Дидактические игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 10.11.2022

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Беляева, И. А. Дидактические игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / И. А. Беляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96185/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье говорится о специфике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями, подчеркивается обоснованность выбора упражнений в зависимости от уровня сформированности у детей фонематических процессов.

Ключевые слова: фонематический слух, общие недоразвитие речи III уровня.

Проблема формирования звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи не теряет актуальности из — за стойких речевых ошибок у детей с различными патологиями в развитии.

У детей с общим недоразвитием речи ошибки в фонематической стороне речи проявляются в произношении звука, размытом различении слухом фонем в собственной и чужой речи, фонематическом анализе и синтезе. Обеспокоены и испытывают затруднения в звуко — буквенном анализе. Также есть перестановки и пропуски звуков, замена звуков, перестановка слов и добавление лишних фонем.

Фонематические процессы включают в себя такие понятия, как: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Как указывают исследователи Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, А. В. Ястребова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. Н. Сазонова и многие другие, несформированность фонематического слуха отрицательно воздействует на формирование звукопроизношения: для детей с речевыми нарушениями отличительно использование диффузных звуков неустойчивой артикуляции, множественные подмены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.

Фонематический слух являются важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Другими словами, повреждение фонематического слуха препятствует детям завладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, притормаживает формирование посыльной речи, активизирует происхождение проблем в школьном обучении.

Для детей с недоразвитием фонематического слуха да отличительные нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов).

Применение системы дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, проводить коррекцию речи весело, радостно, без принуждения. Однако о том, что игра — это часть педагогического процесса, знает только взрослый, ребенок же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, игра помогает наряду с развитием фонематического слуха организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует активную речь. В результате у детей появляется интерес к логопедическим занятиям, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактические задания разноуровневого характера с учетом речевого недоразвития.

Для выбора наиболее эффективных упражнений с целью проведения комплексной работы по коррекции фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями было организовано диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Было обследовано 10 детей, которые составили экспериментальную группу, и 10 количество детей с условной нормой речевого развития составили контрольную группу.

Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной группе 30 % (3 ребенка) были отнесены к высокому уровню развития фонематического слуха, они справились со всеми заданиями правильно и безошибочно выполнили задания. В контрольной группе 60 % (6 детей) с высоким уровнем развития фонематического слуха. Дети справились с заданием правильно, но допускали незначительные ошибки и самостоятельно их исправляли.

В экспериментальной группе 50 % (5 детей) показали средний уровень сформированности фонематического слуха: при выполнении заданий дети просили повторить задание, не могли определить, какой звук встречается чаще всего в тексте на упражнение «Поймай звук». В задании «Повтори, как я скажу» дети ошибались и неправильно называли слоги и слова, выполняли речевые действия в замедленном темпе. Задание «Покажи картинку» вызвало незначительные трудности при его выполнении: в этом задании встречались единичные ошибки, которые исправлялись после повторного воспроизведения. А в задании «Внимательные ушки» дети допускали недочёты, но после повторного воспроизведения исправляли.

Дети в КГ 40 % (4 ребенка) показали средний результат: некоторые задания просили повторить. Также допускали ошибки в выполнении задания «Поймай звук» (нуждались в помощи), «Повтори, как я скажу». Были зафиксированы единичные случаи ошибочного воспроизведения. В задании «Внимательные ушки» дети неправильно называли слова, но после повторного воспроизведения выполнили задания верно.

Низкий уровень развития фонематического слуха в экспериментальной группе был выявлен только у 20 % детей (2 ребенка): дети с трудом справлялись с заданием. При выполнении диагностического упражнения «Поймай звук» выявлены значительные трудности в различении и узнавании заданного звука. Дети нуждались в помощи взрослого. Задание «Повтори, как я скажу» выполнялось в замедленном темпе, в большинстве заданий звуковые ряды воспроизводились неточно. При выполнении упражнения «Покажи картинку» у детей отмечались единичные ошибки, которые дети исправляли самостоятельно в замедленном темпе. Задание «Внимательные ушки» выполнялось с трудом, дети просили повторить слова.

В контрольной группе низкого уровня развития фонематического слуха не было выявлено.

Результаты наглядно представлены на рисунке 1.

Сравнительный анализ развития фонематического слуха у детей в ЭГ и КГ

Рис. 1. Сравнительный анализ развития фонематического слуха у детей в ЭГ и КГ

Таким образом, проведенный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. У детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями выявлено преобладание среднего уровня сформированности фонематического слуха. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз.

