Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 17.03.2015

Статья просмотрена: 7358 раз

Библиографическое описание:

Михайленко, Д. А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности / Д. А. Михайленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6.4 (86.4). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16359/ (дата обращения: 19.12.2024).

На сегодняшний день, когда развитие общества и государства во многом зависит от современных технологий, в условиях высокого влияния глобальных информационных систем на развитие подростков, с ростом угроз ежедневно сопровождающих каждого человека, возникает острая необходимость в формировании и развитии навыков и умений безопасного поведения в городской среде.

В связи с ростом политической напряженности в мире, наравне с пожарами, дорожно-транспортными происшествиями и неосторожным поведением в городской среде, особое внимание стоит уделить оценке угроз связанных с усилением криминогенной обстановки,

В том числе необходимо понимать, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера чаще всего возникают спонтанно от случайного стечения обстоятельств, а криминогенная обстановка обусловлена умышленными, целенаправленными, связанными с насилием, действиями людей.

В целях подготовки школьников к безопасному поведению, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в общеобразовательных учебных заведениях реализуется учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности».

В то же время, как отмечает ряд исследователей [2,3,6], эффективность формирования готовности подростков к безопасному поведению остается недостаточно высокой.

В массовой педагогической практике при подготовке подростков к безопасной жизнедеятельности преобладает знаниево ориентированный подход, используются в основном традиционные формы и методы обучения, не обеспечивающие формирование мотивов безопасного поведения, готовности к безопасной жизнедеятельности. Несоблюдение элементарных правил личной, пожарной и дорожной безопасности, необоснованно рискованное поведение, недостаточное развитие навыка безопасного поведения в обществе ежегодно приводит к подростковой гибели и травматизму.

Исходя из вышеизложенного становится ясно, что важность работы учителя предмета основы безопасности жизнедеятельности средней школы многократно возрастает.

Только четкое понимание задач, стоящих перед учителем предмета основы безопасности жизнедеятельности по развитию навыков и умений безопасного поведения в городской среде, может способствовать успешному обучению учеников средней школы.

Что же следует понимать под понятием «безопасность поведения»?

В государственных документах понятие «безопасность» формулируется, как «отсутствие недопустимого сочетание вероятности нанесения физического повреждения или вреда здоровью людей или вреда имуществу или окружающей среде» [1]. Соответственно можно считать, что безопасное поведение – это такое поведение человека, когда он ведет себя безопасно для себя и для окружающих, в настоящий момент времени, вне зависимости от места пребывания (в транспорте, на улице или в местах массового скопления людей).

Процесс формирования умений и навыков безопасного поведения во многом зависит от личностных и возрастных особенностей учащихся.  Особенно сложным представляется подростковый возраст.

У подростков отмечается высокая потребность в самоутверждении, подражательности в поведении, склонности к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, склонности к нестандартному, рискованному поведению. Для подростков характерны максимализм, стремление доказать себе и окружающим свою правоту, неуверенность в себе, повышенная тревожность, чувствительность к различному роду препятствиям [4].

В связи с этим учитель должен не только обладать высоким авторитетом, но и быть в тоже время тонким психологом, остро чувствующим изменения в подростковом коллективе. Главнейшей задачей в вопросах развития умений и навыков безопасного поведения становится сегодня мотивация подростка на сознательную безопасность в повседневной жизнедеятельности, т.е. к жизни в современном социуме, другими словами, формирование  культуры безопасности человека.

Вот почему все большее значение приобретает практическая направленность подготовки будущих учителей Основ безопасности жизнедеятельности, обладающих профессиональной компетентностью и готовностью использовать современные методики в урочной и внеурочной работе по развитию умений безопасного поведения учащихся [2,3].

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлено  не только на освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, но и на развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, на воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и т. д.

К уровню подготовки выпускников предъявляются требования, включающие конкретный перечень знаний и умений:

- знать/понимать основы здорового образа жизни, правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- уметь вести себя в криминогенных ситуациях;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах, дорогах и т. д.). [6].

В практике процесса обучения совместные действия педагога и школьника-подростка приводят к различным изменениям деятельности и личностных особенностей  школьников-подростков, в том числе и к следующим результатам:

- формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях;

- формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях;

- формирование опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; [5].

Очевидно, что для обеспечения безопасности школьников главным является формирование умений и навыков безопасного поведения, являющихся опытом успешных действий.  Развитие навыка - процесс формирования автоматизировано выполняемого действия, а умение является готовностью к сознательным и точным действиям, основанным на совершенстве отработанных навыков.

В практике обучения, исследуя процесс развития умений и навыков, Мошкин В.Н. определяет примерное содержание функций управления развитием навыков и умений безопасного поведения (таблица № 1).

Таблица 1

Функции

Содержание функций

диагностика

готовности школьников к вредным и опасным факторам жизнедеятельности;

сформированности мотивации, знаний, умений, творчества, убеждений, самоконтроля безопасной жизнедеятельности.

планирование

целей, содержания и средств совместной деятельности учителя и школьников по овладению навыками и умениями безопасного поведения.

стимулирование

деятельности школьников по присвоению культуры безопасного поведения;

самосовершенствования готовности к безопасной жизнедеятельности.

организация

деятельности в информационных, игровых, дозированных и реальных опасных, экстремальных и критических ситуациях.

коррекция

черт виктимности и деструктивности, мотивов, знаний, умений, способностей, привычек, личностных качеств, препятствующих безопасной жизнедеятельности.

 

Основными источниками получения школьниками-подростками информации о процессе обеспечения безопасности является курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно на уроках и внеклассных занятиях ученики должны  овладевать умениями и навыками безопасного поведения, создавать алгоритмы поведения в ЧС, решать ситуационные задачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие навыков и умений безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности в средней школе необходимо осуществлять планомерно в ходе практических и внеклассных занятий, что позволит добиться поставленной цели, а именно:

- воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;

- формирование у школьников потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации дома, в общественных местах, на транспорте;

- формирование психологического стереотипа: городская среда – это система, живущая по определенным законам, и чтобы максимально комфортно в ней существовать, надо знать и понимать эти законы и использовать их в своих интересах.

 

Литература:

1.                  ГОСТ Р 51898-02 «Аспекты безопасности», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 июня 2002 г. N 228-ст.

2.                  Газизулин Т.Г., Максиняева М.Р. О методическом подходе формирования практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование» (профиль Безопасность жизнедеятельности). Молодой ученый №18 (77.1), 2014.

3.                  Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ.  Молодой ученый 2014 №12 (71). С.277-280.

4.                  Лобанова А.В. Музыченко Л.С. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков// Журнал Известия Тульского государственного университета. Выпуск № 2/2012.

5.                  Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников// Монография. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.

6.                  Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

7.                  Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению//Журнал Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Выпуск № 8/2010.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, безопасная жизнедеятельность, городская среда, развитие навыков, умение, ситуация, формирование опыта, криминогенная обстановка, личная безопасность, рискованное поведение.


Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование основ культуры здоровья школьников в условиях реализации внеурочной деятельности

Формирование экологической грамотности и экологически-ответственного поведения обучающихся на уроках ОБЖ

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование основ культуры здоровья школьников в условиях реализации внеурочной деятельности

Формирование экологической грамотности и экологически-ответственного поведения обучающихся на уроках ОБЖ

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Задать вопрос