Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности по теме «Колыбельные разных стран» (старшая логопедическая группа) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.10.2023

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Николаева, А. Ю. Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности по теме «Колыбельные разных стран» (старшая логопедическая группа) / А. Ю. Николаева, Л. М. Гришина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8648/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель: Развитие темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи:

Образовательные:

– Познакомить детей с русским, японским, африканским музыкальным фольклором, традициями и обычаями;

– Формирование целостной картины мира, расширение кругозора;

– Развивать интерес к историческому прошлому и культуре Африки;

– Формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов;

– Совершенствование певческих навыков.

Коррекционно-развивающие:

– Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

– Развитие чувства ритма и темпа неречевых и речевых движений;

– Развитие координации речи с движениями;

– Развитие умения воспроизводить различный темп речи;

– Воспроизведение темповой характеристики фразы вместе с музыкальным руководителем и учителем-логопедом;

– Развитие навыков правильного выдоха.

Воспитательные:

– Воспитание и развитие чувства ритма: способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

– Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;

– Воспитание умения соблюдать заранее установленные правила;

– Увлечь, воодушевить детей музыкальными инструментами, развивать навыки элементарной музыкальной импровизации, развивать основы интонационного слуха в пении, в звукоподражательных играх со словами и жестом;

– Воспитание толерантного отношения.

Оформление: музыкальный зал оформлен-справа: в японском стиле, слева-в африканском стиле.

Атрибуты: барабаны и маракасы лежат по кругу на ковре, подушечки с песком под стульями у детей, атрибуты африканских костюмов в физкультурном зале, корзиночки с японскими атрибутами у боковых стен, подушечки разложены у пианино, коробки для детских музыкальных инструментов, 3 куклы, коляска, стулья, свечи.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Музыкальный руководитель готовит музыкальный зал для занятия. Дети сидят в зале. Входит логопед, в руках коляска.

Логопед: Добрый день, Анна Юрьевна!

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, Людмила Михайловна.

Логопед: У меня сейчас здесь открытое занятие.

Музыкальный руководитель: У меня тоже занятие, а потом подготовка к выпускному. Все время расписано.

Логопед: Анна Юрьевна, у меня все согласовано с методистом.

Музыкальный руководитель : Людмила Михайловна, и у меня согласовано с методическим планом.

Вместе: Что же делать? Как же быть? А давайте проводить вместе!

Логопед уходит за коляской.

Музыкальное приветствие: Здравствуйте, мальчики! (поют мальчики)

Здравствуйте, девочки! (поют девочки)

Здравствуйте, дети! (поют все)

Рада видеть вас! (поют все)

Входит логопед с коляской и куклой. Включается фонограмма детского плача.

Логопед: Ой, разбудили все- таки, мою Анюточку, вот ведь как горько плачет, а я её очень долго укладывала. (Качает коляску, кукла продолжает плакать) Ребята, помогите мне, давайте попробуем её укачать.

Речевая игра в кругу с жестами.

Баю-баюшки-баю, не ложися на краю:

Придет серенький волчок, тебя схватит за бочок

И утащит во лесок под ракитовый кусток;

Там птички поют, тебе спать не дадут (с разной силой голоса: тише — громче, с разным темпом: быстро — медленно)

Логопед: Ничего не получается. Не спит и все. Что же делать?

Музыкальный руководитель: Да кто же так укладывает, ребята, вы забыли, что нужно спеть, чтобы ребенок заснул? (ответы детей). А как поют колыбельную? (дети отвечают: медленно-быстро, плавно-резко, громко- тихо, ласково-грубо) Почему так поют? Вы же сами видите, что если громко говорить или петь, то ребенок не успокаивается. А вы умеете петь колыбельные? А что вам для этого нужно? (ответы детей).

Поем колыбельную под пианино «Спи, моя радость, усни» В. Моцарт

Музыкальный руководитель: Людмила Михайловна, подойдите, посмотрите, Анюточка не плачет.

Логопед подходит к коляске, заглядывает в нее. Звук плача: логопед испуганно отходит от коляски.

Логопед: Дети, а почему Анюточка плачет? Может вы неправильно пели, Анна Юрьевна?

Музыкальный руководитель: Мы пели протяжно, нежно, тихо, красиво. Не понимаю, почему Анюточка не спит и плачет...

Логопед: (наклоняясь к коляске и вынимая Анюточку) Сейчас посмотрим, что нам мешает. (Вынимает куклу, а там вместо Нюрочки кукла Африканка).

Это не Анюточка, да, дети? Как же можно назвать такую куклу? (ответы детей) Какое имя может быть? Давайте придумаем африканское имя, похожее на мое (Лусия) Как вы думаете, почему Лусия не спит под эту колыбельную?

Давайте превратимся в африканцев и отправимся в путешествие по Африке и там узнаем, как африканские мамы укладывают своих детей спать. Нам нужно произнести волшебные слова, чтобы превратиться в африканцев.

Убираем подушечки и садимся в круг.

Речевая игра со звучащими жестами барабанами и маракасами.

Музыкальный руководитель уходит переодеваться в африканский костюм.

