К вопросу о развитии экологических знаний в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности
Автор: Киселев Сергей Александрович
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 387 раз
Библиографическое описание:
Киселев, С. А. К вопросу о развитии экологических знаний в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности / С. А. Киселев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1459/ (дата обращения: 22.12.2024).
Ключевые слова: безопасность, экологическая безопасность, формирование знаний, образовательный стандарт, экологическая культура.
Одним из важных направлений, декларируемых в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», определена экологическая безопасность. Нарастание экологических угроз проявляется многообразными непоправимыми последствиями — деградацией почв, истощением энергетических ресурсов, увеличением риска и тяжести техногенных аварий и катастроф, увеличением уровня заболеваемости и смертности людей, увеличением загрязнений и изменениями климата и другими чрезвычайными ситуациями.
В настоящее время проблема обеспечения экологической безопасности, как по своим масштабам, так и по своему значению занимает одно из центральных мест в системе национальной безопасности страны [4,7].
Актуальность экологических проблем для современного общества не вызывает сомнений. Вопросы обеспечения экологической безопасности широко освещаются в средствах массовой информации, все чаще становятся предметом дискуссий и ток-шоу. Нельзя не согласиться, что, «сфера обеспечения экологической безопасности в настоящее время стала системообразующим фактором жизни общества» [3].
Значимость формирования новой нравственности подрастающего поколения, базирующейся на идеях гуманизации, личностного и деятельностного подхода, экологизации образования, нашло отражение в материалах Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В перечне личностных результатов обучаемого как важная задача определяется:
— «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
— формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» [6].
Очевидно, что «формирование оптимальной стратегии взаимодействия человека и окружающей среды есть сверхзадача образования» [3], выполнение которой невозможно без направленности процесса обучения и воспитания на формирование экологически ответственного поведения.
Вместе с тем, анализ педагогических исследований показывает, что вопросы методической деятельности по формированию экологического сознания и экологической культуры молодого поколения требуют пристального внимания ученых и практиков.
Ряд авторов [1,3,4,5] отмечают недостаточный уровень экологического мышления, основанного на знании законов экологии и новой экологической этики. Необходимо оптимизировать процесс познания новых экологических моральных ценностей и норм, трансляции экологических знаний, необходимых для выживания человечества вместе с природой Земли.
Может ли решение подобных задач входить в сферу педагогической деятельности учителя курса «Основы безопасности жизнедеятельности»? Несомненно, да.
Экологическую культуру следует рассматривать как компонент культуры общества, направленный на экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой).
В понятии экологическая культура выделяют следующие компоненты:
— когнитивный (знаниевый)– наличие информации, знания об основных экологических закономерностях, проблемах и задачах;
— мотивационный — осознание необходимости и готовность к деятельности, направленной на поддержание экологического равновесия окружающей среды;
— операционный — наличие умений, позволяющих действовать экологически целесообразно;
— социально-деятельностный — навыки экологически направленной деятельности, практическое использование экологических знаний и умений [5].
Следовательно, на первый план выступает содержательно-знаниевый компонент.
Очевидно, что школьники обладают некоторыми знаниями в области безопасности жизнедеятельности. Прежде всего, житейскими знаниями, основанными на здравом смысле и обыденном опыте. Такие знания отражают только внешние стороны процессов и явлений, являются неполными, неосознанными, зачастую противоречащими научному знанию.
Научные знания характеризуются осмыслением информации, фактов в системе научных понятий в области безопасности жизнедеятельности, что позволяет ученику оперировать знаниями, объяснять факты, видеть взаимосвязь между явлениями и предметами и, в конечном итоге, осознанно проектировать свою деятельность.
В этой связи представляется значимым разработка научно — обоснованной методики развития знаний по экологической безопасности в школьном курсе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». В программах различных авторов по ОБЖ отводится незначительное место для изучения вопросов экологической безопасности. В некоторых программах вообще отсутствуют темы по экологической безопасности. Вместе с тем, многие вопросы безопасности, так или иначе, связаны с изменениями окружающей среды, с усилением действия негативных факторов вследствие чрезвычайных ситуаций и природных, и техногенных, и социальных. Учитель безопасности жизнедеятельности должен видеть такие взаимосвязи, включать в содержание урока элементы экологической безопасности.
Учитывая актуальность проблемы, представляется целесообразным выделить основные содержательные линии по экологической безопасности, которые могут быть реализованы в курсе ОБЖ.
1. Основы экологической безопасности:экологическая опасность; экологический риск; экологическая проблема; факторы, источники и последствия экологической опасности; экологическая безопасность; угрозы экологической опасности; чрезвычайные ситуации экологического характера; нормативно-правовые документы по экологической безопасности.
