Качество состояния окружающей среды может представлять реальную угрозу для безопасности и комфортного существования человека. Не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Сохранение экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности возможно только при кардинальных изменениях не только в области экономики, но и в области общественного сознания. В последние годы заметно усилилось внимание общества и государства к поиску путей предотвращения экологической катастрофы. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования подрастающего поколения, цель которого развитие экологической культуры через формирование ответственного отношения к природе, а средством становится природоохранная деятельность, направленная на сохранение, бережное использование и приумножение богатств родной природы.
Экологическая безопасность (ЭБ) является одной из составляющих национальной безопасности, что отражено в Экологической Доктрине РФ (2002г.). В ней приоритетные направления деятельности обозначены, как обеспечение экологической безопасности и снижение последствий при чрезвычайных ситуациях, контролирование использования и распространения генномодифицированных организмов, предотвращение терроризма создающего экологическую опасность для окружающей среды. Экологические приоритеты в области здравоохранения так же включены в экологическую безопасность страны. Обеспечение экологической безопасности – задача не только сегодняшнего дня. Проблемы экологии, присутствующие в обществе, в скором будущем предстоит решать новому поколению. Вот почему, экологическое воспитание, т.е. формирование понятий о важности окружающей среды, наличии проблем, связанных с пренебрежительным отношением к экологии, и способы их решения, должно присутствовать с детства. Экологическое воспитание и образование, как приоритетные задачи современного образования прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе должно занимать формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
-к природе (экология природы),
- к себе как составной части природы (экология здоровья),
- к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Экологическая культура, как многомерный целостный, личностно-ценностный феномен, обусловленный психологическими особенностями возраста (по мнению А.Н. Захлебного, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина), предполагает наличие у человека определённых знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе. Соответственно, важным показателем эффективности эколого-воспитательного процесса является уровень экологической воспитанности [1].
Экологическая воспитанность это не случайный набор частных свойств личности, он включает в себя взаимосвязанные знания об окружающем мире, систему нравственных ценностей, потребности и привычки экологического поведения, а также готовность к деятельности по охране окружающей среды. Все эти компоненты взаимозависимы и согласованы между собой.
Уровень экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности личности, отражая уровень ее актуального развития. Рассматривая экологическую культуру, как новообразование личности, гармоничное развитие ее интеллектуальной, эмоционально чувственной и деятельностной сфер, И.В. Цветкова делит показатели экологической культуры на две категории: «внутренние» (потребности, мотивы, способности, привычки, готовность к работе) и «внешние» (выражающиеся через отношение, поведение, деятельность). [5] В связи с тем, что экологическая воспитанность помимо т. н. «мотивационного» и «аксиологического» компонентов, имеет также знаниевый (он же «гностический») компонент, несложно сделать вывод, что экологическое воспитание в первую очередь осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания [4] .
Проведение мониторинга [3] уровня знаний учащихся школы и педагогического колледжа по выявлению уровня знаний и заинтересованности учащихся проблемами экологии и экологической безопасности, позволяет сделать вывод, что экологическая культура учащихся сегодня находится на недостаточном уровне, школьники слабо осведомлены в вопросах экологического права, плохо видят свою роль в экологической безопасности района, города. в недостаточной мере владеют экологическими понятиями, не всегда осознают значение характеристик экологической обстановки, влияние негативных экологических факторов на жизнь и здоровье.
Вместе с тем, усиливающийся кризис окружающей среды и глобальная угроза будущему цивилизации, объективно выдвигают экологическое образование на приоритетное место в современных социальных трансформациях, направленных на выживание человечества и сохранение биосферы, т.е. на устойчивое развитие.
Школьный курс ОБЖ обладает немалыми потенциальными возможностями в плане экологического воспитания. К сожалению ФГОС не предусматривает в программе ОБЖ отдельного раздела «Экологическая безопасность». Только в 5 и 8 классе отводятся часы на изучение конкретных вопросов экологии. 5 класс: «Загрязнение воды. Загрязнение воздуха. Загрязнение почвы»
8 класс: «Состояние природной среды и жизнедеятельность человека», «Глобальные экологические проблемы и здоровье человека», «Экологические проблемы производства электроэнергии».
Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, связана, во-первых, с дефицитом учебного времени, уделяемого вопросам экологической безопасности; во-вторых, с недостаточностью методического обеспечения экологических тем.
В курсе ОБЖ в 8 классе рассматривается тема по экологической безопасности: «Нарушение экологического равновесия». При изучении названной темы возможно использование данных экологического мониторинга, с учетом местных условий, что позволяет учителю дать учащимся наиболее полноценное представление о решение задач современного комплекса проблем экологической безопасности, на основе общей теории безопасности. В соответствии с действующей программой по ОБЖ вопросы экологической безопасности могут быть включены в ряд тем.
