Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время на дошкольную образовательную организацию в современных условиях развития нашего общества возлагаются весьма ответственные социальные задачи — обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут обусловливать социально — экономический, научно — технический и нравственный прогресс российского общества в новейшем стиле [8].
Наша страна большое внимание уделяет воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. В дошкольном образовательном учреждении заложение основ патриотического сознания является важной задачей, которое определяет дальнейшее социокультурное развитие личности. Поэтому воспитание патриотов было и остается значимым направлением, связанным с экономической, политической, культурной, образовательной и другими сферами жизни.
Нравственно-патриотическое воспитание начинает формироваться уже в дошкольном возрасте [13]. В дошкольной образовательной организации следует проводить целенаправленную работу по формированию у детей гражданских чувств, воспитывать любовь и уважение к своей семье, городу, стране.
Чтобы воспитать патриота и гражданина для этого должен пройти длительный процесс, его нельзя ограничить временными рамками [5].
Давая понятие патриотизм, можно сказать следующее — это очень сложное чувство, оно растёт из любви к близким людям, к родному краю, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Детей захватывает то, что имеет воздействие на их чувства. Именно поэтому любовь к Родине у ребёнка носит яркий и эмоциональный характер.
Рост социального начала в чувствах способствует ознакомление детей дошкольного возраста с явлениями общественного жизни, а также происходит формирование правильного отношения к жизни [4].
Е. Н. Воронова, отмечает, что патриотизм — соединение таких качеств личности, как духовно-нравственность, мировоззрение, гражданство, которые проявляются в любви к Родине, к своему родному дому, в стремлении и умении беречь традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей родной земли [3].
Отдельные авторы О. С. Богданова и Л. И. Катаева заметили, что эмоциональные переживания в дошкольном возрасте имеют более глубокий и устойчивый характер. И этот факт имеет большое значение в самом процессе формирования у дошкольников любви к Родине, к своему Отечеству. В данном возрасте дети уже способны проявлять заботу о своих близких и окружающих его людях [2].
По мнению Н. Г. Зеленовой «для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние за их будущее» [6].
Автор И. Ф. Свадковский говорил о важности возникновения «ростков патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» подрастающего ребенка, всех его чувств, отношений ко всему окружающему [14].
Нельзя не заметить высказывание К. Д. Ушинского, патриотизм, по его мнению, является мощным педагогическим инструментом в воспитании подрастающего наследия [15].
Главным и важным этапом формирования у ребёнка патриотизма является накопление социального опыта в жизни, в своём Отечестве, усвоение норм поведения и взаимоотношений. Эти мысли высказывали авторы Л. Ф. Грибовая и Н. Г. Комратова [11].
В организации воспитательной работы с дошкольниками, необходимо использовать предпосылки формирования патриотизма, а именно:
– привязанности ребёнка к своему месту жительства;
– активное участие в труде на благо Родины;
– озабоченность к неудачам Отечества;
– иметь гордость за успехи Отечества [1].
Автор Н. В. Ипполитова, отмечает важность патриотического воспитания и обозначает его цель — развитие социально-активной личности, имеющей активную гражданскую позицию, высокую духовность, обладающей положительными качествами и моральными ценностями, которые способны проявлять их в интересах Отечества, любящего свою Родину, готового служить ей своим трудом и защищать ее интересы [7].
Также авторы подчеркивают в своих исследованиях, что воспитывать необходимо нравственного патриота, который понимает и ощущает себя гражданином многонациональной страны, развивающего в себе глубинную связь с Родиной [12].
Необходимо активно развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности [9].
Стремиться расширять знания о Родине, посвящать свой труд [8].
По мнению С. А. Козловой, в содержание патриотического воспитания входит образ собственного дома, ближайшего окружения в детском саду, во дворе, в городе, знания о стране, ее природе, символах, людях, традициях народа, народное творчество, традиции [10].
