Уголовная ответственность за коррупционные преступления: история и современность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.11.2019

Статья просмотрена: 815 раз

Библиографическое описание:

Мойзель, А. С. Уголовная ответственность за коррупционные преступления: история и современность / А. С. Мойзель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64100/ (дата обращения: 18.12.2024).



Коррупция в России существовала издревле, и борьба с ней велась на протяжении всего многовекового периода истории, однако имела она бессистемный и эпизодический характер. Двойственность природы коррупции заключалась в том, что с одной стороны обогащение чиновников вне закона, государство пыталось искоренить, а с другой- создавало такие условия, что низкая оплата работы служащих вынуждала их заниматься вымогательством [1, с. 10].

Доход в Древнерусском государстве должностные лица имели от судебных пошлин и корма (княжеского жалования). Виры (уголовные штрафы) шли напрямую к князю, поскольку личный доход с государственной казной не были разграничены, тем не менее помощники князя получали доход особый. Кроме этого, судебные органы получали от населения так называемый «корм» в виде продовольственных товаров для них самих, слуг или лошадей. Такой способ содержания имел неблагоприятные последствия в дальнейшем, так как эти должности стали злоупотребительными. Считается, что именно это стало фундаментом коррупции и посулы (взятки, незаконного вознаграждения).

Впервые упоминания о посулах появились в 1397–1398 в Двинской уставной грамоте, которая гласила: «А самосуда четыре рубли; а самосуд, то: кто изымав татя с поличным, а посул собе возмет, а наместники доведаются по заповеди, ино то самосуд; а опрочь того самосуда нет [2, с. 181].

Белозерская уставная грамота 1488 года также имела целью оградить местное население от должностных злоупотреблений, именно поэтому грамоты писались на имя местного народа. Упущением было то, что меры имели лишь предупредительный характер и не содержали определённых наказаний. Они сохранили свое действие во всех законодательных актах того времени, в том числа и в Псковской судной грамоте.

Только Судебник 1497 года определял понятие посула и категорически запрещал его приём. Таким образом, при Иване Грозном появилась уголовная ответственность за взяточнические преступления, наказание за которые, как привилегированное лицо, определял сам государь. Так, например, в соответствии со ст. 4 Судебника судебный дьяк, подделавший протокол заседания или неверно отразивший в нем показания сторон обязан был выплатить половину суммы иска, а также должен был быть подвергнут тюремному заключению. Остальное возмещал боярин, который по должности обязан был следить за дьяком. Подьячий же, за совершение аналогичного преступления подвергался торговой казни.

В середине XVI в рамках Губной реформы и Земской реформы происходит развитие местного самоуправления. Переход от кормления к такой системе означал оттеснение местного самоуправления от феодальной аристократии в пользу дворянства и посадского населения.

В 1613 году кормление снова возродилось, поскольку введенные должности воевод, выполняющие административные, полицейские и судебные полномочия, невозможно было обеспечить финансово. Добровольные приношения (почести) не запрещались, что привело к дальнейшему развитию коррупции.

Возмущенный коррупцией народ от в отчаяния 1648 году вышел на Московскую площадь с протестами. Народный бунт вынудил законодателя принять более жесткие меры ответственности за коррупционные преступления в Соборном уложении 1649 года. Так, за принятие посулов бояре и думные люди подвергались штрафу, лишению должности и отсылке в дальний город на службу, судьи — торговой казни, увольнению со службы, нижние чины — отсечению руки или битьем батогами.

Во второй половине XVII века система оплаты приказных служащих сама способствовала развитию коррупционных преступлений, в том числе вымогательству, поскольку по недоходным приказам служащим приходилось существовать только за счет жалований от дел.

Петр I платил жалование всем служащим, поэтому получение взяток ими в любой форме считалось уголовным преступлением и наказываюсь «жестко на теле» [3, с. 28], вплоть до смертной казни.

Петровские изменения привели к систематизации уголовно-правовых норм. Больше всего уголовных дел было в отношении воевод и губернаторов, рассмотрение которых затягивалось настолько, что прокурор или сами бригады постоянно менялись, уходя в отставки. Их работа оплачивалась обвиняемым, который очень часто не доживал до оглашения приговора.

В царствование Николая I были усилены и упорядочены меры по борьбе с коррупцией. По его воле Сенатом был издан Указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества». Далее были изданы такие нормативные акты, как «Свод законов Российской империи» 1832 года и «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года. Взяточничество в этих актах рассматривалось как уголовное преступление и разделялось на «мздоимство» и «лихоимство», которое наказывалось в виде штрафа в удвоенной сумме цены подарка или увольнению с должности. Ответственности подлежал как взяткодатель, так и взяткополучатель. Система наказаний состояла из уголовных и исправительных и применялась в зависимости от тяжести деяния и наступивших последствий в виде строго выговора или ссылки на каторжные работы.

Уложение 1903 года включало в себя весомое количество должностных преступлений, таких как превышение или бездействие власти, разглашение тайны, злоупотребление полномочиями, служебный подлог, взяточничество и др. Однако законодательство содержало в себе много казуистических норм, что вызывало проблему определения субъекта должностного лица и некачественной формулировки составов преступления.

Октябрьская революция 1917 года повлекла ликвидацию предыдущей системы государственного управления. Круг субъектов должностных преступлений в это время стал настолько широк, что возникла потребность в выделении руководящих должностей.

