Формирование культуры безопасности обучающихся через внеурочную деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 01.10.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Крылов, А. В. Формирование культуры безопасности обучающихся через внеурочную деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» / А. В. Крылов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — С. 100-105. — URL: https://moluch.ru/archive/538/117910/ (дата обращения: 16.12.2024).



Хотелось бы обратить внимание на формирование культуры безопасности обучающихся средних общеобразовательных учреждений.

Актуальность проблемы формирования культуры безопасности у подростков обусловлена тем обстоятельством, что именно дети подросткового возраста наиболее подвержены влиянию различных негативных факторов среды, риску столкновения с опасными ситуациями. Зачастую подростки сами являются источником опасности из-за стремления приобрести новый для себя опыт, доказать свою взрослость путем совершения неоправданно рискованных поступков. В то же время подростковый возраст является наиболее восприимчивым для активного и сознательного усвоения норм и правил безопасного поведения.

В современной школе имеется большой потенциал формирования идеологии безопасности, безопасного мышления и поведения через предмет ОБЖ и особенно организации внеурочной деятельности по этой дисциплине.

В средней общеобразовательной школе № 177, в которой автор является преподавателем-организатором ОБЖ, было проведено исследование эффективности формирования культуры безопасности обучающихся через внеурочную деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Анализ предметов школьной программы МБОУ СОШ № 177 Дзержинского района города Новосибирска показал, что некоторые вопросы безопасности рассматриваются с обучающимися в ходе изучения Географии, Искусства, Литературы, Обществознания, Истории, Права, а так же на курсах «Жизнь без опасности», «Моё профессиональное самоопределение», «Основы выбора профессии» и «Твоя профессиональная карьера». Интеграция учебных тем с предметом ОБЖ показана на слайде.

Наиболее системно вопросы формирования культуры безопасности обучающихся преподаются в ходе изучения предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности».

Основы безопасности жизнедеятельности изучаются с 8 по 11 класс. В старших классах формирование культуры безопасности через предмет ОБЖ происходит путем изучения теоретических основ безопасности жизнедеятельности и отработки практических навыков в оказании первой помощи, применения и использования средств индивидуальной защиты, правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях различного характера.

Были сформированы контрольная и экспериментальная группы из числа обучающихся 9 классов в количестве 66 и 21 человек соответственно.

Как в контрольной, так и в экспериментальной группе вопросы безопасности жизнедеятельности изучались по стандартным программам обучения в соответствии со ФГОС. Обучающиеся экспериментальной группы проходили дополнительную подготовку по программе внеурочной деятельности «Школа выживания».

Внеурочная деятельность по предмету ОБЖ, организуемая в нашей школе, направлена главным образом на формирование навыков и умений безопасного поведения в различных ситуациях.

На следующем этапе нашей работы мы исследовали сформированность культуры безопасности у обучающихся контрольной и экспериментальной групп. Для этого было проведено тестирование. В тестовых заданиях оценивались направления безопасности по следующим разделам:

  1. Безопасное поведение в ситуациях ЧС техногенного и природного характера.
  2. Безопасное поведение при угрозе теракта.
  3. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях.
  4. Оказание первой помощи.
  5. Транспортная безопасность.
  6. Правовая безопасность.

Навыки и умения обучающихся оценивались, в том числе, по результатам выполнения нормативов:

1. Работа с противогазом. Выполнение нормативов включает в себя: выполнение команды «Газы!», определение размера (роста) шлем-маски и подготовка противогаза к работе. Надевание общевойскового защитного комплекта. Разборка-сборка автомата Калашникова. Норматив «Снаряжение магазина патронами».

Результаты тестирования подвергались математической обработке и были представлены в виде таблиц и рисунков.

Уровень сформированности культуры безопасности у обучающихся контрольной группы в начале года

Рис. 1. Уровень сформированности культуры безопасности у обучающихся контрольной группы в начале года

Уровень сформированности культуры безопасности у обучающихся экспериментальной группы в начале года

Рис. 2. Уровень сформированности культуры безопасности у обучающихся экспериментальной группы в начале года

Анализ ответов обучающихся показал, что только 9 % обучающихся контрольной группы и 4,8 % экспериментальной группы имели высокий уровень знаний, умений и навыков по различным аспектам безопасности.

Это проявляется и в выполнении необходимых нормативов, в навыках безопасного и правомерного поведения, и в уровне знания нормативно-правовых актов.

Эти результаты стали основанием разработки и внедрения программы внеурочной деятельности «Школа выживания».

Цель программы — формирование у обучающихся основ культуры безопасности, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказать помощь пострадавшим.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа выживания» для 8–9 классов включает два раздела.

Некоторые вопросы программы «Школа выживания» соответствуют вопросам образовательной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразовательной школы. Но данные вопросы рассматриваются на занятиях более подробно, структурно-логическая образовательная модель в области безопасности жизнедеятельности помогает четко определить роль и место человека как решающего фактора обеспечения безопасности.

Раздел 1 Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Организация работы в кружке «Школа выживания»; Основные угрозы национальным интересам и безопасности России; Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); Гражданская оборона; Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму; Международное гуманитарное право; Роль и место Вооруженных сил Российской Федерации в обеспечении безопасности страны.

Раздел 2. Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного и техногенного характера. Раздел включает в себя занятия по следующим темам: Правила безопасного поведения на дорогах; Правила дорожного движения; Опасности и угрозы природного и техногенного характера; Опасности и угрозы экологического характера; Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций; Алгоритмы безопасного поведения в случаях ЧС; Оказание первой помощи.

