Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Коррупция в сфере высшего образования

Научный руководитель
Уголовное право и криминология
27.11.2025
19
Поделиться
Аннотация
В представленной статье рассматривается феномен коррупции, выступающий барьером для развития образовательной сферы и общества в целом. Проводится анализ детерминантов, способствующих распространению коррупционных практик в академической среде, и формулируются предложения по минимизации данных рисков.
Библиографическое описание
Паньшина, У. С. Коррупция в сфере высшего образования / У. С. Паньшина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 10 (52). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/307/10577.


Коррупционные проявления в системе высшего образования — серьезный вызов для современного общества, разрушающий фундаментальные основы интеллектуального и социально-экономического развития страны. Исследование таких проявлений актуально ввиду ключевой роли образования в формировании личности. Коррупционные механизмы, действующие в системе высшего учебного звена искажают правосознание студентов, развивают готовность к противоправным действиям ради мгновенной личной выгоды. Наиболее опасным последствием является нормализация коррупционного поведения, его интеграция в повседневность. В результате образование утрачивает основное предназначение, выпуская специалистов с сомнительным уровнем знаний и навыков, что сказывается на качестве труда, инновационном потенциале и международной конкурентоспособности государства. Как справедливо отмечает И. П. Воронцова, пройдя «школу коррупции» в стенах учебного заведения, студент транслирует приобретенный опыт во «взрослую» жизнь, воспроизводя коррупционную среду на макроуровне [1, с. 18].

В примечании к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации раскрывается понятие должностного лица, к которому могут быть отнесены руководители образовательных организаций [2]. Именно они часто становятся фигурантами уголовных дел о получении взятки.

Ярким примером выступает дело ректора Уральского государственного университета физической культуры в Челябинской области. С сентября 2023 по апрель 2024 года он получил от студента 20 тысяч рублей за фиктивное занесение отметок в ведомость. В июне 2024 года ректор вступил в сговор с ещё одним студентом, пообещав поставить «отлично» за экзамены, несмотря на отсутствие факта сдачи материалов и посещение лекций, что должно было продолжаться до завершения обучения последнего в вузе. Взятка уже составляла 200 тысяч рублей [3].

Резонансным случаем стало обвинение Генпрокуратурой бывшего ректора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов в растрате свыше 74 миллионов рублей бюджетных средств, которые направлялись на аренду элитного жилья и зарубежные поездки. Было установлено, что ректор брал кредиты на сумму около 813,6 миллиона рублей, используя имущество университета в качестве залога, а полученные средства использовал для приобретения недвижимости в Монако и Эстонии. Ректор занимал должность с 1991 года и был отстранен 25 сентября 2025 года [4].

Ещё одним примером коррупции в сфере высшего образования служит ситуация против преподавателя одного из вузов Омска. По данным следствия, обвиняемый в период с октября 2021 по октябрь 2022 года получил от студентов около 330 тысяч рублей за выставление положительных оценок при их фактическом отсутствии на экзамене. Обвинение выдвинуто по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за получение взятки должностным лицом (статья 290 УК РФ) и мелкое взяточничество (статья 291.2 УК РФ) [5].

Помимо уголовного законодательства, ответственность за коррупционную деятельность предусмотрена и другими отраслями права. Административное право предполагает привлечение юридических лиц, включая сами учебные заведения, к ответственности по статье 19.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица) [6].

Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает подарки стоимостью больше трёх тысяч рублей работникам образовательных учреждений [7]. Сложившаяся традиция дарения преподавателям цветов, конфет или алкоголя воспринимается обществом как норма, однако грань между подарком и взяткой определяется наличием корыстной цели. Как подчеркивает адвокат Ирина Литвинова, взятка — материальные или нематериальные ценности, полученные за действия или бездействие, которые взяткополучатель не должен совершать в силу закона и служебного положения [8].

Трудовое законодательство предусматривает дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения за утрату доверия (пункт 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) [9].

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ раскрывает понятие «противодействие коррупции» как комплексную деятельность, которая осуществляется широким кругом субъектов — от федеральных органов власти до организаций и частных лиц — в рамках установленных полномочий. Сущность деятельности заключается в профилактике коррупции, активной борьбе с ней, минимизации последствий и устранении ущерба коррупционных деяний [10].