Советское государство породило большое количество чиновников, злоупотреблявших своим должностными обязанностями. Особое внимание В. И. Ленина было направленно именно на взяточничество. Так, в 1918 году им было направлено два письма: первое Д. Курскому о необходимости внесения законопроекта об ужесточении наказания до 10 лет тюремного заключения за взяточничество, второе — А. Шляпникову с требованием бросить все имеющиеся силы на борьбу с астраханскими взяточниками, а именно найти их и расстрелять так, чтобы другие запомнили на долгие годы.

Материальная база взяточничества была сужена в годы гражданской войны, благодаря мерам репрессивного характера. Деньги потеряли свою ценность и перестали выполнять необходимые функции, поскольку товары и услуги к концу войны стали бесплатными.

Уголовный кодекс 1922 года впервые ввел обобщенное понятие должностного лица. В сентябре этого же года была создана комиссия по борьбе со взяточничеством, на заседании которой были приняты законодательные, организационные, судебно-репрессивные и контрольно- ревизионное меры. Совет труда и обороны 4 октября 1922 года утвердил поощрения за содействие в раскрытии взяточничества, в виде 10 % от оценки имущества, конфискованного у осужденного.

Комиссия по борьбе со взяточничеством просуществовала до 2 февраля 1923 года. В результате ее работы были созданы списки, уволенных лиц без права поступления на службу, которые были разосланы в последствие органам уголовного розыска, выдававшим информацию заинтересованным организациям. По состоянию на май 1923 года список содержал около 1650 человек.

Уголовный кодекс 1960 года стал самым систематизированным документом за все время существования коррупционных преступлений. Глава 7, которая была посвящена только должностным преступлениям содержала в себе 6 статьей общего характера, то есть преступлений, которые могут быть соверены в любой сфере деятельности должностного лица.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1962 г. «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество» предусматривал уголовную ответственность за взяточничество в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества и ссылкой после отбытия лишения свободы на срок от двух до пяти лет или без ссылки, а при отягчающих обстоятельствах — смертной казнью с конфискацией имущества.

В период советского государства коррупция как явление также динамично развивалась, но в стране об этом старались умалчивать. Даже само слово «коррупция» не употреблялось, его заменяли на синонимы, называя «взяточничеством» или «попустительством».

Первым советским делом, показавшим негативные последствия коррупции на всю страну, стало так называемое «Рыбное дело» — это серия уголовных дел о коррупции и злоупотреблениях в Министерстве рыбного хозяйства СССР в конце 1970-х годов. Так, директор рыбной фирмы и директор одного из рыбных магазинов занимались вывозом денег из страны, обменивав их на иностранную валюту, а контрабанду направляли в сторону Запада. Указанными лицами были даны показания против должностных лиц Министерства, которых они подкупали. В результате чего была вскрыта подпольная структура, занимавшаяся контрабандой чёрной икры. В итоге заместитель министра был приговорен к расстрелу.

Постановлением Верховного Совета СССР «О введении в действие Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик» с 24 июля 1991 г. смертная казнь за получение взятки при отягчающих обстоятельствах на территории СССР была отменена. Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. эта мера наказания была исключена из санкции ч. 3 ст. 173 УК РСФСР.

Распад СССР повлек за собой новые отношения в государственной сфере, а коррупция в стране приобрела новую окраску и стала катастрофической проблемой.

В современной России, коррупция, несмотря на предпринимаемые государством меры, продолжает расти и оставаться одним из самых негативных факторов, который разрушает государственность и социальную стабильность, ослабляет экономику и самое главное создает угрозу национальной безопасности государства.

Так, по итогам 2018 года количество преступлений коррупционной направленности увеличилось на 2,9 % (30 495). В 2017 г. размер причиненного материального ущерба в результате совершения коррупционных преступлений составил 39,6 млрд. руб. Основную долю дел составили взяточничество — 60,6 %; мошенничества, совершенные с использованием служебного положения — 25,5 %; присвоения или растраты с использованием служебного положения — 13,1 %, служебный подлог — 7,7 % и др. [4, с.40].

На сегодняшний день действующий Уголовный кодекс в главе 30 закрепляет перечень преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и предусматривает санкции от штрафа до длительного лишения свободы. Однако установление такого наказания, принятие новых или совершенствование старых законодательных актов, а также другая работа, проводимая государством, видится недостаточной для искоренения такого негативного системного явления как коррупция. Конечно, полностью уйти от данной проблемы невозможно, но возможно добиться минимального уровня коррупционной преступности при существующих параметрах данной общественно-государственной реальности. Для этого, как показывает исторический опыт борьбы с коррупцией, необходимо вести эффективную работу профессионально на государственном уровне при широкой поддержке населения. Тогда коррупция перестанет быть угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

Литература:

  1. Акимова Н. В. Истоки коррупции и особенности борьбы с ней в России XIV-XVII веков // История государства и права. 2008. № 8. С. 10.
  2. Двинская уставная грамота 1397–1398 гг. / Российское законодательство Х-XX веков: в 9 т. Т. 3. — М.: Юридическая литература, 1985. — С. 181
  3. Егоршин В. М. Некоторые вопросы противодействия коррупции в России: историко-правовой аспект // История государства и права. — М.: Юрист, 2008, № 6. — С. 28
  4. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор / Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. –М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. С. 40.
Основные термины (генерируются автоматически): преступление, взяточничество, должностное лицо, коррупция, местное самоуправление, уголовная ответственность, служебное положение, служебный подлог, смертная казнь, советское государство.


Задать вопрос