2. Экологическая безопасность окружающей среды:виды загрязнений окружающей природной среды; предельно-допустимая концентрация загрязняющих веществ; качество среды обитания; критерии оценки качества среды обитания; охрана окружающей среды; антропогенная нагрузка на состояние окружающей среды
3. Экологическая безопасность и здоровье человека:экологическая обстановка региона; мероприятия, проводимые по защите здоровья населения; основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность человека; влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на здоровье человека
Необходимым условием экологизации содержания обучения безопасности жизнедеятельности является совершенствование системы экологического образования и подготовки педагогических кадров. Проведенное исследование [6] выявило необходимость усиления знаниевого компонента, совершенствования мотивации в подготовке студентов — будущих преподавателей Основ безопасности жизнедеятельности. Были определены необходимые направления решения этой проблемы: расширение содержания экологической направленности; разработка и введение курсов по выбору, направленных на формирование экологической культуры студентов гуманитарных специальностей [6, 7].
На кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» разработан и успешно реализуется курс по выбору «Основы экологической безопасности». На занятиях студенты рассматривают основные направления экологической безопасности; обсуждают проблемы экологической безопасности своего региона. В программу курса введены и профессиональные педагогические аспекты — выявление возможности в применении знаний в области экологической безопасности в будущей учебной и профессиональной деятельности; развитие умений самостоятельно приобретать знания в области экологической безопасности.
Таким образом, процесс подготовки студентов педагогического вуза имеет специфические особенности, которые заключаются в следующем:
— повышение уровня образованности в области экологической безопасности за счет усиления теоретического обучения;
— включение в процесс подготовки форм и методов обучения, активизирующих овладение студентами различными видами предметно-практической деятельности;
— необходимость развития коммуникативных качеств у студентов в процессе сочетания групповых и индивидуальных форм обучения.
В заключение следует отметить, что решение задачи общего образования в формировании нового экологического мышления у школьников требует более полной разработки проблемы развития знаний учащихся в области экологической безопасности. Вопросы экологической безопасности должны органично входить в содержание школьного курса ОБЖ, распределяясь по темам и по классам. Изучение возможностей формирования знаний по экологической безопасности у школьников, разработка методики их развития являются задачами нашего дальнейшего исследования.
Литература:
- Бондарева С. В., Киселев С. А. Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ. /Молодой ученый. -2015. — № 6.4 (86.4). — с.7–10.
- Бочарова К. А., Платонова С. А. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся. /Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика. Сб. научных статей, 28 ноября 2015г., г. Южно-Сахалинск. С.31–32.
- Гришаева Ю. М. «О роли экологического образования в становлении профессиональной компетентности специалиста». /Вестник МГОУ Серия педагогика, 2014 № 1. С.11–16.
- Емелина Т. В. Воспитание экологической культуры школьника: проблемы и решения / Т. В. Емелина // Экология и безопасность в техносфере: современные проблемы и пути решения — Томск: ГОУ ВПО ТПУ, 2014. — С. 201–203.
- Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников./ Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. № 5 (34). С. 97–101.
- Попова Р. И., Киселева Э. М. Проектирование содержания магистерской программы «Экологическая безопасность». Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012. № S. С. 147–149.
- .Соломин В. П., Станкевич П. В. Формирование содержания специализированных магистерских программ в области экологической безопасности. — Вестник Международной Академии наук (Русская секция), 2009. Специальный выпуск.
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897. [Электронный ресурс] http://window.edu.ru/resource/768/72768
Ключевые слова
экологическая культура, экологическая безопасность, образовательный стандарт, безопасность, формирование знанийПохожие статьи
Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.
Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся
В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»
В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...
Характерные особенности законодательного регулирования подготовки специалистов в области экологической безопасности
В данной статье рассмотрены вопросы законодательного регулирования подготовки специалистов в области экологической безопасности, экологолизация образования. Также, на основании анализа российского законодательства и нормативной базы, определены задач...
Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе
В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...
Об эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности
В статье излагается позиция авторов на проблемы повышения эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности путём включения в учебные планы учебного курса — Логистика жизнедеятельности.
Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования
В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...
О роли краеведения в реализации образовательных стандартов
Статья посвящена вопросам о роли краеведения в реализации образовательных стандартов.
Похожие статьи
Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.
Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся
В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»
В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...
Характерные особенности законодательного регулирования подготовки специалистов в области экологической безопасности
В данной статье рассмотрены вопросы законодательного регулирования подготовки специалистов в области экологической безопасности, экологолизация образования. Также, на основании анализа российского законодательства и нормативной базы, определены задач...
Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе
В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...
Об эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности
В статье излагается позиция авторов на проблемы повышения эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности путём включения в учебные планы учебного курса — Логистика жизнедеятельности.
Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования
В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...
О роли краеведения в реализации образовательных стандартов
Статья посвящена вопросам о роли краеведения в реализации образовательных стандартов.