Использование социального партнерства в преподавании безопасности жизнедеятельности в системе СПО
Автор: Коваленко Сергей Анатольевич
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 03.05.2019
Статья просмотрена: 234 раза
Библиографическое описание:
Коваленко, С. А. Использование социального партнерства в преподавании безопасности жизнедеятельности в системе СПО / С. А. Коваленко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15058/ (дата обращения: 19.12.2024).
Стратегические цели образования, согласно концепции модернизации российского образования до 2020 года, могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательных учреждений с социальными партнерами.
Изменившиеся условия социально-экономического, социокультурного и технологического развития требуют усовершенствование подхода к установлению взаимодействия всех сторон, заинтересованных в решении проблем выпускников системы СПО.
В этих условиях требуются новые формы управления, координации, сотрудничества в образовательном процессе. Все попытки решить проблемы профессионального образования, в современных условиях только опираясь на государственный ресурс, не могут обеспечить максимальный результат. Одно из перспективных направлений в сложившейся ситуации — взаимодействие с социальными партнерами.
Социальное партнерство в системе образования — это процесс взаимодействия, при котором представители различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, организуют совместную деятельность для повышения эффективности данного взаимодействия.
Социальное партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.
Основу видов взаимодействия между партнерами составляет обмен информацией позволяющей управлять процессом образования. На уровне учреждения профессионального образования формируется процесс подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями.
В настоящее время социальное партнерство активно интегрируется в теорию и практику профессионального образования. Особенностями взаимодействия с партнерскими организациями является наработка моделей совместной работы для решения адресных проблем.
Социальными партнерами образовательного учреждения могут выступать как потенциальные работодатели, так и организации, представляющие собой различные сферы деятельности, дающие возможность повысить квалификацию выпускников.
Подготовить высококвалифицированного и разносторонне развитого специалиста без современной учебно-материальной базы невозможно. Поэтому важным является деятельность, направленная на наращивание данной базы за счет привлечения возможностей социальных партнеров, которыми могу выступать различные организации.
Такая гибкая и открытая система, я считаю, может называться социальным партнерством и в своем развитии будет устойчивой и долговременной лишь при условии, что каждый осознает свое место на всех этапах образовательного процесса.
Исходя из этих обстоятельств, считаю перспективным направлением взаимодействие образовательного учреждения СПО и социальных партнеров — центров повышения квалификации. Как пример — Курсы гражданской обороны. Это сотрудничество чрезвычайно актуально в обеспечении качества профессионального образования.
Предметом деятельности Курсов гражданской обороны является реализация программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Значительная часть учебных программ дисциплин ОБЖ и БЖД посвящена данным вопросам. Методическая помощь в организации учебного процесса по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, учебно-материальная база такого социального партнера позволяет использовать его опыт в планировании и проведении занятий по:
− мерам пожарной безопасности на работе и в быту;
− проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
− подготовке и проведению мероприятий Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности»;
− планированию и проведению тренировок и учений по эвакуации в учебном заведении;
− природоустройству и защите окружающей среды.
Дальнейшее взаимодействие в данной сфере должно быть направлено на изучение базы социального партнера, по итогам которого принимается решение:
− о возможности проведения практических и лабораторных занятий со студентами непосредственно на Курсах гражданской обороны;
− по разработке методической и справочной литературы;
− о возможности подготовки наглядных пособий.
Следующим этапом взаимодействия учебного заведения СПО с социальными партнерами — Курсами гражданкой обороны является проведение экскурсионных занятий. Проведению экскурсий со студентами на данной площадке придается очень большое значение. Курсы, с которыми заключены договора, серьезно относятся к проведению экскурсий. У многих студентов данный выход в организацию повышает их интерес к освоению новых знаний в области безопасности жизнедеятельности.
Еще одним направлением взаимодействия с социальными партнерами — потенциальными работодателями в плане освоения вопросов правовой культуры в профессиональной сфере и охраны труда на производстве, является использование производственной практики в организациях работодателей.
Программа практики разрабатывается совместно с предприятиями. В большинстве случаев практика проходит на том предприятии, куда в будущем будет трудоустроен выпускник. Еще в процессе обучения студенты видят конкретные условия труда, а руководство присматривается к будущим работникам.
Стоит отметить, взаимодействие с социальными партнерами вскрыло проблемы, которые образовательное учреждение должно обязательно учитывать в своей работе:
− требования работодателя, выдвигаемые к профессиональным компетенциям выпускника, являются более жесткими и конкретными;
− работодатель внимательно оценивает психологический портрет будущего работника, выделяя для себя оперативных, творческих и коммуникабельных сотрудников, способных сочетать профессиональные и личные качества;
− работодатель выступает за преемственность и непрерывность подготовленности своего сотрудника, развитие его квалификационных уровней на основе создания системы непрерывного образования.
Реализуя социальное партнерство по предложенным мною направлениям, можно рассчитывать на следующие результаты:
− актуализация учебно-программной документации по направлениям подготовки учебного учреждения;
− получение экспертной оценки учебно-программной документации со стороны представителей социального партнерства;
− созданию в организациях социальных партнеров постоянных мест производственной практики;
− аттестация выпускников с привлечением социальных партнёров;
− трудоустройство выпускников;
− повышению квалификации педагогического состава учебного учреждения в организациях социальных партнеров.
Посредством такого социального партнерства учреждения СПО обеспечат обновление содержания профессиональной подготовки выпускников.
Механизм эффективного сотрудничества с работодателями требует продолжения своего развития и совершенствования. Одних усилий и полномочий учебного учреждения, к сожалению, недостаточно. Требуются законодательно закрепленные механизмы и формы совместной деятельности и формирования мотивация работодателя для получения конкурентно способного и мобильного специалиста.
Социальное партнерство в системе профессионального образования — явление актуальное и перспективное. Плодотворное сотрудничество в рамках социального партнерства полезно всем — выпускнику, учебному учреждению, работодателям, стране.
Литература:
- Глушанок Т. М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6.
- Иванов С. А. Социальное партнерство как феномен цивилизации. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/196/762/1219/007-Ivanov.pdf
- Михеев, В. А. Основы социального партнерства: теория и политика / В. А. Михеев. — М.: Экзамен, 2015.
- Прохорова М. П., Петровский А. М. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, № 5 (2015) URL: http://naukovedenie.ru/PDF/205PVN515.pdf
- Шнейдер О. В. Социальное партнерство. Проблемы и перспективы // Педагогическое обозрение. 2008.