Правовые основы противодействия коррупции в дореволюционной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.09.2019

Статья просмотрена: 2044 раза

Библиографическое описание:

Петренко, А. К. Правовые основы противодействия коррупции в дореволюционной России / А. К. Петренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62390/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрыты особенности формирования антикоррупционного законодательства в России в дореволюционной России. Показаны основные исторические условия формирования коррупционных проявлений и выявлены основные тенденции государственной политики противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, мздоимство, лихоимство, административный аппарат, реформы.

The article reveals the features of the formation of anti-corruption legislation in Russia in pre-revolutionary Russia. The main historical conditions for the formation of corruption manifestations are shown and the main trends of the state anti-corruption policy are revealed.

Keywords: corruption, bribery, likhoimstvo, administrative apparatus, reforms.

В настоящее время коррупция в России представляет собой большую социальную угрозу, является одной из угроз национальной безопасности и признается одним из негативных проявлений современного существования общества. Явление коррупции не является изобретением ХХ века. Уже в источниках средневековой Руси имелись указания на отрицательное отношения государства к излишнему мздоимству со стороны должностных лиц.

Истоки коррупции отчасти лежат в самой системе государственного управления российским государством. До середины XV века управление в России повсеместно складывалось как плата воеводам, князьям, дружинникам за оборону русских земель. Постепенно обложение данью отдельных земель переросло в институт кормлений, когда чиновник, назначаемый государством, обеспечивал свое проживание за счет подношений от населения. «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие.

Институт кормлений порождал произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении кормленщиков. Именно в средневековой Руси в этот период времени возникло понятие «лихоимства», которое вошло и в официальные источники. По своему смыслу оно близко к современному понятию взяточничества [1].

Начиная с правления Ивана III впервые предпринимаются попытки ограничить произвол «государевых слуг». Первым нормативным правовым актом, направленным на противодействие коррупции, является Белозерская уставная грамота. В ней впервые были официально запрещены посулы (взятки), что означало осмысление государством негативного влияния коррупции на управление государством и обществом.

Следующий этап развития карательной политики против коррупционных проявлений в российском государстве связан с именем Петра I. В целях предупреждения взяточничества и других корыстных злоупотреблений по службе был введен новый порядок прохождения государственной службы для воевод, которые не могли находиться на этой должности более двух лет. Данный срок мог быть продлен только в том случае, если имелась письменная просьба жителей города о том, чтобы что чиновник проявляет рвение на службе и достоин остаться на своем посту.

После смерти Петра I в России наступила эпоха дворцовых переворотов, характеризующаяся неустойчивостью и неопределенностью политической власти, фаворитизмом. Административный аппарат XVIII в., как и в ранние исторические периоды, допускал коррупционные нарушения. Немало в течении века дворцовых переворотов было фактов хозяйственно-финансовых нарушений (например, нецелевое использование денежных средств), присвоения и растраты «казенных денег», взяточничества.

Сложившаяся система государственного управления создавала благоприятные условия для коррупционных злоупотреблений. В качестве объективных причин процветания взяточничества в этот период времени можно назвать низкий уровень финансовой обеспеченности чиновничьего аппарата, что выражалось в задержках выплат и низкой оплате труда. С другой стороны, имелись и субъективные причины, заключающиеся в особой ментальности жителей страны. В сознании населения утвердилось, что именно взятка решает многие проблемы.

Менталитет чиновников XIX в. мало чем отличался от предыдущих эпох. Независимо от рангов правосознание чиновников было основано на положительном отношении к взяточничеству, а также к использованию ресурсов политической власти в личных целях.

В период бурного развития капитализма в России, начиная со второй половины XIX в., сформировались новые экономические отношения в государстве во всех сферах, что потребовало от власти реформирования законодательства в целом. В нем акцент был сделан на ослабление карательных мер в пользу предупредительных, что привело к появлению новых коррупционных проступков, имевших специфику латентности и ведомственной локальности. Это спровоцировало инициативное участие в коррупционной деятельности служащих, что во многом определялось и активным развитием частной собственности [2].

