Результатом образования являются не столько знания полученные учеником по отдельным предметам, сколько умение применять их в совокупности в повседневной жизни, использование информации в последующем обучении.
В процессе обучения учащийся должен уметь выстраивать целостную социально-ориентированную картину общества и мира в его разнообразии, уметь ставить перед собой задачи и решать их, уметь анализировать ситацию как в школе, так и вне её.В данном контексте роль учителя различными методами научить находить максимально правильное решение. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей всех общеобразовательных предметов с использованием современных образовательных технологий.
Отличительной чертой большинства педагогических технологий является особое внимание к индивидуальности учащегося и его личности. Каждая образовательная технология имеет четкую ориентацию на развитие творческой деятельности. В связи с этим от применения той или иной технологии, выбранной учителем, зависит успешность как отдельного учащегося, так и класса в целом.
Технология развития критического мышления и письма
Критическое мышление — это способность подвергать анализу информацию при помощи логики и лично-ориентированного подхода с целью применить полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — это способность задавать вопросы самостоятельно, разрабатывать их, пользуясь разнообразными аргументами, принимать обдуманные решения.
Интерактивное включение обучащихся в образовательный процесс стал инструментом развития аналитического мышления, что, в свою очередь, является целью применения данной технологии.
Такой подход в развитии критического мышления имеет свои преимущества: акцент на самостоятельное рассуждение учеников, поиск всевозможных способов для решения задач, формулировка аргументированных ответов с помощью рефлексии, выявлении неточностей. Формирование условий для сотрудничества между учителем и учеником в процессе целенаправленной деятельности является базой для дальнейшего обучения.
Например, на уроках литературы каждый ориентированный на критическое мышление ученик, невзирая на общепринятое мнение, может сформировать свою точку зрения в контексте учебной программы, аргументировать и отстоять свою позицию по любому заданному вопросу.
Критическое мышление не означает негативность суждений, это означает разумное рассмотрение разнообразия подходов.Критическое мышление учащегося означает его способность к поиску опровержений сложившихся взглядов, контраргументирование.
В контексте вышесказанного, на уроках литературы мы с детьми учимся рассматривать с различных сторон как литературное произведение в целом, так и характеристики героев, сложившиеся ситуации по отдельности.
Так, на уроке литературы в 6 классе, разбирая произведение Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой», учащиеся с различных сторон обсудили решение Катерины Петровны (бабушки главного героя) как поступить с обманувшим ее внуком. Нужно ли было его наказывать или все-таки простить. Ученики постарались найти оправдание обмана Вити, критически проанализировали его дальнейшее поведение и последствия поступка, предположили альтернативные варианты развития ситуации.
Технология критического мышления также применима к урокам русского языка, письму. Любая проведенная письменная работа должна подвергаться критическому рассмотрению. Это не просто выполненная работа над ошибками, а глубокий анализ причин возникновения ошибок (невнимательность или отсутсвие достаточных знаний, непонимание сути задания, недостаток практических навыкови другие).
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
– оценка (где ошибка?)
– диагноз (в чем причина?)
– самоконтроль (каковы преимущества и недостатки?)
– прогноз (проектирование дальнейших действий).
Даже после небольшого проведенного диктанта или выполнения письменного упражнения, анализ работ происходит с использованием критического подхода. Сначала я позволяю ученикам самостоятельно найти ошибки, определить в чем причина их допущенияв контексте данной письменной работы.Совместно мы определяем, какие правила усвоены хорошо, а по каким правилам были допущены ошибки, далее планируем мероприятия для устранения причин. Это может быть повторное разъяснение сложного материала в ходе урока либо проведение дополнительного внеурочного занятия с целью профилактики неграмотного письма.
Например, в 6 классе на уроке русского языка по теме «Знаки препинания при деепричастном обороте» после проведенной письменной работы распространенной ошибкой являлось неверное определение границ деепричастного оборота. С учащимися мы выяснили, что большинство из них недопонимают структуру целостности данного оборота. Для устранения этой причины учащимся был предложен схематический наглядный пример разбора предложения с деепричастным оборотом в игровой форме.
Таким образом, технология критического мышления и письма на уроках русского языка и литературы позволяет расширить кругозор учащихся, научить осознавать результат собственной деятельности, способствовать аналитическому развитию мышления, индивидуализации мнения ученика в зависимости от его личностных способностей.
Критический подход в письме наглядно демонстрирует знания отдельного учащегося, на основе анализа преимуществ и недостатков в знаниях благоприятствует постановке целей для достижения положительного результата в дальнейшем.
Технология развития критического мышления является фундаментом для освоения новых видов деятельности. Следовательно, данная технология находится в неразрывной связи с коллективной деятельностью — совместное обсуждение и поиск решений, аргументов. Поэтому для достижения максимальной эффективности в восприятии и усвоении учебного материала по русскому языку и литературе в дополнение технологии критического мышления и письма рекомендуется использование технологии «дебаты» в качестве отдельного вида коллективной деятельности.
Коллективная деятельность. Технология «дебаты»
В качестве широкого понятия технология «дебаты» подразумевает особый вид дискуссии с постановкой спорного вопроса.«Дебаты» — «новая педагогическая образовательная технология основывается на следующих принципах: целостность, универсальность, вариативность, ориентация на демократизацию учебного процесса, личностная ориентированность обучения, ориентация на подготовку учащихся к самообразованию, добыванию знаний. Эта технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как координатор этого процесса» [1].
