Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении
Автор: Киселев Сергей Александрович
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 693 раза
Библиографическое описание:
Киселев, С. А. Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении / С. А. Киселев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/421/ (дата обращения: 21.11.2024).
Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении
Киселев Сергей Александрович, аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни и культуры безопасности школьников.
Ключевые слова: безопасность образовательного учреждения, Комплексный план безопасности, безопасный образ жизни, культура безопасности, обучение безопасности жизнедеятельности.
Многочисленные факты чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях — пожары, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма — обусловливают самое пристальное внимание к вопросам организации безопасности образовательного учреждения.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.
Под безопасностью образовательного учреждения следует понимать — состояние защищенности жизни и здоровья обучаемых и работников, а также материальных средств и окружающей среды от каких-либо опасностей (угроз) в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности в образовательном пространстве.
В учреждениях образования действуют различные факторы, которые могут привести к снижению уровня безопасности и возникновению чрезвычайных ситуаций. Чаще всего учащиеся и сотрудники сталкиваются сосмешанными происшествиями:социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными.Наибольшую угрозу представляют пожары и социально-криминальные чрезвычайные ситуации. Изучение причин происшествий и негативных факторов жизнедеятельности ОУ (социальных, природных, техногенных) позволяет с высокой вероятностью предвидеть зарождение любой потенциально опасной ситуации и последующие стадии ее развития.
Изучение проблем организация безопасности ОУ показало необходимость комплексного и централизованного подхода — необходимость объединения ряда ранее разрозненных направлений обеспечения безопасности ОУ в единый долгосрочный документ — Комплексный план безопасности, в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка, обучения учащихся и сотрудников, по антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности [4].
В современных условиях обеспечение безопасности образовательных учреждений остается актуальной задачей, для решения которой необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе повышение уровня технической безопасности ОУ и меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности [1,2,4]. Данные требования нашли отражение в Комплексном плане безопасности образовательного учреждения, в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка и обеспечению безопасности, а также по обучению учащихся и сотрудников.
На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях ориентирован учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» [5].
Существенные изменения в структуре и содержании подготовки учащихся в области безопасности жизнедеятельности предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). Главной целью современного образования и одной из первых задач школы, общества и государства — становится воспитание умного, ответственного, компетентного, инициативного гражданина России.
Реализация требований нового образовательного стандарта направлена на повышение общей культуры обучаемого, на его развитие как личности и гражданина. Обозначенные в стандарте требования к результатам обучения — личностные, метапредметные и предметные (по ОБЖ) позволят сформировать культуру безопасности каждого школьника, что, несомненно, повысит уровень безопасности в образовательном учреждении [6].
Очевидно, что безопасность учащихся в разных средах жизни, в том числе и в образовательной среде, формирование безопасного образа жизни и культуры безопасности являются важными задачами учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» [3,5].
Анализ учебных программ по ОБЖ показал, что вопросам безопасности в учебном заведении не уделено должного внимания. Вместе с тем, нам представляется эффективным использование потенциальных возможностей курса ОБЖ, включив вопросы формирования безопасного образа жизни и безопасности образовательного учреждения в содержание соответствующих тем. (Таблица).
Изучение вопросов безопасности образовательного учреждения в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (5–9 класс)
Тема |
Тема урока |
Образовательные задачи |
5 класс Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. |
1.Опасные факторы и причины пожара 2.Огнестойкость зданий и сооружений 3.Правила поведения во время пожара 4.Электричество. Поражение электрическим током. 5.Криминогенные ситуации. 6.Изменение среды обитания в городе |
Дать представление об опасных ситуациях в образовательном учреждении. Создать алгоритм профилактики опасных ситуаций и правила безопасного поведения в школе в условиях ЧС
|
Оказание первой медицинской помощи |
Различные виды ранений и их причины. |
Дать представление о возможных ранениях в школе и их причинах. |
6 класс Оказание первой медицинской помощи |
Виды повреждений организма. Закрытые травмы. |
Дать представление о возможных ранениях в школе и их причинах. |
7 класс
безопасного поведения в ЧС природного характера
|
1.Правила поведения при угрозе и во время ураганов. 2.Правила поведения при угрозе и во время наводнений.
