В статье автор рассматривает организацию методического руководства процессом патриотического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: патриотизм, методическая работа, методическое руководство, педагоги, дошкольники.
В настоящее время на дошкольную образовательную организацию в современных условиях развития нашего общества возлагаются весьма ответственные социальные задачи. Необходимо обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут обусловливать социально — экономический, научно — технический и нравственный прогресс российского общества в новом стиле [3].
В нашей стране особое внимание уделяют воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Основы нравственности, патриотизма необходимо закладывать с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. Уже в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственно — патриотическое воспитание [5].
Патриотизм — это очень сложное чувство, оно растёт из любви к близким людям, к родному краю, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.
Важным этапом формирования у ребёнка патриотизма является накопление социального опыта в жизни, усвоение норм поведения и взаимоотношений [4].
Важно то, чтобы работа по данному направлению имела систематический, длительный, характер [1]. Главная роль в данном направлении принадлежит педагогу. От его качества профессиональной деятельности будет зависеть эффективность образовательного процесса.
Методическая работа в современном детском саду представляет собой процесс проектирования стратегии, которая направлена на повышение профессиональной компетентности педагога, формирование его мотивации к самообразованию [1].
Содержание методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства. Традиционные формы методической работы, а это выступления, доклады, утратили свое значение. Необходимо использовать новейшие технологии, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями [4].
На основе изученных теоретических принципов было принято решение о запуске опытно-поискового проекта, который будет нацелен на разработку методического руководства для работы по патриотическому воспитанию в дошкольных учреждениях.
Чтобы оценить степень подготовленности педагогического состава к воплощению концепций патриотического воспитания в рамках дошкольных образовательных организаций, была проведена предварительная диагностика, которая охватывала анкетирование. Первичный анализ показал, что многие педагоги находятся на среднем уровне готовности.
Для наглядности представим показатели анкетирования в рисунке 1.
Рис. 1. Обобщенные данные анкетирования
Педагоги осознают значение патриотического воспитания в ДОО и испытывают потребность в повышении своих теоретических и практических компетенций в этой области. Необходимо для обучения педагогов, использовать различные форматы, включая консультации и семинары, которые помогут усовершенствовать профессиональные навыки к использованию современных методик и технологий патриотического воспитания.
Для дальнейшей работы была разработана комплексная программа мероприятий по патриотическому воспитанию. Были введены различные, инновационные формы и методики патриотического воспитания. Для повышения профессионализма педагогов были выработаны и реализованы основные подходы к патриотическому воспитанию.
Для этого подхода был разработан детальный план действий, направленный на улучшение профессиональной компетентности педагогов в данном направлении.
Данная система работы показала, что более эффективными оказались следующие формы работы: педагогические советы, семинары.
Так же был разработан цикл консультаций, при которых подробно освещали содержание патриотического воспитания, все темы были продиктованы запросами педагогов и выявленными трудностями в работе педагогов.
Данные темы эффективно обогащают воспитательный процесс новыми методами, формами, методиками, способствуют углубленному изучению вопроса, самообразованию, обновлению и обогащению предметно-развивающей среды.
В завершение был организован контрольный этап, который включал в себя реализацию второго цикла анкетирования педагогов. Для сопоставимости данных, педагогам были предложены те же диагностические инструменты, Все это позволило определить динамику и эффективность проведённых мероприятий.
В результате повторного проведения исследования были выявлены следующие показатели, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты повторного анкетирования педагогов
ФИО педагога |
Вопросы анкеты |
Кол. балл. |
Уровень |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|||
Ольга Кирилловна Р. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
30 |
Высокий |
Ольга Викторовна С. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
29 |
Высокий |
Ирина Петровна П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
35 |
Высокий |
Светлана Ивановна Л. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
35 |
Высокий |
Дарья Вадимовна У. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
35 |
Высокий |
Наталья Алексеевна В. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
36 |
Высокий |
Юлия Витальевна Ю. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
35 |
Высокий |
Сведения указывают на значительное улучшение уровня подготовленности педагогов, что является подтверждением успешности внедренных мероприятий.
Педагоги достигли навыков в выборе подходящих форм и методов работы, организуя усилия с коллегами и родителями.
Таким образом, такой подход позволяет достигнуть желаемых результатов и формирует у детей глубокие патриотические чувства. Эффективность патриотического воспитания в ДОО напрямую зависит от системного и последовательного подхода педагогов.
Литература:
- Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду [Текст]. М.: Аркти, 2020. 203 с.
- Евстафьева, Л. Г. Повышение уровня мастерства педагогов дошкольного образования / Л. Г. Евстафьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 239–241. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79240/ (дата обращения: 23.09.2024).
- Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». М., 2003.
- Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание: метод. пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. М.: Творческий центр, 2011. 215 с
- Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин и др. М.: Академия, 2012. 576 с.