы логичнее сочетать этот контроль с общественно-профессиональным сообществом, которое определило бы более объективно, соответствует ли качество образовательных программ мировым стандартам. Так же объективно и более прозрачно характеризовать ВУЗ можно было бы по комплексу параметров или системы рейтингов, так как она должна отражать все достоинства и недостатки вузов. Данные подходы могли бы сделать ВУЗы более подконтрольными для общества в плане оценивания. Но не сложно догадаться, что непрозрачная система аккредитации и лицензирования так же порождает коррупцию.
В каких сферах образования коррупция распространена в наиболее крупных масштабах? А именно в тех, где происходит выделение бюджетных средств на развитие системы образования.
По данным экспертов, доля «откатов» — за выделение бюджетных средств на развитие вузовских программ формирования и развития общества доходят до 50 % от сумм финансирования [3, c. 42]. Но самая коррупционная сфера — это издание литературы для учебных заведений. Средства, выделяемые на эти цели из бюджета, распределяются исключительно между издательствами, которым покровительствует Министерство образования. Литературы на выделяемые бюджетные средства издается гораздо меньше, чем это необходимо, и недостачу объема выпущенной продукции, количество которой регламентируется количеством выделенных средств, покрывают такими финансовыми махинациями, как фиктивное увеличение себестоимости выпускаемой продукции. Однако, любая независимая экспертиза доказала бы данные несоответствия, но и здесь на пути встаёт коррупция. Данную проблему можно решить путём отслеживания соответствия выпускаемой литературы цене продукта и его качеству посредствам экспертиз. Так же решением проблемы могло бы послужить совершенствование процедуры конкурсов на издание школьной и профессиональной литературы, то есть представляется целесообразным сделать данную процедуру более открытой за счёт бюджетных средств. Какие органы осуществляют контроль и надзор в сфере образования и науки? Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, которая наделена полномочиями инспектировать в порядке надзора на территории Российской Федерации образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования. Данный федеральный орган подчинен Министерству образования, но как он может контролировать министерство, которому подконтролен? Стало быть, об объективности в контроле над образованием можно забыть.
Почему для нас коррупция стала привычным явлением? Ни для кого не секрет, что в нашей стране не развито правосознание. Многие люди нейтрально относятся к существованию коррупции, в том числе в сфере образования. Более того, усугубляют ситуацию, сами того не замечая, то есть не считая свои действия усугубляющими коррумпированность, например, «покупку» тех же самых экзаменов. Коррупция стала частью высшего профессионального образования. Связано это, прежде всего с тем, что в Российской Федерации попросту нет эффективной системы привлечения к ответственности, как минимум из — за трудной доказуемости фактов дачи и получения взятки. А если же преподаватель ВУЗа «попадётся» на взятке, ректорат предпочтёт просто уволить этого сотрудника, не обращаясь в правоохранительные органы, чтобы это не отразилось на репутации учебного заведения. Ст. 290 УК РФ предусматривает штраф, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за получение взятки. Максимальный срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по основному составу преступления — три года. Но ведь дело редко доходит до уголовной ответственности, следовательно, это тоже порождает коррупцию.
Исследователи из Государственного университета — Высшей школой экономики установили, что общая сумма взяток в системе образования за год немногим меньше 1 миллиарда долларов. И три четверти этой суммы составляют взятки, связанные с высшим образованием[1, c. 15].
Что же вызвало такую масштабность? Ответ прост — брать и давать взятки вошло в привычку и перестало быть чем- то противозаконным в понимании людей. Необходимо напомнить обществу, что любые проявления коррупции аморальны, что они разрушают изнутри наше государство. Сфера образования является одной из самых важных сфер жизни общества, ведь ей отведена такая роль, как воспитание новых поколений и, в последствии высококвалифицированных специалистов, без которых невозможно дальнейшее развитие государства.
Можно бесконечно долго рассуждать о важности политики и экономики, здравоохранения и обороны страны, но какой в этом толк, когда система, воспитывающая будущих политиков, экономистов, медиков и военных прогнивает? Образование — это фундамент для развития успешного государства, но как же построить успешное государство без фундамента?
Литература:
1. Юхачев С. П. Коррупция в системе образования: типология и последствия // Социально- экономические явления и процессы.- 2008.- № 3. — с. 47.
- Бейсембаева Н. А. Проблема коррумпированности в сфере образования и пути её решения в современной России // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — с. 67.
- Кузнецов Г. Г. Коррупция в РФ: противодействие и ликвидация// Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 6. — с. 58.
4. Судебным департамент при Верховном суде РФ — официальный портал http://www.cdep.ru/index.php?id=79
5. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)