Детский сад и родители: проблемы взаимодействия | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 27.09.2019

Статья просмотрена: 1570 раз

Библиографическое описание:

Родина, Н. Н. Детский сад и родители: проблемы взаимодействия / Н. Н. Родина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4440/ (дата обращения: 21.11.2024).



Для ребенка особенно бесценно обаяние родителей и воспитателей. Благодаря ему зажигается в детских душах свеча благородства, благодаря ему дети открыты к доброму и умному слову, благодаря ему из их сердец, несмотря на прошедшие годы, не уходит родительский образ, нравственный пример воспитателя.

В. М. Шепель

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

Семья — ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Педагогам и специалистам известна зависимость стиля жизни человека от степени развития чувства общности в семье. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» от 2012 года говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе внутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и близкими, другими членами семьи.

Личность формируется в семье. Для нормального развития ребенку нужны внимание и любовь, которые он, в первую очередь, получает от своих родителей. Обучение и образование — в детском саду и школе. Воспитание и обучение взаимосвязаны и неразделимы — нельзя воспитывать не обучая, нельзя обучать не воспитывая. Поэтому необходимо тесное взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития личности ребенка.

Когда новорожденный ребенок появляется на белый свет, он, пожалуй, похож на инопланетянина, который прибыл на Землю, чтобы изучать наш мир. Он отправляется на «завоевание» мира, который целиком принадлежит ему.

В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир.

  1. Период младенчества — (1-ый год жизни ребенка). Возникают следующие новообразования:

Познавательное развитие: слышат слова, появляются ощущения; к концу младенчества появляются первые признаки наглядно-действенного мышления.

Развитие произвольности: формирование движения, ведущие к достижению цели: перемещению тела в пространстве, хватательные движения.

Эмоциональное развитие: «социальная улыбка».

  1. Раннее детство — (от 1 года до 3 лет). Новообразования:

Познавательное развитие: (свои — чужие). Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мышление. Происходит переход к наглядно-образной форме мышления.

Развитие произвольности: осваивает физические свойства вещей; начинает координировать свои движения.

Развитие переживаний: зарождается любовь к близким людям, самоуважение.

  1. Дошкольное детство(от 3 лет до 7 лет). Складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития личности ребенка.

Познавательное развитие: зарождается оценка и самооценка.

Волевое развитие.

Эмоциональное развитие: обнаруживается и развивается индивидуальность.

Возраст между тремя и пятью годами считается прекрасным временем. В течение дня ребенок «проживает» год. Он узнает много нового, у него меняются ценности, это возраст «почемучек». Л. Н. Толстой очень тонко заметил: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

К семи годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования, на основе детской любознательности формируется интерес к чтению.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает воспитание и образование детей. Единство целей и задач общеобразовательного и семейного воспитания подрастающего поколения обуславливает тесное взаимодействие воспитателей и родителей, которое является интегрированным компонентом работы всех дошкольных учреждений.

Воспитание с самого раннего возраста имеет большое значение, потому что оно должно заложить основы нравственности человека, фундамент его личности. Вот почему нередко говорят, что воспитание начинается «с пеленок». На ребенке больше всего отражается не то, что вы будете говорить ему, а то, что вы будете делать в его присутствии. Личность ребенка формируется не вашими приказаниями и запретами, а вашим образом жизни, вашими занятиями, заботами, вкусами, беседами в семейном кругу, с друзьями в присутствии ребенка, общей обстановкой, в которой он живет, вашим настроением, улыбкой, вниманием к тем или другим людям, отношению к книгам и газетам, к музыке, которую вы слушаете, телевизионным передачам, которые вы смотрите. Да, вырастая, дети становятся похожими на своих родителей, поэтому воспитание надо начинать с себя. Помните: рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам.

Детский сад — это приобщение ребенка к коллективу, умение общаться с другими детьми. Здесь ребенок знакомится с различными видами деятельности. Под руководством воспитателей ребенок учится лепить из пластилина, глины, соленого теста, рисует, играет, занимается аппликацией, конструированием и т. д.

