Вкусы, занятия и досуг молодежи 1970-х — начала 80-х гг. (по материалам советского молодежного кинематографа) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.09.2024

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Мартиросян, А. А. Вкусы, занятия и досуг молодежи 1970-х — начала 80-х гг. (по материалам советского молодежного кинематографа) / А. А. Мартиросян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/538/117841/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья исследует культурные и социальные особенности молодежи советской эпохи через призму моды, увлечений и досуга. Отмечается, что одежда и прически становятся маркерами эпохи, вызывая разногласия между поколениями. Визуальная культура, представленная в кино, не только отражала, но и формировала молодежные тренды. Музыка, особенно рок и бардовские песни, занимала центральное место в жизни подростков, наряду с чтением и спортом. Современная мода тяготеет к практичности, а досуг демонстрирует баланс между рациональностью и романтичностью, несмотря на сохранение устойчивых традиций в обществе.

Ключевые слова: молодежь, увлечения, СССР, кинематограф.

The article explores the cultural and social characteristics of the youth of the Soviet era through the prism of fashion, hobbies and leisure. It is noted that clothes and hairstyles become markers of the era, causing disagreements between generations. The visual culture represented in the cinema not only reflected, but also shaped youth trends. Music, especially rock and bard songs, occupied a central place in the lives of teenagers, along with reading and sports. Modern fashion tends towards practicality, and leisure demonstrates a balance between rationality and romanticism, despite the preservation of stable traditions in society.

Keywords: youth, hobbies, USSR, cinema.

Если любовь, ненависть, дружба понятия вневременные, вечные, скорее изменяемые в способе их трансляции, то занятия, мода, речь — это то, что является маркером эпохи, то, что объединяет одну группу от другой.

Конечно, наибольшее количество времени советская молодежь проводила на учебе, однако в ее увлечениях и досуге наилучшим образом проявляется ее облик. Наверное, наиболее показательной и резко бросающейся в глаза является мода на одежду и прически, что, ко всему прочему, становится и предметом разногласий между детьми и родителями с их различными представлениями о степени приличия и красоты. В случае с кино моду проследить с одной стороны проще благодаря визуализации, но, с другой стороны, поскольку кино художественное, в нём всегда есть некоторый элемент внесения художественности, над каждым костюмом работает художник, чтобы костюм выражал некоторую мысль и настроение. При том, как ни странно, иногда кино не только отображало моду, но и диктовало ее. Например, женщины после выхода на экраны фильма «Служебный роман» переняли платье героини Алисы Фрейндлих в мелкую сине-белую клетку с однотонным воротом и расклешенной юбкой [1, с. 50].

Самая «несоответствующая» трансляция моды представлена в фильме «Сто дней после детства». По признанию самой художницы по костюмам Людмилы Кусаковой, она пришла к некой синтетической форме одежды: были взяты привычные советские рубашки, в некоторых сценах даже есть пионерские галстуки, однако, остальные костюмы были основаны на дореволюционных вышитых кофтах с кружевами [4] для того, чтобы показать невинность и романтичность, хотя оператор Калашников противился этому выбору «так как наши дети такое не носят». Исполнительница роли Сони Загремухиной (к/ф «Сто дней после детства» реж. В. Соловьев, 1975 г.) отмечала, что ей ужасно не нравился ее костюм, так как не соответствовал моде, она «как советская девочка хотела носить кримплен», а не вышитую кофточку, также в сцене лагерной дискотеки она пыталась прийти накрашенной и сделать модную прическу, однако этого ей не позволили, заставили умыться и заплести два «крысиных хвостика» [4].

