С момента возникновения рыночных отношений и зачатков государственного строя, человечество подвержено такому явлению, как коррупция, и с тех же времен пытается с переменным успехом этому явлению противодействовать. Еще 4 тысячи лет назад в своде законов Хаммурапи предусматривалось наказание за взятки, которое определяли египетские фараоны.
С ростом рыночных отношений, происходил и рост коррупции.
Параллельно появляются и первые механизмы противодействия этому явлению на уровне законодательства. Однако существенных результатов это не принесло, ни в масштабах одного государства, ни в масштабах мира в целом.
Вторая половина XX века стала отправной точкой в системе борьбы с таким социальным явлением, как коррупция. Противодействие коррупции получило статус государственной политики, что позволило несколько минимизировать влияние этого явления на все области жизни общества.
Как правильно заметил И. Ю. Чивирев: «Коррупция в международно-правовых актах определяется как одна из глобальных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка. Международное сообщество стремится к объединению усилий в деле предупреждения и пресечения коррупции» [1, c. 8].
Однако по данным Трансперенси Интернешнл-Р на 2018 год, Россия опустилась на три места и в настоящее время занимает лишь 138 место по индексу восприятия коррупции [2, с. 5].
Образование связано с базовыми ценностями демократического общества и государства в рамках воспитания индивидов, наделенных значительным количеством прав и обязанностей, поэтому недостатки регулирования правового механизма противодействия коррупции и пробелы в законодательстве в значительной степени препятствуют достижению целей снижения коррупционных рисков в сфере образования. Подобные противоречия, в свою очередь, приводят к негативным последствиям, таким как снижение интеллектуального потенциала страны, снижение престижа российских вузов, ухудшение качества образования, создавая существенные проблемы на новаторском пути развития государства. Всемирная организация по борьбе с коррупцией Transparency International (TI) разработала программу по борьбе с коррупцией в сфере образования (от 5 июля 2010 г.). Целью данной программы является выработать «нулевую терпимость» к коррупции.
Следует также отметить, что ни в международном, ни в национальном праве государств не существует единообразного определения термина «коррупция». А одна из наиболее широких трактовок содержится в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г.: «Просьба, предложение, дача или получение, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещание такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, а также ненадлежащее преимущество или обещание такового» [3, с. 2]. Однако данная Конвенция Российской Федерацией не ратифицирована.
Хотелось бы вкратце рассмотреть опыт противодействия коррупции в области образования таких государств как Великобритания, США, отнесенных к группе «развитых» стран мира, которые по численности управленческого аппарата сравнимы с Россией.
Основу противодействия коррупции в Великобритании составляет Закон Великобритании о взяточничестве [4, с. 1], принятый 8 апреля 2010 г., который по своей сути является законом о борьбе с коррупцией широкой сферы применения, куда входит и сфера образования.
Взяв за основу указанный Закон, Великобританией также реализуется программа, которая утверждает антикоррупционные принципы во всех сферах жизни общества. Применительно к сфере образования относят:
- Нестяжательство (служение только общественным интересам, отказ от каких-либо действий для достижения положительных оценок незаконным путем, иных выгод для себя, своей семьи, друзей и их родственников).
- Неподкупность (недопущение какой-либо финансовой или иной зависимости от внешних лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение официального долга — преподавание).
- Объективность (непредвзятое установление оценок каждому учащемуся).
- Открытость (максимальное информирование общества обо всех решениях и действиях, их обоснованности, проведение открытых лекций и семинарских занятий).
- Честность (обязательное сообщение и принятие всех мер для разрешения возможных конфликтов в пользу общественных интересов, также сообщение обо всех попытках «подкупа» или иного коррупционного правонарушения).
Эффективность уголовного законодательства Великобритании в борьбе с коррупцией состоит в его скрупулезности, любое правонарушение коррупционной направленности прописывается как самостоятельное преступление и лицо, его совершившее, несет административную или уголовную ответственность.
Антикоррупционное законодательство Соединенных Штатов Америки отличается нехарактерной для этой страны «терпимости» жесткостью, в большей степени делая акцент на уголовной ответственности за «коррупцию». В частности, к сфере образования относят:
1) Ответственность за взятку или «кикбэкинг» (действие, когда участнику сделки выплачивается часть незаконных денег) предусмотрен штраф в тройном размере взятки или заключение в тюрьму на срок от 15 лет, либо и то и другое вместе. А при наличии отягчающих обстоятельств взяточнику грозит лишение свободы до 20 лет.
2) Если должностное лицо муниципального или государственного уровня получает какое-либо вознаграждение за услуги, которые входят в круг его обязанностей, то ему грозит штраф или лишение свободы на срок до 2х лет, либо совокупность наказаний.
3) Немаловажным и высокоэффективным механизмом противодействия коррупции в США также является профилактика коррупции в системе образования. Выделено такое коррупционное преступление как бездействие, непредупреждение коррупционного правонарушения.
Уровень коррупции в области образования в США значительно ниже, чем во многих других государствах. Самыми популярными для поступления высшими учебными заведениями в США являются: Гарвардский университет, Стэнфордский университет, университет Калтех, университет Беркли, Массачусетский технологический университет, Принстонский университет, Йельский университет [5, с. 3].
Наравне с ними в мире ценятся работники, закончившие такие ВУЗы Великобритании как Кембриджский университет и Оксфордский университет. Возможно, это объясняется тем, что антикоррупционное законодательство здесь носит максимально системный характер.
Таким образом, анализ действующих антикоррупционных стратегий США, стран Европы и Азии показывает, что полностью искоренить коррупцию не удается ни одному государству, но снизить ее порог вполне возможно. Необходимо знакомиться с зарубежной практикой противодействия в сфере образования и грамотно выбирать, какие разработки имплементировать в российскую образовательную действительность.
Литература:
- Чивирев И. Ю. Международный опыт борьбы с коррупцией и возможность применения этих методов в России [Электронный ресурс] /Репринтное издание// Научная электронная библиотека //«Скиф. Вопросы студенческой науки» //URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28783931 (дата обращения 01.06.2019) — Выпуск № 6. — С. 8–11.
- Индекс восприятия коррупции 2018 [Электронный ресурс] /Репринтное издание // Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» // URL: https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2018 (дата обращения 01.06.2019) — 12 с.
- О гражданско-правовой ответственности за коррупцию: Конвенции Совета Европы от 4 ноября 1999 года) [Электронный ресурс] /Репринтное издание // Сайт Национального Совета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. // URL: http://www.osbr.ru/doc/zakon/72 (дата обращения: 10.02.2019) — 17 с.
- The Bribery Act 2010 of the United Kingdom [Электронный ресурс] /Репринтное издание // URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=3 %3D&lang=ru (дата обращения: 10.04.2019) — 33 с.
- Мировой рейтинг ВУЗов [Электронный ресурс] /Репринтное издание // Официальный сайт аналитической статистики «Статистика.RU» // URL.: http://statistika.ru/obraz/2007/12/08/obraz_9809.html (дата обращения: 10.02.2019) — 4 с.