Ключевые слова: Генеральный прокурор Российской Федерации, государственная служба, гражданское общество, коррупция, получение взятки, уголовная ответственность.
Коррупция является незаконным, противоправным, общественно опасным деянием, проявляющимся в сфере экономики, политики, социальной деятельности и целом ряде других областей или государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [3, с.28; 6, с. 64].
Следственный комитет Российской Федерации в 2015 году по фактам коррупции возбудил более 25 тыс. уголовных дел. При этом в суд были переданы уголовные дела в отношении 630 лиц, которые обладают особым правовым статусом, из них 12 депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, 18 сотрудников СК России, 2 судей, 14 сотрудников прокуратуры, 234 депутатов органов местного самоуправления, 201 главы муниципальных образований и 52 адвокатов [9].
В 2015 году ущерб от коррупционных преступлений в России составил почти 40 миллиардов рублей, что на 50 процентов больше, чем в 2014 году. При этом в добровольном порядке ущерб погашен виновными на сумму почти 2,5 млрд. руб., приняты меры по обеспечению взыскания ущерба еще на 23,5 млрд. В том числе изъято имущества в размере более 4,5 миллиардов рублей. Наложен арест на сумму 18,8 миллиарда рублей [8].
Одним из ярких форм коррупции на государственной и муниципальной службе является взяточничество.
Современные составы преступлений, относящиеся ко взяточничеству, являются формальными. Преступления считаются оконченными в момент получения хотя бы части обусловленной взятки. Фактическое совершение при этом им действий (бездействия), ради которых дана взятка, не требуется. В том случае, когда не произошло передачи ценностей по причинам, которые не зависят от взяткодателя (к примеру, должностное лицо отказалось взять деньги), содеянное им выступает в качестве покушения на дачу взятки.
При этом каждый самостоятельный эпизод получения взятки квалифицируют по совокупности преступлений, но не образуется совокупность при получении заранее обусловленной суммы взятки в несколько приемов. Не образуется совокупность также и при систематическом получении ценностей за осуществление общего покровительства либо попустительства по службе, когда такие деяния объединяются единством умысла взяткодателя (продолжающееся преступление).
Передачу взятки по поручению взяткодателя законодатель необоснованно выделил в качестве отдельного вида посредничества во взяточничестве. Это обусловлено следующими причинам. Оценивая буквальное толкование ч.1 ст. 291 УК РФ можно сделать вывод, что которое непосредственно передаёт взятку, практически исполняет все признаки состава преступления, которое регламентировано данной нормой, т.е. дает взятку. Из этого следует, что нет какого-либо смысла в выделении указанного деяния в виде самостоятельного состава преступления в ч.1 ст. 291.1 УК РФ. Помимо этого, наличием такого рода регламентации безосновательно ужесточается ответственность лица, которое непосредственного даёт взятку, так санкция ч.1 ст. 291.1 является более строгой по сравнении с ч.1 ст. 291 УК РФ.
Оценивая историю развития законодательства России в области взяточничества можно отметить, что в нём содержится немало решений, которые заслуживают тщательного изучения. Изучая историю данного института можно чётко проследить движение юридической мысли, в том числе в сфере регламентирования ответственности за взяточничество.
Как указывают А.В. Юрковский, К.Н. Евдокимов, В.М. Деревскова: «Лица, обращающиеся к коррумпированным чиновникам, не всегда испытывают угрызения совести по поводу результатов предполагаемой противоправной деятельности, наоборот, многие мотивы связаны с получением положительных эмоций от предстоящего и последующего события, которое возникает в результате противоправных коррупционных контактов. Тем самым, управляемые субъекты, собственными действиями, нередко стимулируют чиновников к коррупционным действиям» [6, с.18]
Поэтому изучение и анализ личности взяточника всегда было и продолжает оставаться одной из самых трудных задач. Вопросы, которые относятся к изучению личности, имеют принципиальное значение, когда в качестве объекта изучения выступает взяточник. С одной стороны, у суда возникает задача выбора вида и размера уголовного наказания, которое было бы соразмерно общественно опасному деянию, с другой - выбора наказания, которое было бы наиболее эффективно для достижения его целей, с учетом особенностей личности преступников.
В целом, в качестве личности преступника, совершающего преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ, необходимо понимать лицо, которое совершило преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ, в котором нашла своё проявление его антиобщественная направленность, которая отражает совокупность негативных социально значимых свойств, оказывающих влияние в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.