Таблица 1
Вопросы экологической безопасности в действующей программе ОБЖ 8-9 классов
Класс |
Тема урока |
Вопросы экологической безопасности |
8 класс |
Производственные аварии и катастрофы, их причины. ЧС техногенного характера |
Влияние техногенных аварий на экологическое состояние города, области, государства. |
Защита населения от АХОВ. |
Причины химических аварий и их возможные последствия. Правила безопасного поведения при аварии с выбросом АХОВ. ПДК химических веществ в воздухе, воде, почве. |
|
Последствия радиационных аварий. Характер поражения людей и животных. Загрязнение продуктов питания, сельскохозяйственных растений и местности |
Поражающие факторы аварий на радиационно опасных объектах (РОО). Последствия радиационных аварий. Экологический ущерб от радиационных аварий
|
|
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека |
Антропогенные изменения в природе. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Формы негативного воздействия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайной ситуации экологического характера. Классификация чрезвычайных ситуаций экологического характера. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека. Виды загрязнения биосферы |
|
Глобальные экологические проблемы и здоровье человека |
Источники загрязнения атмосферы. Изменение климата и прозрачности атмосферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового экрана. Кислотные осадки. Выбросы вредных веществ. Причины ухудшения качества пресных вод. Понятие о сточных водах. Классификация сточных вод: бытовые, атмосферные, производственные. Их характеристика и влияние на здоровье населения. Деградация почвы и ее причины. Эрозия почвенного покрова и опустынивание земель. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Промышленные и бытовые отходы как негативный фактор загрязнения почвы. Твердые и жидкие отходы. Влияние отходов на загрязнение почвы |
|
Экологические проблемы производства электроэнергии |
Проблема загрязнения окружающей среды при работе ТЭЦ. Какой вид топлива меньше загрязняет окружающую среду при использовании. Понятие о возобновляемых и невозобновляемых источниках энергии. |
|
Опасности, связанные с электроэнергией |
Экологические проблемы использования электроэнергии. Способы экономии электроэнергии. |
|
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний |
Основные неинфекционные заболевания и их влияние на здоровье человека, основные причины возникновения неинфекционных заболеваний, общие меры профилактики. Экология и здоровье. Нарушение экологии окружающей среды как одна из причин повышенной заболеваемости в регионе. |
|
9 класс |
Силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС |
Режимы функционирования РСЧС: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности при угрозе возникновения ЧС, режим ЧС. Действие системы в этих режимах. Силы и средства РСЧС. Их назначение. ЧС экологического характера. Предупреждение и ликвидация ЧС экологического характера. |
Угрозы национальной безопасности России |
Понятие о национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Экологическая безопасность как часть национальной безопасности государства. |
|
Здоровый образ жизни – часть общей культуры человека |
Здоровье и здоровый образ жизни. Влияние здорового образа жизни на формирование личности. Элементы здорового образа жизни и их характеристика. Факторы риска. Влияние экологии на здоровье. |
|
Гигиена кожи, одежды, жилища |
Понятие о личный гигиене и ее составляющих. Экология жилища. |
|
Гигиена питания и воды |
Зависимость жизнедеятельности организма человека от питания и воды. Нарушение экологии окружающей среды как одна из причин заболеваемости. Общие сведения о продуктах животного и растительного происхождения. Гигиенические требования к питанию. Общие сведения о воде. Гигиенические и экологические требования к воде |
Сформировать у школьников ответственное отношение к окружающей природной среде и научить их принимать экологически правильные решения можно лишь через включение учащихся в разносторонние виды деятельности, связанных с познанием ими природы своего окружения, выявление мест с экологическими проблемами. И, именно, изучение вопросов экологической безопасности на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности обладает большими педагогическими возможностями, способствующими не только развитию экологической грамотности, но и воспитанию экологической культуры [3].
Литература:
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическое образование в условиях экологического кризиса // учителю об экологии детства. – М.:1996. – С.16-31.;
2. Киселева Э.М., Гаврилова Л.А. Возможности курса Основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников Вестник Орловского государственного университета. Серия 6: Новые гуманитарные исследования 2013, №5(34) с.97-101
3. Киселева Э.М., Прошичева Т.А. Использование данных экологического мониторинга в обучении безопасности жизнедеятельности. Сборник: Материалы экологического конгресса – Северная пальмира. СПб. Ноябрь 2010.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М. 1992, - С. 288.
5. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.: 2000;
6. Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. Тр. / под ред. Проф. С.Н. Глазачева. – Волгоград: 1996. – С.72-84.