В царствование Николая I правительство подтвердило свое негативное отношение к фактам преподнесения подарков чиновникам от частных лиц и различного рода обществ. По воле императора Сенат в 1832 г. издал Указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества» [3], считая, что подаркам или каким-либо приношениям чиновникам не должно быть место в системе государственного управления. Однако в условиях всеобщей коррупции чиновничество в России именно при Николае I превратилось в некое подобие сословия, неуязвимого и сознающего свою силу.

Поражение России в Крымской войне показало всю несостоятельность политики Николая I, необходимость осуществления реформ, что и было сделано в 60–70-е г. г. XIX в. Александром II. Одной из первых реформ была судебная реформа 1864 г. Благодаря этой реформе суд становился бессословным, гласным, независимым и состязательным. Вводился также суд присяжных. Казалось, что реформы Александра II могут коренным образом изменить историю страны, и, к тому же покончить с коррупцией, но этого не произошло, поскольку проведенные реформы не были подкреплены реформами в политической сфере. Самодержавная власть сохранилась, к тому же после убийства Александра II народовольцами на престол вступил его сын Александр III, который стал проводить политику контрреформ и укреплять монархический строй.

Бюрократический аппарат очень скоро приспособился к новым условиям и понял, что пореформенная Россия открыла новые широкие возможности для всевозможных злоупотреблений, придав им некоторый цивилизованный вид. Предпринимательская деятельность в России полностью зависела от разрешений чиновников, вымогающих солидные взятки. Громадные средства, в том числе и государственные, направлялись не на инвестиции в промышленность, а оседали в карманах чиновников. Коррупция стала явно мешать развитию рыночных отношений.

Активная борьба с коррупцией в России началась в предреволюционные годы, поскольку она стала связываться с решением проблем установления внутриполитической стабильности. В частности, был введен запрет на участие чиновников в управлении объектами, имеющими важное значение для обеспечения безопасности государства. Чиновникам запрещалось участвовать в приобретении имущества, продажа которого была поручена им как должностным лицам, а также брать прямо или косвенно подряды и поставки как на свои имена, так и на имена своих жен, принимать участие в образовании некоторых коммерческих и промышленных предприятий, а также в замещении в них каких-либо должностей [4].

Помимо этого вводилась уголовно-правовая, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность служащих за участие в коррупционных отношениях, однако сложившаяся накануне революционных событий в стране политическая, социально-экономическая ситуация не позволила власти добиться позитивных результатов в борьбе с коррупцией. Обусловленные революционными и военно-фронтовыми событиями 1917 г. политическая нестабильность и тяжелое социально-экономическое положение в России привели к полной дезорганизации системы борьбы с коррупцией [5].

Таким образом, в дореволюционный период долгое время государство не осуждало мздоимцев и лихоимцев, которые повышали свое благосостояние за счет взяток и иных способов обогащения. В XVIII-XIX в. в. формируются зачатки законодательства, направленные на снижение коррупционного поведения чиновников. Однако предпринимаемые меры сталкивались с устоявшимся правосознанием населения, оправдавшего получение взяток представителями государственного аппарата.

Литература:

  1. Кесян Г. А. Коррупция в российской империи // Государство, право, общество: проблемы взаимодействия (политология, юридические науки, история, религиоведение, социология): сборник статей III Международной научно-практической конференции / Под редакцией Н. Г. Карнишиной. — М., 2016. — С. 56–62.
  2. Тороков Д. А. Коррупция в государственном управлении России: историко-правовой аспект / Д. А. Тороков //Апробация. — 2016. — № 7 (46). — С. 35–37.
  3. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Х век 1917 год / сост. В. А. Томсинов. — М.: Зерцало, 2004. — С.142.
  4. Астанин В. В. Борьба с коррупцией в России XVI-XX вв: диалектика системного подхода. — М.: Зерцало, 2003. — С.35.
  5. Гриб В. Г., Окс Л. Е. Противодействие коррупции: учеб. пособие. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2001. — С.20.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, III, государственное управление, XVIII-XIX, институт кормлений, коррупция, период времени, политическая власть, российское государство, средневековая Русь.


Задать вопрос