У родителей не всегда хватает времени и терпения показать ребенку, научить его правильным действиям. Иногда родители не могут определить, что больше нравится ребенку.

Часто с момента поступления ребенка в детский сад родители занимают позицию наблюдателя. Многие родители ведут детей в дошкольное учреждение, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками. Они не испытывают доверия к общеобразовательным учреждениям, а рассматривают детский сад, как сферу ухода за ребенком — не понимают значения дошкольных учреждения. Поэтому важно именно с первого знакомства завоевать доверие родителей, разрушить негативный психологический барьер, внушить им расположение и доверие по отношению к детскому саду.

Детский сад «обтесывает» ребенка. В группе детей он делает то, что у себя дома отказывается выполнять, например, самостоятельно надевать пальто. Очень часто дети, считающиеся дома «тихонями», в саду «пробуждаются».

«Самое прекрасное зрелище в мире — это ребенок, уверенно идущий по дороге жизни, после того как ты показал ему путь» (Конфуций).

Самый большой подарок, который мы можем сделать для наших детей — это научить их уверенности в себе. Они должны знать, быть на все сто процентов уверены в том, что безвыходных ситуаций не бывает. Каждая проблема имеет решение, каждое падение предусматривает рост, каждое разочарование приносит новые возможности для совершенствования. Честно говоря, и многим родителям не мешало бы быть в этом во всем уверенными.

Как же найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и в ДОУ, сделать родителей участниками процесса?

Повышению уровня доверия родителей кдетскому саду способствуют:

– Доброжелательность и забота о детях; коммуникабельность и душевные качества воспитателя; индивидуальные беседы с родителями.

– Профессионализм и компетентность педагога, которые влияют на уровень развития ребенка.

– Наглядно-информационные формы работы, которые позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия с детьми для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских рисунков и т. д.

– Мастер-классы с родителями.

– Повышение педагогической культуры родителей с помощью наглядной пропаганды (оформление групповых стендов «Для Вас, родители!», которые содержат информацию для родителей о повседневной жизни группы; буклеты на различные темы).

– Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ее оформлении. Создание родителями альбомов для праздников, семейные газеты, совместные проекты, фотовыставки на различные темы, создание семейных книжек-малышек, «Экран добрых дел» — фото детей, занятых полезной работой и т. д.

– Родительские собрания, которые можно провести в различных формах: «Родительская конференция» — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение. Педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. С вступительным словом на конференции может выступить специалист, что вызовет обсуждение, возможно и дискуссию. «Круглый стол» с родителями, где в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами, «Литературный вечер», «К 8 марта», «Семейное кафе» и т. д.

– Формы совместной деятельности: различные акции, тематические вечера, семейные гостиные, день семьи, семейные клубы, совместные праздники и досуги, прогулки и экскурсии педагогов и родителей, проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Семейные клубы — это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей, дети же приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров. Возможная тематика таких встреч: «Традиции семейного физического воспитания», «За здоровьем на природу», «Рецепты здорового питания».

– Организация «Дней открытых дверей» (в течение года).

– Привлечение пап и мам к участию в субботниках, озеленению, постройки снежных городков на территории детского сада, принятие участия в смотрах-конкурсах.

– Работа психологов, медиков и специалистов детского сада в постоянной взаимосвязи с родителями.

– Анкеты для родителей с целью выявления их заинтересованности в воспитательно-образовательном процессе.

– Семинар-практикум, где выступает не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

– Создание группы в мессенджерах для совместных решений актуальных вопросов.

– На сайте дошкольного образовательного учреждения родители знакомятся с работой детского сада.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Таким образом, успех развития личности ребенка зависит от содержания и формы общения с ним взрослых людей: родителей, других членов семьи и воспитателей. Только правильное совместное семейное и общественное воспитание способствует развитию личности ребенка на фоне физического, психического и социального комфорта и предпосылок эффективного владения ими учебной деятельности в начальной школе.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, Познавательное развитие, семейное воспитание, наглядно-действенное мышление, Развитие произвольности, тесное взаимодействие воспитателей, член семьи, Эмоциональное развитие.
Задать вопрос