Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе
Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители, а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.
Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада — оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагога — сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. И реализовать через функции:
‒ развитие интересов ребенка;
‒ распределение обязанностей и ответственностей между родителями;
‒ формирование семейных отношений;
Понимание индивидуальности ребенка.
Основные задачи работы с родителями:
‒ создать атмосферу взаимопонимания,
‒ установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
‒ развивать и воспитывать детей,
‒ использовать с родителями различные формы сотрудничества.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
- Доброжелательный стиль педагога с родителями,
- Индивидуальный подход — воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей,
- Сотрудничество — создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,
- Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей, развивается личность в семье и детском коллективе,
- Динамичность — быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.
Формы взаимодействия детского сада и родителей — это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы делятся на следующие группы:
‒ Коллективные — родительские собрания, конференции, консультации;
‒ Индивидуальные — индивидуальные консультации, беседы;
‒ Наглядные — папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.
Существуют требования к формам взаимодействия — это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы:
- Информационно-аналитический. Направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем.
- Наглядно-информационный — это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту форму разделяют на две подгруппы:
А) информационно-ознакомительная;
Б) информационно-просветительская;
Задача информационно-ознакомительной формы — познакомить родителей с учреждением, педагогами. Сюда можно отнести: совместные выставки детских рисунков и коллажей.
Задачи информационно-просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести:
Папки-передвижки — они формируются по тематическому принципу. Информационные стенды — знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Мини-библиотеки — с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.
- Познавательные формы — ознакомление — ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе лидируют родительские собрания — на них воспитатель знакомит с задачами, содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждаются проблемы воспитания детей.
Родительские конференции — повышение педагогической культуры родителей. На ней выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи.
Клубы для родителей — педагог оказывает помощь в возникших проблемах.
- Досуговые — это неформальные, доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытые для общения. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей. Посещение семей — обследование условий проживания ребенка.
Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача — установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.
Литература:
- Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005.
- Глебова, С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. — 2011. -№ 12. –С.88–94
- Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. О. И. Давыдова. — СПБ.: ООО «Издательство Детство Пресс», 2013. — 128с.
- Елисеева, Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. — Мн.: Лексис, 2007. — 68с.
- Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010г