В статье автор исследует развитие креативности на примере творческого объединения в системе дополнительного образования.
Ключевые слова: творческое объединение, развитие креативности, обучающиеся.
В настоящее время активно развиваются технологии и цифровизация мира, происходит ежегодная смена климата и экологических проблем, также активно развивается социокультурная сфера деятельности человека, увеличивается потребность в многофункциональности деятельности человека, а также ведется особый уклон на гражданственность и стремление к активному участию в жизни общества, отсюда новому поколению детей, требуется быстрая адаптация детей к новым условиям. Данной адаптации способствует, согласно ФЗ «Об образовании», непрерывная система образования, в том числе в данной системе у детей развиваются креативные способности, что позволяет им быть более гибкими и устойчивыми к изменениям происходящих в их жизни и получаемыми их собственного опыта. [1. с.8]
Развитие окружающего мира детей происходит посредствам системы непрерывного образования, одним звеном из которых является дополнительное образование, которая включает в себя творческие объединения различной направленности, например, технической, художественной, физкультурно-спортивной. В рамках данной статьи рассмотрим развитие креативности обучающихся в рамках творческого объединения «Лего-конструирования».
В системе «Лего-конструирования» присутствуют различные формы и методы работы с обучающимися, например, игровой и наглядный методы, которые позволяют сделать процесс обучения интересным, познавательным и уникальным, для детей различного возраста. Основным инструментом данного метода обучения являются наборы серии «Lego классик», с помощью которых дети могут конструировать и моделировать постройки на различные тематики и уровни сложности. Таким образом происходит развитие креативности, самостоятельности и ответственности, проявление инженерных навыков, развивается командное мышление и работа в команде. Также не менее интересными для детей является выставки творческих работ, мастер-классы и различного уровня соревнования и участие в конкурсах различного уровня, что позволяет применить знания на практике, а также набраться и обменяться опытом с другими участниками.
Каждое занятие в системе лего-конструирования имеет свое содержание и общую структуру, основными частями которой являются: организационная часть, правила техники безопасности и порядка на рабочем месте, ознакомление с темой занятия, теоретическая часть, выбор метода выполнения, практическая часть в группах или индивидуально, демонстрация результатов практической части, а также обсуждение о проведенной работе обучающимися, рефлексия, подведение итогов занятия.
Одно из творческих объединений «Лего-конструирования» осуществляет свою деятельность на базе МАУ ДО «Центр «Архангел» в городе Архангельск. На данной базе реализуется программа «Лего-конструирование. Продвинутый уровень», где занимаются более 300 обучающихся с различных школ и детских садов города. [2, с.3] В рамках данной программы в начале учебного курса занятий было проведено тестирование по методике Тест креативности Е. П. Торренса (в адаптации Е. Е. Туник) обучающихся группы детей 5–6 лет в количестве 12 человек, из них 9 мальчиков и 3 девочки. [3, с.13] По результатам был выявлен низкий уровень творческих способностей обучающихся, менее креативными были в данной группе мальчики.
Далее был проведён цикл занятий по лего-конструированию разработанных специально для исследования и способствующий развитию креативности обучающихся. Данный цикл был структурирован с учётом методов стимулирования творческого мышления, поощрения нестандартных подходов к решению поставленных задач, а также развития коммуникативных навыков и способности к сотрудничеству. Результаты исследования показали, что участие в таких занятиях помогает активному развитию креативности у обучающихся 5–6 лет в рамках творческого объединения «Лего-констирования». Ниже представлен цикл, состоящий из десяти занятий:
– занятие «Знакомство с конструктором Лего» было направлено на формирование представления у детей о видах скрепления деталей Лего, а также с типами скреплений;
– занятие «Фрукты и ягоды» направлено как на закрепление теоретических знаний о пользе фруктов и ягод, так и на умение конструировать по инструкции;
– занятие «Цифры» направлено на создание цифр из лего с использованием различных цветовых схем для развития художественного вкуса, проведение математической игры с использованием собранных моделей, с целью изучения базовых математических понятий;
– занятие «Домашние питомцы» формирует теоретическое представление о разнообразии пород домашних животных, также умение создавать модели по готовому образцу;
– занятия «Водный транспорт», «Воздушный транспорт», «Наземный транспорт» направлены на знакомство с различными видами транспорта и их особенностями, обсуждение истории развития транспорта, создание моделей по картинке;
– занятие «Я-строитель» направлено на изучение истории развития жилища человека, ознакомление детей с основными элементами дома и изготовление модели «дом» используя основные составляющие, а также самостоятельное облагораживание около домовой территории;
– занятие «Мебель» нацелено на изучение различных видов мебели (стол, стул, шкаф, кровать и др.), функциональности мебели и её роли в жизни современного человека, а также создание модели мебели на свой выбор самостоятельно;
– занятие «Проект: еда» направлен на формирование представления об основных этапах разработки проекта и создание индивидуального проекта.
В современном мире не маловажное значение имеет техническое конструирование для подрастающего поколения. В цифровой эпохе технологии становятся все более значимыми, и умение разбираться в них и творчески применять их становится ключевыми навыками. Занятия данного вида помогают развивать логическое мышление, креативность, умение находить новые подходы к решению нестандартных задач и работать в команде. После проведения цикла занятий было проведено повторное тестирование, которое показало рост креативности у обучающихся. Таким образом можно сделать вывод, что занятия лего-конструированием способствуют развитию креативности, умению мыслить гибко, находить нестандартные решения, улучшают пространственное мышление, а также совершенствуют коммуникативные навыки и способность к сотрудничеству.
Литература:
- Бухарова И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для академического бакалавриата / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
- Локальные акты муниципального автономного учреждения дополнительного образования городского округа «Город Архангельск» «Центр технического творчества, спорта и развития детей «Архангел».
- Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. П. Торренса/ Е. Е. Туник. — СПб., 1998