Преступления коррупционной направленности, разваливая государственный аппарат, осуществляющий очень важные функции, не только являются главной причиной причинения серьезного вреда правам и свободам человека и гражданина, а также их законным интересам. По мнению В. В. Качалова, коррупция формирует основу для масштабного нарушения этих прав в самых различных сферах жизнедеятельности общества [6, с. 2]. Коррупция, как «вечная бричка России», закралась практически во все «поры» государственного механизма, порождая тем самым у общества не только недоверие к государственным органам власти и управления, но и к правоохранительной функции государства и особенностям ее реализации. Это все способствует в свою очередь формированию у общества убежденности в декларативности основных демократических прав и свобод человека и гражданина в российском государстве, а также в бесполезности проводимых реформ. Кроме того, такое положение формирует у граждан толерантное отношение к взяточничеству, как к результативному способу решения различного рода личных, бытовых, производственных и иных проблем. Все это самым отрицательным образом сказывается на состоянии нравственного здоровья нации и способности общества противодействовать коррупции, как негативном явлению.
Главным ядром коррупции являются противоправные деяния против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, т. е. преступления предусмотренные главой 30 УК РФ [1].При этом высокую озабоченность вызывает состояние преступности в данной сфере. Так, в 2016 г. было зарегистрировано 17 477 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, из которых 9 984 — взяточничество, а также 774 преступлений, предусмотренных ст. 291.1 УК РФ [5]. Кроме того, латентность взяточничества являлась всегда одной из самых высоких в целом в общей структуре преступности. Так, например, в 2014 г. по оценкам некоторых исследователей, количество фактически совершенных исследуемых нами преступлений составило фактически в несколько десятков раз больше [7, с. 82]. На самом деле, фактические показатели превосходят зарегистрированные более чем в 70 раз. В связи с вышеизложенным можно констатировать, что имеет место низкая эффективность имеющихся в нашей стране мер противодействия как дачи взятки, так и иным противоправным деяниям коррупционной направленности.
Среди причин столь серьезного распространения коррупции и столь высокой латентности рассматриваемого вида противоправного деяния отмечается и несовершенство уголовного закона, а также недостатки правоприменительной практики, которые иногда приводят к тому, что отдельным лицам, обвиняемым во взяточничестве, удается избежать уголовной ответственности.
Об актуальности исследования отдельных аспектов уголовной ответственности за взяточничество свидетельствуют систематически вносимые изменения и дополнения в уголовный закон. Например, одни из самых масштабных, это принятие Федерального закона Российской Федерации от 04 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [2](далее — Закон № 97-ФЗ), который повлек ряд важных изменений, касающихся, в частности, проблем уголовной ответственности за взяточничество. В этом законе, кроме предложений, сформулированных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 г. [4], об установлении кратных штрафов за коммерческий подкуп, принятие взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве с введением данной статьи в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ), также содержится ряд новых квалифицирующих признаков к ст. 291 УК РФ, неизвестных ранее ни УК РФ ни одному из УК РСФСР.
Однако этим не закончилось совершенствование нормативного закрепления ответственности за взяточничество. На протяжении последних лет в уголовное законодательство также продолжали вноситься изменения и дополнения, касающиеся уголовной ответственности за данные противоправного деяния. Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 324-ФЗ [3] ст.ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ были изложены в новой редакции. В ст. 290 УК РФ изменилась ответственность за получение взятки. В настоящее время за указанные в ст. 290 УК РФ действия предусмотрен штраф в размере от 200 тысяч до 1,5 млн рублей. Что же касается таких субъектов как должностных лиц иностранных или международных организаций, то штраф предусмотрен в большем размере — от 500 тысяч до 2 млн. рублей. Ст. 291 УК РФ после указанных изменений в настоящее время предусмотрена уголовная ответственность за дачу взятки, в том числе, когда даваемая взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу. В ст. 291.1 УК РФ указанным федеральным законом уточнена ответственность за посредничество при даче взятки. Этим же федеральным законом глава 30 УК РФ была дополнена абсолютно новой нормой — ст. 291.2 «Мелкое взяточничество», согласно которой предусмотрена уголовная ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.
При этом став извечной проблемой российской государственности, взяточничество и коррупция постоянно притягивают внимание самые широкие научные круги, в том числе и научную общественность в уголовно-правовой науке, в рамках которой указанные проблемы находят свое самое широкое обсуждение. Отдельным проблемам квалификации преступлений коррупционной направленности, изучению их причин и условий, а также совершенствованию имеющихся и разработке новых возможных мер профилактики, посвятили свои исследования многие самые представительные отечественные юристы. Это такие, как: А. А. Аслаханов, Р. М. Асланов, Б. В. Волженкин, П. И. Гришаев, А. И. Долгова, А. А. Жижиленко, Б. В. Здравомыслов, Н. Ф. Кузнецова, М. Д. Лысов, А. Я. Светлов, П. С. Яни и многие др. В работах как указанных исследователей, так и многих других содержится бесценный материал, представляющий собой фундаментальные положения современного учения о взяточничестве и включенный в основу многочисленных законодательных «конструкций» о борьбе с противоправными посягательствами коррупционной направленности.
Вместе с тем, поступательно-противоречивое развитие социально-правовой ситуации, постоянные изменения в системе государственного управления, обновление российского служебного и уголовного законодательства, усложнение криминальной ситуации в стране в целом, существенным образом трансформируют взяточничество как социальное явление. А это в свою очередь требует обращения к его многочисленным проблемам вновь и вновь. В связи с чем, многие проблемы в этой области не только решены ими были не полностью в силу складывающихся на том этапе общественных отношений в сфере борьбы с указанными деяниями, сколько отсутствует комплексное исследование проблем привлечения к уголовной ответственности, учитывающее многообразие особенностей правового регулирования на современном этапе.
Изложенное свидетельствует о том, что до настоящего времени сохраняется потребность глубокого научного осмысления многих проблем уголовной ответственности за взяточничество в современном российском уголовном праве и особенностях к ее привлечению на современном этапе противодействия коррупции в Российской Федерации.
Литература:
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ): по сост. на 07 февраля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 19. — Ст. 2714.
- О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 324-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 27 (часть II). — Ст. 4257.
- Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 г. // Российская газета. — 2009. — № 317.
- Официальный сайт МВД России [Элект. ресурс]. — Режим доступа: http: // www. mvd.ru. — Состояние преступности в России.
- Качалов, В. В. Общественная антикоррупционная экспертиза законодательства как элемент системы защиты прав граждан от коррупции / В. В. Качалов // Безопасность бизнеса. — 2012. — № 3. — С. 2.
- Торопин, Ю. В. Латентная преступность: понятие, сущность и структура / Ю. В. Торопин // Труды Академии управления МВД России. — 2015. — № 2. — С. 82.