|
Дать представление об опасностях и правилах безопасности в образовательном учреждении при ЧС природного характера.
|
личной безопасности в повседневной жизни
|
Режим труда и отдыха подростка. |
Дать представление о безопасном поведении во время труда и отдыха. |
8 класс Основы безопасного поведения в ЧС техногенного характера
|
1. Причины взрывов и пожаров. Их последствия. 2. Поражение людей при взрывах и пожарах. 3.Правила безопасного поведения при взрывах и пожарах. 4.Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ. 5.Нарушение экологического равновесия. |
Выяснить причины взрывов и пожаров в здании. Составить правила безопасного поведения для их предотвращения и во время ЧС. Познакомить с правилами безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ. Дать представление о нарушении экологического равновесия и его последствиях. |
9 класс 1.Основы безопасного поведения в ЧС социального характера
|
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении и захвате заложников.
|
Дать представление о мерах предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Познакомить с правилами поведения при похищении и захвате заложников. |
2.Оказание первой медицинской помощи |
Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения. Безопасное поведение в школе. Оказание первой помощи при травмах головы, позвоночника и спины. |
Выяснить причины травматизма в школе и его профилактику. Составить правила безопасного поведения в школе. Познакомить с правилами оказания первой помощи при травмах позвоночника, головы и спины. |
Таким образом, подготовка учащихся к безопасности в образовательном учреждении может успешно осуществляться на уроках ОБЖ при изучении ряда тем. Вместе с тем, на наш взгляд, значительная роль в формирования безопасного образа жизни учащихся принадлежит внеурочной деятельности по сохранению здоровья и безопасности в основной школе. Изучение практики современной школы по внеурочной деятельности в области безопасности и сохранения здоровья школьников, поиск новых форм и методик работы в этом направлении представляет интерес для дальнейшего исследования.
Литература:
- Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении: начальная школа / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. М.: Просвещение, 2012. 127 с.
- Коджаспирова, Г. М. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова — М.: Экон-Информ, 2009.
- Гафнер, В. В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике // В. В. Гафнер / Народное образование. 2014. № 3. С. 186–192.
- Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: Теория и практика. (Методика)Пилипенко В. Ф., Ерков Н. В., Парфенов А. А., серия: «Методика», 2006 г., Изд.: Айрис — пресс.
- Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. Пособие для. Студ. Высш. Учеб. Заведений/Л. А. Михайлов, Э. М. Киселева, О. Н. Русак и др.; под. ред. Л. А. Михайлова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 288с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standart.edu.ru/, свободный.
Ключевые слова
культура безопасности, безопасность образовательного учреждения, обучение безопасности жизнедеятельности, безопасный образ жизни, Комплексный план безопасностиПохожие статьи
Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе
Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...
Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната
В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...
Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе
В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе
Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...
Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности
В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...
Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся
В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...
Основные аспекты безопасности в общеобразовательном учреждении
В статье рассмотрены проблемы безопасного пребывания в начальном образовательном учреждении, охарактеризованы меры безопасности школьников в процессе обучения. Автор акцентирует внимание на вопросе низкого уровня технического обеспечения школы. Предл...
Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.
Похожие статьи
Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе
Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...
Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната
В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...
Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе
В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе
Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...
Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности
В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...
Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся
В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...
Основные аспекты безопасности в общеобразовательном учреждении
В статье рассмотрены проблемы безопасного пребывания в начальном образовательном учреждении, охарактеризованы меры безопасности школьников в процессе обучения. Автор акцентирует внимание на вопросе низкого уровня технического обеспечения школы. Предл...
Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.