Однако в некоторых элементах фильм отдает дань летней молодежной моде 1970-х, тем более, что именно в летний период эту моду проще проследить, поскольку в другое время часто носили именно школьную форму. В фильме герои носят кеды разных цветов, много клетчатых и цветных принтов, объемных фасонов и крупной вязки. Еще один модный элемент — мини-юбка, которую носит Лена Ерголина (к/ф «Сто дней после детства» реж. В. Соловьев, 1975 г.). К ней присоединяется еще один — джинсы, причем их уже носят не только парни, например, Сергей (к/ф «Романс о влюбленных» реж. А. Кончаловский, 1972 г.), но и девушки — возлюбленная Татьяна, и Юля Баюшкина (к/ф «Ключ без права передачи», реж. Д. Асанова, 1976 г.). В прическах, в том числе мужских тоже проявляются изменения. Некоторые молодые люди перестают коротко стричься (влияние западной моды), но учителей это уже не шокирует, такие прически становятся как само собой разумеющееся (к/ф «Розыгрыш», реж. В. Меньшов, 1976 г.).

Школьная форма даже в старших классах сохраняет свои права. В ней девушки и парни почти не отличатся друг от друга, лишь формой воротника (к/ф «Вам и не снилось…», реж. И. Фрэз, 1981 г.), который мог быть кружевным или шитым (школьное платье Юли Баюшкиной). Однако вне школьных стен молодые люди стремились к более ярким цветам, многие школьники одеты в модную, дефицитную одежду, но при этом достаточно комфортную, не так сковывающую, как строгая школьная форма. Таким образом, можно сказать, что юноши и девушки всё более тяготели к практичной и удобной одежде, соответственно, к рациональности.

Далее стоит осветить увлечения. Наверное, одним из самых говорящих элементов является музыка. Так, Алексей, ученик 10 «Б» (к/ф «Ключ без права передачи», реж. Д. Асанова, 1976 г.)., считает, что «музыка — это вершина всего. Далеко не во всех анализируемых фильмах есть музыкальное сопровождение, наверное, из всего ряда наиболее «музыкальными» являются «Романс о влюбленных» и «Розыгрыш». Кончаловский идет на некоторый риск и приглашает записать песни для фильма молодого рок-музыканта Александра Градского. И эта музыка действительно актуальна. Так, один из опрошенных редакцией «Искусство кино» студентов В. Подзоло отмечает: «Он счастлив, она счастлива — этому мироощущению способствует и прекрасная музыка А. Градского» [2, с. 36].

Рок-музыка звучит и в фильме «Ключ без права передачи». Так на вечеринках у Марины Николаевны звучат песни американской группы Chicago (I`m a man, Make me smile). Более эстрадная музыка звучит в фильме «Розыгрыш». Слова к песням писал Алексей Дидуров, а музыку Александре Фляровский, всё исполняли участники ВИА «Добры молодцы». Сам автор текста отмечал: «Я сел со школьниками, которые в фильме играли, взял гитару — и шесть отобранных ими песен вошли в картину» [3]. При этом, стоит отметить, что многие старшеклассники сами играли на инструментах (более всего на модных гитарах), а Дмитрий Харатьян признавался, что сожалел, что не смог спеть самостоятельно [3].

Отдельный пласт — это классическая музыка. Фильм «Сто дней после детства» начинается с игры Собачьего вальса в две руки двух девушек — Ерголиной и Загремухиной. На фортепиано играет и герой фильма «Ключ без права передачи» Алексей, он исполняет прелюдию и фугу № 22 в соль миноре. При этом все одноклассники окружают его, слушают в тишине с большим интересом. Позже на заднем плане беседы Марины Николаевны с учениками своеобразной музыкальной темой звучит клавесин. Таким образом, классическая музыка, в общем-то не слишком популярная, становится признаком элитарности, к которой уже относятся не с пренебрежением, а с некоторым тяготением, хотя иногда и непониманием.

Срез досуга тоже весьма разнообразен. При этом, этот досуг всегда не какой-то личное занятие, даже не предполагающие коммуникацию увлечения, выходят на общественный уровень. В фильме «Какая у вас улыбка» главной страстью героя становится фотография, он даже ходит по улицам, в попытке поймать лучший кадр и готов ночи проводить за проявлением кадров. Даже во время работы в парке он готов подходить к людям и предлагать сделать фото («А вы очень фотогеничная, вот только лоб нужно открыть»). Еще одно увлечение, конечно, музыка, о которой было сказано ранее. Превалирующее число героев фильмов умеют владеют хотя бы гитарой. Например, в кинофильме «Вам и не снилось…» одноклассники Кати и Романа, ожидая отъезда на трудовую практику поочередно играют на принесенной кем-то гитаре, что еще больше способствует их сближению.

