Ключевые слова: взяточничество, государственная власть, уголовная ответственность
Особая роль уделяется взаимодействию институтов государственной власти и общества, на чиновниках и служащих лежит ответственность за профессионализм, законность и качество работы, независимо от того к какой отрасли государственного сектора экономики структура принадлежит. Вместе с тем не теряет свой актуальности многие десятилетия вопрос коррупции в различных сферах общественной жизни. Коррупционная составляющая, безусловно, негативно влияет на развитие экономики и правового государства, так как самим существованием подрывает принципы законности, правопорядка, препятствует эффективности проводимых реформ.
Наиболее распространенным проявлением коррупции в условиях России является взяточничество, имеющее глубокие исторические корни.
Впервые взяточничество упоминается в эпоху царизма в письменных источниках 14-го столетия. Уже в эпоху Петра Великого чиновники начали получать фиксированное жалование, а взяточничество стало рассматриваться как преступление. Даже с приходом власти большевиков коррупция никуда не исчезла.
Судебник 1497 г. не предусматривал ответственность за взятки, но запрещал.
Впервые об ответственности за получение взятки упоминается в Судебнике 1550 г., который предусматривал такой состав преступления как умышленное неправосудие [7, c. 52].
По Соборному уложению 1649 г. уголовная ответственность за взяточничество приходилась в основном на преступления в правосудия, кроме того, данный нормативный акт наряду со взяткой вводит понятие мнимая взятка и посредник во взяточничестве.
При Петре I впервые против взяточников стали применяться жесточайшие меры: битьё батогами, клеймление, ссылки, казни. Но все было бесполезно. После смерти Петра I из-за недостатка средств государству пришлось снова вернуться к прежней системе обеспечения чиновников — «кормлению» [9, c. 35]. В данный период были разоблачены и наказаны за взяточничество сибирский губернатор Гагарин, московский губернатор К. Нарышкин, адмирал Апраксин, сенатор Долгоруков [5, c. 53].
В период правления Александра I продолжали действовать законодательные акты Петра I и Екатерины I.
Только в 1832 года, уже при правлении Николая I Сенат издал Указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества», который гласил, что подарки и приношения чиновникам не должны иметь место в системе государственного управления [4, c. 163].
Важным этапом на пути совершенствования законодательства об ответственности за взяточничество и лихоимство было издание Свода законов (1832 г., 1842 г., 1857 г.), в котором этим деяниям была посвящена отдельная глава [8, c. 25].
С 1845 г. основным законодательным актом, который регулировал ответственность чиновников за мздоимство и лихоимство, стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных [11, c. 23].
Уголовное уложение 1903 г. впервые отграничила понятие взяточничества от лихоимства, ст. 656 данного акта указывала, что, если взятка принята за совершенное служащим действие, входящее в круг его служебных обязанностей по службе (ч. 1 ст. 656); для побуждения к совершению такого действия (ч. 3 ст. 656).
С 1911 года в России действовал закон «О наказуемости лиходательства» [7, c. 56].
В 1918 г. был принят Декрет «О взяточничестве», который впервые определил понятие «должностные лица», к которым относил членов правительства, фабрично-заводских комитетов, домкомов, а также членов общественных организаций: кооперативов, профессиональных союзов [10, c. 54].
Уголовные кодексы 1922 г. и 1926 г. за взяточничество предусматривали расстрел.
В 1962 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество» дополнил наказание за данный вид преступления и кроме расстрела предусматривал конфискацию имущества.
Борьба с коррупционными преступлениями была начата с принятия в 1992 году Указа Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» [6, c. 38].
В 2000-х гг. Россия осуществила присоединение к ряду международных соглашений по борьбе с коррупцией. В мае 2008 г. Был подписан Указ о создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В июле того же года был утвержден Национальный план противодействия коррупции, он предусматривал ряд мер по профилактике коррупции.
Принятие УК РФ в 1996 году обусловило появление новых статей в УК РФ по взяточничеству, которые успешно реализуются.
В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 — ФЗ в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» содержится четыре статьи, предусматривающих уголовную ответственность за взяточничество: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ) [2].
Наиболее значимые изменения российского антикоррупционного законодательства приходятся на 2011, 2015 и 2016 годы. Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» установлен новый состав преступления — «Мелкое взяточничество» (ст. 291.2 УК РФ) [3].
Таким образом, взяточничество существует с незапамятных времен, исторический анализ свидетельствует, что подходы к взяточничеству кардинально не менялись, а только слегка корректировались и дополнялись.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25 декабря 1993 года.
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст.2954.
- Федеральный закон от 03.07.2016 N 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. N 27 (часть II). Ст. 4257
- Волженкин Б. В. Служебные преступления. М Юристъ 2000. — 361 с.
- Гулямова В. Т. Становление и развитие правового регулирования в сфере противодействия коррупции в Пензенской области / В. Т. Гулямова, Н. А. Живодрова // Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. III Междунар. научн.-практ. конф. В 2-х ч. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2018. Ч. 2. С. 163–166.
- Гончаренко Г. С. Запрет на коррупцию // Российский следователь. 2016. № 24. С. 38–41.
- Крюкова Н. И. Коррупция: ее сущность и исторические корни в России // История государства и права. 2014. № 5. С. 52–57.
- Крюкова Н. И. Возникновение и история развития коррупции в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 12. C. 25–30.
- Литвяк Л. Г. Коррупция в России: история и современность // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 4. С. 35–39.
- Сулейманов Т. М. История ответственности за злоупотребление должностными полномочиями по российскому уголовному праву (XVII — XX вв.) // История государства и права. 2013. № 13. С. 54–58.
- Финогентова О. Е. Понятие и ответственность за взятку по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года и Уголовному уложению 1903 года // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. № 9. С. 23–29.