Актуальные направления в работе с семьей в деятельности педагога-психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 29.09.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Елизова, А. Н. Актуальные направления в работе с семьей в деятельности педагога-психолога / А. Н. Елизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/538/117922/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время одним из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является работа с родителями. Целью взаимодействия является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.

В качестве основных направлений работы с семьей выделяют:

— психодиагностику семьи;

— консультирование семьи:

— просвещение родителей.

На семью возложена важная функция — формирование личности ребенка. В семье ребенок усваивает первые уроки взаимодействия с окружающим его многогранным миром. Диагностика позволяет получить информацию о родителях, о взаимоотношениях между членами семьи, выявить уровень воспитательного потенциала. Поэтому диагностика родителей и семьи является актуальным направлением в работе педагога-психолога. Для психолого-педагогической диагностики используются различные методы: анкетирование, тестирование, наблюдения, беседы, социометрия, проективные методики и т. п.

Консультирование является необходимым и важным направлением в практической деятельности педагога-психолога. Консультативная деятельность включает в себя оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.

Основными задачами в консультативной работе с родителями являются информирование о проблемах в развитии, обучении или воспитании обучающихся, помощь в их решении, а также психологическая поддержка родителей.

Также необходимым и важным в работе педагога-психолога является просвещение родителей. Основная его функция повышение родительской психолого-педагогической компетентности и формирование мотивации использовать эти знания в интересах развития и воспитания детей. Как правило, содержание просветительской работы: ознакомление родителей с возрастными и индивидуальными особенностями развития, актуальными возрасту проблемами. Психологическое просвещение носит профилактический и образовательный характер.

В любом из представленных актуальных направлений успех зависит от выбранных форм работы. Они могут быть как индивидуальные, так и групповые. Особый интерес и великое многообразие представляют групповые формы работы для оказания психологической помощи. Наиболее популярные, это: психологические тренинги, родительские клубы, круглые столы, семинары-практикумы, родительские конференции, тематические встречи и др.

Наиболее актуально и продуктивно в настоящее время использование интерактивных форм. Работа педагога-психолога с семьей должна быть построена в форме сотрудничества. Сотрудничество — это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров. Как средство сотрудничества между семьей и образовательным учреждением прекрасно зарекомендовали себя такие формы работы как творческие группы.

По принципу работа похожа на родительский клуб, но в творческой группе родителям предлагается проявить активность и инициативность в решении вопросов, связанных с развитием, воспитанием и обучением их детей. Родители не просто пассивные слушатели и участники, они инициаторы собраний, мастер-классов, игр, сами выдвигают интересующие их темы, сами готовят выступления на эти темы, предлагают решения проблемных вопросов. Это не строго фиксированная группа родителей. Любой родитель, по желанию, может принять участие в работе группы, когда захочет. Например, только на интересующие его темы. Педагог-психолог направляет, корректирует, поддерживает.

Также будет интересно и актуально использование такой формы работы как мастермайнд. Для реализации задач актуальных направлений работы педагога-психолога с семьей эта форма работы достаточно инновационная.

Мастермайнд — это групповой формат работы, где участники помогают друг другу в достижении личных целей с помощью обмена идеями и опытом, а также поддержкой и свежим взглядом. Мастермайнд может быть инструментом наставничества, который предлагает решение проблем участников через взаимные рекомендации [4].

На сессиях мастермайнда родители активные участники. Они, наравне со специалистами, обсуждают сложившиеся трудности у детей или родителей, дают рекомендации, советы, помогают найти выход исходя из своего сложившегося жизненного опыта. Это помогает взглянуть на некоторые ситуации свежим взглядом.

В ходе проведения мастермайнда педагог-психолог выполняет функцию модератора. Он объясняет правила сессии, контролирует время, фиксирует идеи, предложения, рекомендации группы. Также модератор следит за тем, чтобы участники группы были замотивированы, двигались к поставленным целям.

Задачи в работе с родителями, которые могут быть решены с использованием мастермайндов:

— планомерное и активное педагогическое и психологическое просвещение;

— внедрение эффективных форм и методов сотрудничества с родителями в практику психолого-педагогического партнерства;

— способствование эмоциональному благополучию родителей в процессе взаимодействия с ОО;

— удовлетворение индивидуальных запросов родителей по актуальным вопросам развития, воспитания и обучения детей. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;

— включение родителей в единое образовательное пространство ОО. Выработка единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и семье.

Предполагаем, что мастермайнд станет полезным инструментом, который позволит решать актуальные психолого-педагогические задачи, способствуя повышению психолого-педагогической компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития, воспитания и образования детей.

Таким образом, для актуализации и эффективности работы тех или иных направлений в работе с семьей педагога-психолога необходим поиск новых форм взаимодействия. Но, что очень важно, взаимное сотрудничество образовательного учреждения и родителей может строиться только на открытом диалоге, доверии, понимании, уважительном отношении ко всем участникам образовательного процесса, что даст чувство комфортности, уверенности, и позволит разрешать актуальные проблемы по мере их возникновения.

Литература:

  1. Герасименко Ю. А., Токарева И. С. Взаимодействие образовательной организации с семьей в условиях перехода на новые стандарты — 2021. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48452611
  2. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема/ Проблемы педагогики и психологии. — 2011. — № 1. — с. 4.
  3. Магомедова З. З., Миназова З. М. Современные технологии работы педагога-психолога с родителями учащихся /Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 6.
  4. Мастермайнд в обучении: принципы и правила, требования к модератору, польза для студентов, сценарии / Медиа нетологии. — 2023. — URL: https://netology.ru/blog/02–2023-mastermind
  5. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога в образовании. — М.: Сфера, 2001.
  6. Основные направления работы психолога с родителями учащихся. — URL: https://new-school30.ucoz.ru/Files5/naprpsich.pdf
  7. Цабыбин С. А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель». — Волгоград, 2004.
  8. Шепелева Н. С. Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений. –URL: http://дом-ребенка-тамбов.рф/index.php/deyatelnost/pd/19-stati-3/156-napravleniya-raboty-pedagoga-psikhologa-s-semej-i-metody-izucheniya-detsko-roditelskikh-otnoshenij
  9. Яковлева, Н. А. Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе / Н. А. Яковлева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 368–369. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110053/ (дата обращения: 19.09.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, родитель, работа педагога-психолога, семья, форма работы, образовательный процесс, просвещение родителей, психологическое просвещение, свежий взгляд, участник.


Похожие статьи

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога

Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре

Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Роль педагога-психолога в работе с неблагополучными семьями

Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы

Похожие статьи

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога

Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре

Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Роль педагога-психолога в работе с неблагополучными семьями

Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы

Задать вопрос