Дополнительная страсть — это чтение, но в отличие от «оттепели» оно не такое жадное, а вполне избирательное и чуть более умеренное. Лена Ерголина читает на трех языках, часто в кадре оказывается с книгой, а с началом постановки «Маскарада» каждый из героев берется за чтение. Немного, однако, диссонирует с молодежными увлечениями поэзия. Марина Николаевна ведет класс к памятнику Пушкина, где стихи читают Ахмадуллина, Окуджава, которые вызывают необыкновенный пиетет и восторг у школьников, хотя, как отмечает А. В. Шубин в 1970-е были популярнее уже не столько стихи, сколько бардовские песни, в моду входит В. Высоцкий [5, с. 540].

В жизни молодежи 1970-х остается довольно много спортивных активностей: герои фильма «Ключ без права передачи» катаются на лыжах, школьники из «Сто дней после детства» ездят на велосипеде, в фильме «Розыгрыш» показаны уроки физкультуры, а в «Романсе о влюбленных» Таня и Сергей рассекают на модном мотоцикле. Для сегодняшнего читателя всё это ассоциируется со скоростью и стремительностью, но на экране даже скольжение по «показательной социалистической магистрали» Проспекту Калинина как будто не такое уж быстрое, а даже довольно размеренное, скорость уменьшает и спокойная музыка. Она сама остается и достаточно медленной во время танцев в парке в фильме «Какая у вас улыбка» и на вечеринке по поводу празднования семнадцатилетия Юли (к/ф «Ключ без права передачи», реж. Д. Асанова, 1976 г.). В целом, это создает ощущение уверенности, стабильности и спокойствия.

Таким образом, можно сказать, что в стремлении в моде молодежь всё больше тянется к чему-то более практичному, но в увлечениях сохраняется баланс между рациональным и романтичным. Постепенно в жизнь входит некоторое ускорение (ускорение некоторых музыкальных композиций в сравнении с предыдущими эпохами, скоростные поездки на мотоцикле), но пока что оно нивелируется элементами привычной стабильности, которая затмевает эту скорость. В досуге наблюдается разнообразие, но в то же время повсеместен интерес к музыке самого разного плана, и уже от статуса, воспитания зависит приверженность к тому или иному стилю.

Литература:

  1. Кидакоева Н. З., Сиюхова А. М. Роль экранных СМИ и кино в распространении моды в регионе в 1960–1980 гг. (на материале Республики Адыгея и Краснодарского края) // Культура и искусство, 2017. № 10.
  2. Романс о влюбленных — первое впечатление // Искусство кино. 1974. № 12.
  3. Тайны кино: Розыгрыш [Электронный ресурс] // Телеканал «Москва — доверие». — URL: https://www.doverie-tv.ru/videos/15486 (дата обращения: 09.04.2024).
  4. Тайны кино: Сто дней после детства [Электронный ресурс] // Телеканал «Москва — доверие». — URL: https://www.doverie-tv.ru/videos/14402 (дата обращения: 08.04.2024).
  5. Шубин А. В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917–1985 гг. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): фильм, мода, музыка, USSR, герой фильма, день, Ключ, лена, маркер эпохи, школьная форма.


Ключевые слова

кинематограф, молодежь, СССР, увлечения

Похожие статьи

Отношение к возрасту подростков, занимающихся творческими видами деятельности

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с тремя группами — подростков, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью (11–16 лет), и студентов (18–23 лет). Использована методика Б. Заззо «Золотой возраст». П...

Современный кинематограф как средство формирования толерантности у молодежи

В современных условиях формирование толерантности у молодежи является важной педагогической задачей, которая состоит в воспитании человека толерантного, в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личнос...

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды

В статье проанализирована история развития сценического пространства с XVII по XX вв., вызванная изменением жанровой системы и сменой стилей в искусстве, а также указаны особенности технического оснащения сценической площадки в указанный период. Боль...

