Организация методического руководства процессом патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 26.09.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Золоторева, Л. В. Организация методического руководства процессом патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации / Л. В. Золоторева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — URL: https://moluch.ru/archive/538/117882/ (дата обращения: 27.09.2024).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает организацию методического руководства процессом патриотического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: патриотизм, методическая работа, методическое руководство, педагоги, дошкольники.

В настоящее время на дошкольную образовательную организацию в современных условиях развития нашего общества возлагаются весьма ответственные социальные задачи. Необходимо обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут обусловливать социально — экономический, научно — технический и нравственный прогресс российского общества в новом стиле [3].

В нашей стране особое внимание уделяют воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Основы нравственности, патриотизма необходимо закладывать с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. Уже в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственно — патриотическое воспитание [5].

Патриотизм — это очень сложное чувство, оно растёт из любви к близким людям, к родному краю, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.

Важным этапом формирования у ребёнка патриотизма является накопление социального опыта в жизни, усвоение норм поведения и взаимоотношений [4].

Важно то, чтобы работа по данному направлению имела систематический, длительный, характер [1]. Главная роль в данном направлении принадлежит педагогу. От его качества профессиональной деятельности будет зависеть эффективность образовательного процесса.

Методическая работа в современном детском саду представляет собой процесс проектирования стратегии, которая направлена на повышение профессиональной компетентности педагога, формирование его мотивации к самообразованию [1].

Содержание методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства. Традиционные формы методической работы, а это выступления, доклады, утратили свое значение. Необходимо использовать новейшие технологии, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями [4].

На основе изученных теоретических принципов было принято решение о запуске опытно-поискового проекта, который будет нацелен на разработку методического руководства для работы по патриотическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

Чтобы оценить степень подготовленности педагогического состава к воплощению концепций патриотического воспитания в рамках дошкольных образовательных организаций, была проведена предварительная диагностика, которая охватывала анкетирование. Первичный анализ показал, что многие педагоги находятся на среднем уровне готовности.

Для наглядности представим показатели анкетирования в рисунке 1.

Обобщенные данные анкетирования

Рис. 1. Обобщенные данные анкетирования

Педагоги осознают значение патриотического воспитания в ДОО и испытывают потребность в повышении своих теоретических и практических компетенций в этой области. Необходимо для обучения педагогов, использовать различные форматы, включая консультации и семинары, которые помогут усовершенствовать профессиональные навыки к использованию современных методик и технологий патриотического воспитания.

Для дальнейшей работы была разработана комплексная программа мероприятий по патриотическому воспитанию. Были введены различные, инновационные формы и методики патриотического воспитания. Для повышения профессионализма педагогов были выработаны и реализованы основные подходы к патриотическому воспитанию.

Для этого подхода был разработан детальный план действий, направленный на улучшение профессиональной компетентности педагогов в данном направлении.

Данная система работы показала, что более эффективными оказались следующие формы работы: педагогические советы, семинары.

Так же был разработан цикл консультаций, при которых подробно освещали содержание патриотического воспитания, все темы были продиктованы запросами педагогов и выявленными трудностями в работе педагогов.

Данные темы эффективно обогащают воспитательный процесс новыми методами, формами, методиками, способствуют углубленному изучению вопроса, самообразованию, обновлению и обогащению предметно-развивающей среды.

В завершение был организован контрольный этап, который включал в себя реализацию второго цикла анкетирования педагогов. Для сопоставимости данных, педагогам были предложены те же диагностические инструменты, Все это позволило определить динамику и эффективность проведённых мероприятий.

В результате повторного проведения исследования были выявлены следующие показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты повторного анкетирования педагогов

ФИО педагога

Вопросы анкеты

Кол. балл.

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ольга Кирилловна Р.

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

30

Высокий

Ольга Викторовна С.

3

3

2

3

2

3

2

2

3

3

2

3

29

Высокий

Ирина Петровна П.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

35

Высокий

Светлана Ивановна Л.

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

35

Высокий

Дарья Вадимовна У.

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

35

Высокий

Наталья Алексеевна В.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

Высокий

Юлия Витальевна Ю.

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

35

Высокий

Сведения указывают на значительное улучшение уровня подготовленности педагогов, что является подтверждением успешности внедренных мероприятий.

Педагоги достигли навыков в выборе подходящих форм и методов работы, организуя усилия с коллегами и родителями.

Таким образом, такой подход позволяет достигнуть желаемых результатов и формирует у детей глубокие патриотические чувства. Эффективность патриотического воспитания в ДОО напрямую зависит от системного и последовательного подхода педагогов.

Литература:

  1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду [Текст]. М.: Аркти, 2020. 203 с.
  2. Евстафьева, Л. Г. Повышение уровня мастерства педагогов дошкольного образования / Л. Г. Евстафьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 239–241. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79240/ (дата обращения: 23.09.2024).
  3. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». М., 2003.
  4. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание: метод. пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. М.: Творческий центр, 2011. 215 с
  5. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин и др. М.: Академия, 2012. 576 с.


Задать вопрос