Важно, чтобы работа по данному направлению имела систематический, длительный, характер, соотносимый и со спецификой материала, связанного с малой родиной, и с возрастными особенностями детей [1].
Главная роль в работе по патриотическому воспитанию принадлежит педагогу. Именно от педагога его качества профессиональной деятельности будет зависеть эффективность образовательного процесса. Педагоги должны идти в ногу со временем, для этого необходимо постоянно получать новые знания, изучать современные технологии, формы и методы работы.
Следовательно, методическому руководству необходимо находить такие рычаги, при содействии которых можно справиться с отрицательными явлениями: формализмом, пассивностью некоторых педагогов. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, поощрение творческого потенциала педагогов и педагогических коллективов дошкольной образовательной организации.
Современные тенденции, объективные потребности улучшения системы образования, воспитания и развития дошкольников определяют необходимость быстрого роста роли и значимости методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой, что сказывается и на достижениях и результатах работы педагогов. В настоящий момент методическая работа в современном детском саду представляет собой процесс проектирования стратегии, которая направлена на повышение профессиональной компетентности педагога, формирование его мотивации к самообразованию [1].
Методическое руководство в образовательной организации должно быть ориентировано на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической технологии, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога.
В целом методическая работа в ДОО — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение педагогов.
Основной целью методической работы дошкольной образовательной организации является — достижение высокой эффективности образовательного процесса путем повышения профессионально-педагогического кругозора и реализации креативного потенциала всех педагогов дошкольной образовательной организации.
Методическое руководство процессом патриотического воспитания в ДОО направлено на решение следующих задач:
1. Всестороннее повышение квалификации и профессионального развития каждого педагога.
2. Развитие и повышение креативного потенциала педагогического коллектива ДОО в целом.
3. Достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме.
4. Формирование комплекса нормативно-правового и организационно методического обеспечения системы патриотического воспитания.
В содержание входят следующие направления работы:
– оказание помощи педагогам ДОО в профессиональном развитии;
– контроль за воспитательно-образовательной деятельностью;
– проведение педсоветов, консультаций т. д.;
– изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;
– создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
– обеспечение взаимодействия ДОУ и социума.
Связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства. Традиционные формы методической работы, а это доклады, выступления, они утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.
На сегодняшний день необходимо использовать новые технологии, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Таким образом, задачей педагога является отбор из массы впечатлений, при которых ребенок получает, наиболее доступных ему: мир животных и природа дома (детского сада, родного края), традиции, труд людей, общественные события и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что методическое руководство процессом патриотического воспитания в ДОО, должна опираться на систему современных форм и методов, технологий работы с педагогическими кадрами, на подходы организации методической деятельности, для сплочения педагогического коллектива и повышению уровня профессиональной компетентности.
Литература:
1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду [Текст]. М.: Аркти, 2020. 203 с.
2. Богданова О. С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. М.: Просвещение, 2008. 213 с.
3. Воронова Е. Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие [Текст]. М.: Гардарики, 2008. 153 с.
4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Под. ред. А. М. Виноградовой. М.: Айрис-Пресс, 2009. 232 с.
5. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны [Текст] / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду, 2009. № 3. С. 18–21.
6. Зеленова Н. Г. Мы живем в России [Текст]. М.: Скрипторий, 2007. 195 с.
7. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: автореф. дисс. д-ра пед. Наук [Текст]. Челябинск, 2018. 25 с.
8. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». М., 2003.
9. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2021. 289 с.
10. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С. Козлова // Дошкольное воспитание, 2021. № 9. С. 98–100.
11. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание: метод. пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. М.: Творческий центр, 2011. 215 с
12. Коротаева Е. В. Вопросы патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста: монография / Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина; Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург: [б. и.], 2020. 132 с.
13. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин и др. М.: Академия, 2012. 576 с.
14. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание [Текст]. — М.: Академия, 2018. 144 с.
15. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К. Д. Ушинский // Собрание соч.: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 2000. С. 160–172.