Досуг как элемент повседневной культуры студентов

Автор статьи обращается к исследованию повседневной культуры современной студенческой молодежи, указывает существующие подходы к её структурированию и определяет факторы, влияющие на её формирование. По мнению автора статьи, досуг является одним из в...

Особенности современной моды

Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...

Тенденции влияния рекламы на формирование норм и гендерных стереотипов потребителей

Исследование посвящено выявлению противоречий, возникающих в сознании различных индивидов и социальных групп в процессе столкновения гендерных образов, транслируемых рекламой, со сформированными реальной жизнью образами, которые превратились в опреде...

Влияние неформальных групповых объединений подростков на современное общество

В статье рассмотрены статистические данные на основе выборки 9–10 классов. Из них выявлены: процент учеников, состоящих в субкультурах, от общего количества, причины вступления подростков в неформальные групповые объединения, наиболее популярные объе...

Формирование личности подростка в условиях школы современного танца

Данная статья посвящена процессу формирования личности подростков в условиях школы современного танца. Подростковый период — самый сложный период становления личности; это и ответственный этап, где складываются основы нравственности, формируются соци...

Исследование моды на примере фильма А. Кончаловского «Глянец»

В данной работе я бы хотела провести социально-антропологический анализ идеологии моды и выявить, как она влияет на трансформацию принятых в обществе культурных ролей и категорий, каким образом высшие и низшие слои населения влияют на изменение модны...

Нарастание социальной напряжённости в СССР в конце XX века

В данной статье рассматриваются аспекты становления и развития политических и неформальных клубов в СССР в конце XX века. Показаны основные идеологические направленности политических организаций CCCР в конце XX века. Проанализированы взаимоотношения ...

Похожие статьи

Отношение к возрасту подростков, занимающихся творческими видами деятельности

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с тремя группами — подростков, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью (11–16 лет), и студентов (18–23 лет). Использована методика Б. Заззо «Золотой возраст». П...

Современный кинематограф как средство формирования толерантности у молодежи

В современных условиях формирование толерантности у молодежи является важной педагогической задачей, которая состоит в воспитании человека толерантного, в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личнос...

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды

В статье проанализирована история развития сценического пространства с XVII по XX вв., вызванная изменением жанровой системы и сменой стилей в искусстве, а также указаны особенности технического оснащения сценической площадки в указанный период. Боль...

Досуг как элемент повседневной культуры студентов

Автор статьи обращается к исследованию повседневной культуры современной студенческой молодежи, указывает существующие подходы к её структурированию и определяет факторы, влияющие на её формирование. По мнению автора статьи, досуг является одним из в...

Особенности современной моды

Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...

Тенденции влияния рекламы на формирование норм и гендерных стереотипов потребителей

Исследование посвящено выявлению противоречий, возникающих в сознании различных индивидов и социальных групп в процессе столкновения гендерных образов, транслируемых рекламой, со сформированными реальной жизнью образами, которые превратились в опреде...

Влияние неформальных групповых объединений подростков на современное общество

В статье рассмотрены статистические данные на основе выборки 9–10 классов. Из них выявлены: процент учеников, состоящих в субкультурах, от общего количества, причины вступления подростков в неформальные групповые объединения, наиболее популярные объе...

Формирование личности подростка в условиях школы современного танца

Данная статья посвящена процессу формирования личности подростков в условиях школы современного танца. Подростковый период — самый сложный период становления личности; это и ответственный этап, где складываются основы нравственности, формируются соци...

Исследование моды на примере фильма А. Кончаловского «Глянец»

В данной работе я бы хотела провести социально-антропологический анализ идеологии моды и выявить, как она влияет на трансформацию принятых в обществе культурных ролей и категорий, каким образом высшие и низшие слои населения влияют на изменение модны...

Нарастание социальной напряжённости в СССР в конце XX века

В данной статье рассматриваются аспекты становления и развития политических и неформальных клубов в СССР в конце XX века. Показаны основные идеологические направленности политических организаций CCCР в конце XX века. Проанализированы взаимоотношения ...

Задать вопрос