Данная технология имеет два основных вида: классический и модернизированный. Часто используемые — модернизированные экспресс-дебаты. В отличие от классических дебатов они не требуют специальной подготовки и представляют собой импровизированный анализ материала в качестве его закрепления. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или собственным записям в тетради.
Такая форма дебатов помогает мотивировать учеников к обучению. При решении обучающих задач учащиеся могут задействоватьполученные ранее знания, они развивают свои исследовательские навыки, рефлексивное мышление, творческие способности, ценностные ориентации. Учащиеся сталкиваются с необходимостью практического решения проблем, выдвижения и проверки различных предположений, сбора данных, приведения аргументации, принятия решений.
Примером использования «экспресс-дебатов» может служить урок литературы в 8 классе по рассказу И. А. Бунина «Куст сирени». Ученики класса поделились на две группы (мальчики и девочки) и обсудили поведение героев рассказа. Мальчики аргументировали и отстаивали позицию Николая Евграфовича Алмазова — бросить обучение. Девочки оправдывали обман супруги главного героя, приводя в пример преимущества этого обмана.
Этот тип использования формата дебатов можно рассматривать как элемент «обратной связи», закрепление учебного материала и форму активизации познавательной деятельности.
На уроках русского языка технологию «экспресс — дебатов» возможно использовать при изучении многих тем. Например, «дебаты» применялись в 8 классе при закреплении материалов по темам: трудные случаи орфографии, слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи; изобразительно-выразительные средства художественной литературы; культура речи, правильное употребление словосочетаний; грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом. Так, на уроке по теме «Сравнительные обороты с союзом ‘как’» учащимся было предложено задание заменить данный сравнительный оборот на синонимичные варианты и аргументировать свой выбор. А другие ученики приводили контраргументы. Таким способом ребята закрепили теоретический материал и развили образное мышление по данной теме. «Экспресс — дебаты» также можно использовать при проведении внеурочных мероприятий, например, по русскому языку среди 5–6х классов по теме: «Путешествие в страну Фразеологию». Учащиеся исследуют приведенные стихотворения и находили фразеологизмы, активно обсуждают значение фразеологических оборотов и необходимость их употребления. Это способствует более глубокому восприятию учениками данной темы. Путешествуя по различным небывалым местам (Остров «Азбучные истины», Порт «Страсти-мордасти», Кудыкины горы, Пуп Земли), дети обсуждают преимущества и недостатки использования различных фразеологизмов. Как результат: ученики стали более заинтересованы при изучении сложных тем. Отстаивание собственной точки зрения мотивирует их к получению новых знаний. В самих дебатах присутствует соревновательный элемент, который стимулирует учеников к повышению качества знаний.
Исходя из вышеизложенного, технология «экспресс — дебаты» на практике помогает выявить пробелы в знаниях учеников (неспособность аргументировать свою точку зрения). Данная технология способствует закреплению изученного материала в дискуссии. Кроме того, при реализации «экспресс — дебатов» для наибольшего аргументирования учащиеся задействуют не только специфические знания по русскому языку и литературе, но и знания по другим предметам.
Технология «портфолио»
«В зарубежной традиции портфолио определяется как коллекция работ и результатов обучаемого, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Данная технология дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений» [2].
«Портфолио» собирает результаты, которые каждый учащийся достигает во время обучения и решения узконаправленных задач. Это современная долгосрочная и эффективная форма оценки школьника, которая решает ряд основных педагогических задач: поощрение активности и самостоятельности обучающихся, поддержание мотивации к самообучению, развитие навыков самостоятельной оценки и рефлексии.
Основной тип технологии — портфолио работ класса, который ориентирован на сбор различных творческих, проектных, исследовательских работ: результаты выступлений, конкурсов, конференций, олимпиад и проектов. Портфолио данного типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности всего класса, стимулирует заинтересованность всех участников образовательного процесса, мотивирует учеников к изучению русского языка и литературы.
В портфолио ученики выбирают работы самостоятельно, либо по заданию педагога. Это могут быть контрольные и самостоятельные работы, выполненные как по русскому языку, так и литературе.
Положительным результатом создания портфолио работ становится активизация пассивных учеников класса, повышается заинтересованность и работоспособность учащихся в целом.
Таким образом, данная технология помогает стимулировать ребят к обучению, предоставляет возможность наглядно проследить эволюцию практических навыков учеников.
Использование современных образовательных технологий в совокупности на уроках русского языка и литературы и во время внеурочных мероприятий позволяет отслеживать развитие качества знаний учащихся как всего класса, так и отдельных учеников.
Технология критического мышления и письма является базовой формой современного обучения, так как способствует одновременному усвоению знаний и анализу полученной информации. В это же время технология «дебаты» позволяет проявить практические навыки, сформулировать и аргументировать личную точку зрения, основываясь на полученные знания. Тогда как технология «портфолио работ» представляет собой результат проделанной работы, наглядное изображение практических навыков учащихся.
Литература:
- Пылкова Л. В. Возможности педагогической технологии «Дебаты»/ http://festival.1september.ru/articles/591143/
- Митина Н. А., Нуржанова Т. Т. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Молодой ученый. — 2013. — № 1.