Программа также предусматривает выполнение нормативов по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; Эвакуация пострадавших из зоны поражения; Отработка приемов и способов оказания первой помощи пострадавшим; Выполнение упражнения по стрельбе из пневматической винтовки; Выполнение нормативов по разборке и сборке автомата Калашникова; Выполнение норматива по снаряжению магазина патронами; а также участие в соревнованиях районного, городского и областного уровня.

Для обучающихся в рамках «Школы безопасности» были организованы следующие мероприятия: смотр-конкурс «Строя и песни», конкурс на лучшее знание механизмов и частей автомата Калашникова, конкурс на знания нормативно-правовых актов в сфере безопасности жизнедеятельности, конкурс плакатов по защите окружающей среды, викторина «Воинские звания», проведение стрелковых соревнований между группами обучающихся, мастер классы по оказанию первой помощи, игра «Ориентирование на местности», игра «Юный инспектор дорожного движения», игра «Кибер-Зарница».

Участие в программе внеурочной подготовки «Школа выживания» способствует удовлетворению базовых потребностей личности обучающегося, его самореализации, самоопределению, желанию ощущать себя компетентным в том или ином виде деятельности. Развивается способность к принятию социальных и правовых норм, освоение новых социальных ролей, формируется чувство ответственности.

На заключительном этапе нашей деятельности мы повторно оценили уровень сформированности культуры безопасности обучающихся.

По результатам итогового тестирования обучающиеся, занимающиеся по программе внеурочной подготовки «Школа выживания», показали более высокий результат по сравнению с их сверстниками, не участвующими в программе.

Уровень сформированности культуры безопасности у обучающихся экспериментальной группы в конце учебного года

Рис. 3. Уровень сформированности культуры безопасности у обучающихся экспериментальной группы в конце учебного года

Как видно из рисунка, у обучающихся экспериментальной группы был сформирован высокий уровень культуры безопасности. Если в начале учебного периода высокий уровень имели 4,8 % обучающихся, то по окончанию учебного года высокий уровень культуры безопасности продемонстрировали уже 95,2 % обучающихся.

В тоже время в контрольной группе обучающихся в конце учебного года высокий уровень культуры безопасности имели 10,6 % респондентов, что существенно не отличается от начального этапа работы. В контрольной группе стало больше обучающихся со средним уровнем и меньше с низким.

Уровень сформированности культуры безопасности у обучающихся контрольной группы в конце года

Рис. 4. Уровень сформированности культуры безопасности у обучающихся контрольной группы в конце года

Результаты сформированности культуры безопасности учащихся экспериментальной и контрольной группы, по различным видам деятельности в начале учебного и в конце учебного периода представлены на рисунках (рисунки 5, 6, 7, 8).

Результаты обучающихся экспериментальной группы в начале учебного года

Рис. 5. Результаты обучающихся экспериментальной группы в начале учебного года

Результаты обучающихся экспериментальной группы в конце учебного года

Рис. 6. Результаты обучающихся экспериментальной группы в конце учебного года

Результаты обучающихся контрольной группы в начале учебного года

Рис. 7. Результаты обучающихся контрольной группы в начале учебного года

Результаты обучающихся контрольной группы в конце учебного года

Рис. 8. Результаты обучающихся контрольной группы в конце учебного года

Сравнительный анализ уровня знаний и навыков в сфере безопасности у обучающихся экспериментальной группы и их сверстников из контрольной группы указывает на эффективность реализованной программы внеурочной деятельности «Школа выживания». Об этом свидетельствуют данные выполнения нормативов, знания алгоритмов безопасного поведения и знания нормативных актов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Основы культуры безопасности обучающихся можно формировать при изучении таких учебных дисциплин, как «География», «Искусство», «Литература», «Обществознание», «История», «Право», и учебного курса «Жизнь без опасности». Особенными возможностями располагает учебная дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности, потому что в рамках этой дисциплины можно формировать не только систему знаний, а так же умения и навыки безопасного и правомерного поведения, особенно при организации внеурочной деятельности.
  2. В начале учебного года только 9 % обучающихся контрольной группы и 4,8 % респондентов экспериментальной группы имели высокий уровень знаний по различным аспектам безопасности.
  3. Реализуемая в экспериментальной группе педагогическая программа «Школа выживания» оказалась весьма эффективной. В конце учебного года в экспериментальной группе 95,2 % обучающихся демонстрировали высокий уровень знаний по вопросам безопасности. Тогда как в контрольной группе таковых было только 10,6 %.
  4. В экспериментальной группе было выявлено больше респондентов, которые знают и соблюдают законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, структуру законодательства в сфере безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, особенности радиационной, химической и медико-биологической защиты населения, могут оказать первую помощь, знают устройство стрелкового оружия и обладают навыками стрельбы.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, безопасное поведение, контрольная группа, внеурочная деятельность, культура безопасности, обучающийся, выполнение нормативов, предмет ОБЖ, результат обучающихся, высокий уровень знаний.


Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Решение вопросов профессионального самоопределения учащихся через образовательную область безопасность жизнедеятельности

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Развитие одаренности обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Формирование основ культуры здоровья школьников в условиях реализации внеурочной деятельности

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Решение вопросов профессионального самоопределения учащихся через образовательную область безопасность жизнедеятельности

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Развитие одаренности обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Формирование основ культуры здоровья школьников в условиях реализации внеурочной деятельности

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Задать вопрос