Анализируя современное состояние взяточничества и коррупции, можно сделать вывод, что несмотря на имеющиеся положительные тенденции, их уровень на данном уровне весьма значителен. Такое положение приводит к тому, что в массовом сознании уже закрепилось мнение, что без «стимулирования» тех либо иных служащих или должностных лиц почти, а нельзя решать ни одну житейскую проблему. Граждане нашей страны реально ощущают влияние коррупции в ходе своего непосредственного взаимодействия с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, когда часто тот либо иной вопрос можно решить лишь посредством дачи взятки, в самых различных формах, соответствующим чиновникам.
Проблемы взяточничества, конечно необходимо разрешать с узкоспециальных точек зрения, но главный момент здесь состоит в необходимости решения их законодательно – посредством принятия базовых законодательных актов о противодействии коррупции в органах государственной власти и управления, усиления уголовной ответственности за должностные преступления, так как наличие мягкости санкции выступает в качестве одного из основных факторов, обусловливающих рост взяточничества.
Современная антикоррупционная политика должна устранять сами условия возникновения коррупции и взяточничества – путем обеспечения четкой регламентации и открытости бюрократических процедур, а также минимизации личных контактов между государственными служащими и заинтересованными в их решениях гражданами. Следует, однако, иметь в виду, что для получения положительного эффекта должна проводиться государственная системная антикоррупционная политика, в которую, кроме вышеуказанного аспекта, должны входить мероприятия, направленные на повышение заработной платы чиновников, развитие благоприятной корпоративной культуры, повышение этичности поведения государственных служащих и т.д. [1, 4]
В современных условиях должны быть усилены меры уголовно-правовой борьбы со взяточничеством с учетом таких его факторов, как высокая общественная опасность, латентность и тяжкие последствия. Должен быть разработан эффективный механизм оптимальной реализации уголовно-правовых норм, которой предусматривается ответственность за совершение взяточничества.
По мнению автора, основные направления предупреждения взяточничества сегодня должны состоять в следующем.
1. Необходимо разграничение понятия обычного подарка и взятки. С этой целью должны быть внесены соответствующие изменения в ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». В качестве основы разграничения может быть использована норма гражданского законодательства, регламентирующая получение подарков государственными служащими.
2. Современное уголовно-процессуальное законодательство содержит пробел, суть которого заключается в том, что в УПК РФ отсутствует основание о прекращении уголовного дела в соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ. Необходимо дополнить данное основание в число оснований для прекращения уголовного дела.
3. В продолжение рекомендации 2 можно предложить также дополнить текст имеющегося примечания к ст. 291 УК РФ, изложив его в следующей редакции: «Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления до выполнения или невыполнения в интересах дающего взятку первым добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Также автор согласна с мнением Деревсковой В.М., Евдокимова К.Н., Оноховой В.В., Юрковского А.В. и других ученых, что противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе в РФ должно носить комплексный характер (правовой, экономический, информационный, организационный, материально-технический и др.) с обязательным привлечением институтов гражданского общества (общественные движения, политические партии, профсоюзы, образовательные и научные учреждения) и осуществлением общественного контроля [2, 5, 7].
Таким образом, чтобы решить проблему взяточничества в России, необходимо выстроить современное правовое, демократическое государство, эффективную рыночную экономику, сформировать сильное гражданское общество, создать условия для развития ответственной, созидательной, активной личности.
Литература:
- Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Капинус О.С., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В., Андреев Б.В., Бажанов С.В., Евдокимов К.Н., Жубрин Р.В., Ларьков А.Н., Раскина Т.В., Соколов Д.А., Степанов О.А. Криминология. Общая часть. Учебник / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.
- Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Ефимова Ю.С., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Любушкина В.П., Онохова В.В., Романов Д.И. Муниципальное право России: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. - Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 327 с.
- Довбня А.И., Юрковский А.В. Основные подходы к понятию коррупции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 27-28.
- Капинус О.С., Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В. и др. Криминология. Особенная часть в 2 Т. Том 2. Учебник / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 311 с.
- Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Любушкина В.П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. - Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 239 с.
- Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие.- Иркутск, 2012. 199 с.
- Юрковский А.В., Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Онохова В.В., Праскова С.В., Суркова И.С., Тирских М.Г., Шаламова А.Н. Конституционное право. учебное пособие / Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, Иркутск, 2015. 611 с.
- Доклад Генерального прокурора «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению». Электронный ресурс. Режим доступа: http://genproc.gov.ru (Дата обращения 17.01.2017).
- По материалам официального сайта Следственного Комитета Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://sledcom.ru/news/item/1019445 (Дата обращения 30.12.2016 г.)