Для коррекции фонематических ошибок и формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями нами был составлен комплекс дидактических упражнений, на основе предложенного речевого материала таких авторов, как В. И. Селиверстова, Г. С. Швайко, А. И. Максакова, Г. А. Тумаковой, М. Ф. Филичевой и др.

Все подобранные дидактические игры направлены на развитие фонематического слуха.

1 этап. Узнавание неречевых звуков.

На данном этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и памяти.

Игра «Угадай что звучит»

Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребятам игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит в колокольчик, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он ставит ширму и за ней говорит звучание указанных предметов. «Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и педагог снова играет на барабане, звенит в колокольчик, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игра «Шумящие коробочки»

Ход игры. Взять два комплекта небольших коробочек — для себя и для ребенка, наполнить их различным материалом, которые если потрясти коробочку, издают разные звуки (в коробочку можно насыпать песок, горох, любую крупу насыпать кнопки и т. д.).

Педагог берет коробочку из своего набора, трясет ее, ребенок с закрытыми глазами внимательно прислушивается к звучанию. Затем ребенок берет свои коробочки и ищет среди них, звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.

2 этап. Различение высоты, силы и тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Игра «Три медведя»

Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки трех медведей — большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку про трех медведей, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Игра «Котенок»

Ход игры. Взрослый демонстрирует детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Педагог объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

3 этап. Различение слов, близких по своему звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра «Гонки»

Ход игры. Взрослый предлагает детям сделать гонки. Дети встают в шеренгу на расстоянии от логопеда, по команде начинают перемещение вперед. Услышав слово «стоп», все должны остановиться. Произносятся слова: слон, стоп, стул, сой, стоп и т. д. Побеждает тот ребенок, который был самым внимательным.

Игра «Найди правильное название»

Ход игры. Взрослый показывает детям картинку и громко, четко произносит название «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон-вакон-фагон-вагон-факон-вагом» и т. д. Услышав неправильное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Следует отметить, что начинать необходимо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

4 этап. Дифференциация слогов.

На данном этапе детей учат различать слоги.

Игра «Глухие телефоны»

Ход игры. Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов на ухо первому ребенку. Он шепотом передает следующему и т. д., последний ребенок должен произнести вслух то, что услышал. Если допущена ошибка, все участники игры повторяют свои варианты и определяются, кто допустил ошибку.

Игра «Какой отличается?»

Ход игры. Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

Таким образом, проведенное исследование позволило выстроить систему работы по формированию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи III уровня с помощью дидактических игр на основе учета уровня сформированности фонематического слуха и восприятия у детей и трудностей, которые испытывали дети при выполнении диагностических заданий.

Литература:

  1. Горчакова А. М. Формирование фонематического слуха у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» — Самара, СГПУ, 2003.
  2. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. / Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. — М.: АРКТИ, 2005.
  4. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 2017.
  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: 2009.
  6. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): фонематический слух, ребенок, III, ход игры, задание, игра, слово, экспериментальная группа, звуковой состав, контрольная группа.


Ключевые слова

фонематический слух, общие недоразвитие речи III уровня

Похожие статьи

Диагностический этап экспериментальной работы по формированию синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В данной статье представлены результаты выполненных заданий детьми, определены и описаны уровни сформированности синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, доказывающих актуальность проблемы исследования ...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент)

В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы ре...

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны речевые и психологические особенности детей с ЗПР. Данные особенности определяют высоку...

Формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются особенности формирования навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены данные опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности навыка словообразовани...

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Особенности формирования связного повествовательного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются особенности формирования связного повествовательного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень). Описывается содержание и результаты обследования связного повествовательного высказывания у дет...

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Особенности формирования звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

В статье представлена информация по изучению звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, описаны особенности, типичные нарушения и коррекция звукослоговой структуры слова.

Похожие статьи

Диагностический этап экспериментальной работы по формированию синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В данной статье представлены результаты выполненных заданий детьми, определены и описаны уровни сформированности синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, доказывающих актуальность проблемы исследования ...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент)

В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы ре...

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны речевые и психологические особенности детей с ЗПР. Данные особенности определяют высоку...

Формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются особенности формирования навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены данные опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности навыка словообразовани...

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Особенности формирования связного повествовательного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются особенности формирования связного повествовательного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень). Описывается содержание и результаты обследования связного повествовательного высказывания у дет...

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Особенности формирования звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

В статье представлена информация по изучению звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, описаны особенности, типичные нарушения и коррекция звукослоговой структуры слова.

Задать вопрос