Предупреждение коррупции подразумевает исследование предпосылок её возникновения. Низкие заработные платы преподавателей, не отвечающие их ответственности и нагрузке, создают соблазн искать незаконные доходы и ширмой для преступлений становится слабый внутренний контроль. Разрушение устоев классического образования ведет к формированию у населения равнодушия относительно качества самого образовательного процесса. Цель студента смещается с освоения профессии на формальное получение диплома. По мнению А. В. Сычевой, именно безразличие является основным катализатором распространения коррупции в высшей школе [11].

С 1 января 2013 года образовательные организации обязаны активно противодействовать коррупции, следуя требованиям статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» [10]. Обязанность реализуется через совокупность мероприятий по назначению ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, формированию кодексов этики и служебного поведения, разрешению конфликтов интересов и недопущению использования поддельных документов.

Коррупционный риск — вероятность возникновения коррупционных отношений и наступления связанных с ними негативных последствий [1, с. 63]. Уникальность каждой образовательной структуры порождает специфические риски. Следовательно, эффективная антикоррупционная работа требует не шаблонных решений, а гибкой, персонализированной стратегии, нацеленной как на предупреждение, так и на быстрое устранение последствий правонарушений. В числе действенных мер можно предложить:

  1. разработку карты коррупционных рисков, которая позволит провести внутренний аудит и сформировать адресную программу профилактики;
  2. повышение прозрачности процедур поступления, сессии, распределения финансовых ресурсов за счет создания открытых электронных рейтингов преподавателей и учебных программ, публикации детальной финансовой отчетности, онлайн-трансляций защиты дипломных работ и диссертаций;
  3. организацию просветительских мероприятий для осведомленности общественности, студентов, преподавателей и персонала о мерах противодействия коррупции;
  4. создание независимого пункта приема сообщений или горячей линии о случаях противоправной деятельности, которые будут гарантировать полную конфиденциальность информаторов.

Только совместными усилиями государства, общества и самих образовательных учреждений можно искоренить коррупцию и обеспечить высокое качество образования для будущих поколений.

Литература:

  1. Воронцова, И. П. Методика разработки коррупциогенной карты рабочего места руководителя образовательной организации / И. П. Воронцова, С. Д. Красноусов, В. В. Терешкова, Н. В. Хлонова. — Красноярск, 2015.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63–ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102041891 %20&page=all&ysclid=mh3p88va6o224336350 (дата обращения: 4.10.2025).
  3. В Челябинске суд продлил домашний арест и. о. ректора университета [Электронный ресурс] // РИА Новости URL: https://ria.ru/20250925/sud-2044290542.html?ysclid=mgkavcp0yu13263924 (дата обращения: 6.10.2025).
  4. Суд изъял университет профсоюзов из-за обогащения ректора Запесоцкого [Электронный ресурс] // Радио РБК URL: https://clck.ru/3PuNmw (дата обращения: 19.10.2025).
  5. Платные пятерки. Пожилого педагога ОмГТУ обвинили в получении взяток на 300 тысяч [Электронный ресурс] // Город55 URL: https://clck.ru/3PuNtM (дата обращения: 5.10.2025).
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ URL: https://base.garant.ru/12125267/ (дата обращения: 10.10.2025).
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51–ФЗ // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ URL: https://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения: 10.10.2025).
  8. «Родители подарили члену комиссии частный вертолет»: реальные истории о взятках в вузах [Электронный ресурс] // МЕЛ URL: https://clck.ru/3PuNyx (дата обращения: 5.10.2025).
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 N 197-ФЗ // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ URL: https://clck.ru/3PuP3R (дата обращения: 10.10.2025).
  10. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации URL:https://clck.ru/3PuNaX (дата обращения: 4.10.2025).
  11. Сычева А. В. Коррупция в сфере высшего образования: коррозия правосознания // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2015. № 4. URL: https://clck.ru/3PuP6p (дата обращения: 21.10.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
Проблема коррумпированности в сфере образования и пути её решения в современной России
Характеристика профилактических мер, необходимых для предупреждения коррупции сотрудников организаций профессионального обучения
Антикоррупционная политика в сфере образования: анализ подходов и перспективы совершенствования
Основные положения противодействия коррупции в области образовательных процессов
Особенности антикоррупционного просвещения и воспитания в организациях высшего образования в современной России
Актуальные вопросы противодействия коррупционным преступлениям
Коррупция как одна из проблем реализации права на бесплатное высшее образование
К вопросу о зарубежном опыте противодействия коррупции в сфере образования
Опыт противодействия коррупции в сфере образования англоязычных стран
Противодействие преступлениям коррупционной направленности на государственной гражданской службе и их профилактика

Молодой учёный