Логопед и дети: Мы сегодня африканцы (дум, дум, дум! — 2 раза)

Очень, очень любим танцы (бум, бум, бум! — 2 раза)

Будем, будем мы плясать (дон, дон, дон! — 2раза)

Танцем силы прибавлять. (бом, бом, бом! — 2 раза)

Музыкальный руководитель: Ребята, смотрите! Я уже превратилась в африканку. А вы хотите? Берем инструменты, строимся друг за другом и идем за мной! Убираем инструменты и одеваемся в африканцев.

Пластическая импровизация под африканские ритмы «Танец дикарей» муз. Е.Накада

Музыкальный руководитель (во время импровизации) : А сейчас дорогие гости мы хотим пригласить вас посмотреть один день из быта и обычной жизни племени Тумба-юмба.

Представьте, что вы вместе с нами оказались в далекой и жаркой Африке Представили? Вам жарко -помашите на себя

В далекой-далекой Африке появилось новое племя Тумба-юмба.

Вышли они на охоту.

Посмотрите какие они красивые!

Натянули они тетиву у лука -стрельнули вправо.

Снова натянули они тетиву –стрельнули влево.

Теперь вы наблюдаете как они разделывают мясо.

А вот так они радуются своей охоте!

Встречаем вождя племени Тумба-юмба! (входит воспитатель, переодетый в вождя)

Вот так они преклоняются и приветствуют своего вождя.

Вождь Тумба-юмба проводит ритуал: он отгоняет злых духов и благодарит добрых духов за богатую охоту.

Выносится костер, тренога и буйвол –тушканчик.

А сейчас вы наблюдаете в естественной природе тропиков Африки ритуальные танцы вокруг костра и добычи.

А сейчас вы можете сделать себе фото на память нового племени Тумба — юмба.

Племя Тумба-юмба, напугайте наших гостей!

А теперь улыбнитесь и подарите им свою любовь! (Дети выполняют движения по тексту.)

Музыкальный руководитель: Как здорово у нас получилось! Как вы хорошо танцевали, вы были как настоящие африканцы. Ребята, Лусия не может заснуть потому, что ей нужно спеть африканскую колыбельную. Такую колыбельную, какую поет её мама. Ребята вы знаете африканские колыбельные? Спеть можете? Это не беда. Сейчас мы посмотрим и послушаем, как это делают африканские мамы.

Просмотр мультимедиа «Африканская колыбельная»

Музыкальный руководитель: Видите, как необычно укачивают своих малышей африканские мамы. И в африканской колыбельной звучат такие инструменты, как: барабаны, флейты, маракасы. А вы знаете, что в разных странах колыбельные поются по-разному? А чтобы узнать это, нам нужно вернуться из Африки и отправится в другую страну. Давайте снимем африканские костюмы и вернемся обратно путешествовать.

Снять атрибуты африканцев и сесть на стулья.

Логопед: Ребята, у вас получилось здорово, я как в настоящей Африке побывала. Посмотрим, как там наша Лусия, я думаю, она спит.

Тихонько подходит к коляске, заглядывает в нее, и вдруг раздается фонограммный плач ребенка. Педагог вынимает его из коляски.

Смотрите, это не наша Лусия! Это совсем другой ребенок. Это уже не африканка. Это Йоко! Она из Японии (Ребенок плачет) Она не хочет засыпать под африканскую колыбельную. Что делать?

Музыкальный руководитель: Конечно, она не будет спать под эту мелодию, ей нужна колыбельная, которую поёт её мама. А вы знаете японские колыбельные?

Просмотр мультфильма «Японская колыбельная»

Музыкальный руководитель: Видите, как необычно укачивают своих малышей японские мамы. Музыка у японской колыбельной очень мягкая, поэтичная, спокойная, совсем не такая как у африканской. И в японской колыбельной звучат такие инструменты, как флейты и барабаны.

Логопед: Ребята, отправимся в Японию? В Японии очень много внимания уделяют правильной прямой осанке. Для этого дети и взрослые специально на голове носят мешочки с песком. Давайте мы тоже в это поиграем. Символом Японии считается веточка Сакуры. Какая же Япония без этого священного дерева? (выносится сакура)

Упражнение на технику речи и дыхание «Мы в Японию идем»

(Кладем на голову мешочки с песком и выполняем движения по тексту)

Музыкальный руководитель: В Японии девочки танцуют с веерами, а мальчики с фонариками. Давайте и мы станцуем японский танец.

Берем японские атрибуты.

Пластическая импровизация под японские мелодии.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы такие молодцы! Вы двигались под музыку, как настоящие японцы. А вам мамы поют колыбельные песенки? Вам нравится их слушать? А какие они поют? Современные? А где вы еще их слышите? Девочки, а вы куклам поете колыбельные?

Логопед: Смотрите, наша Йоко спит. Это значит- ей понравилась японская колыбельная. А давайте сейчас и мы, все вместе, споем еще раз ту колыбельную, которую мы пели в начале занятия. Но для русской колыбельной нам понадобится совсем иная декорация.

Нам надо придумать сказочную декорацию, магическую и загадочную. Что все-таки мы можем поменять в нашем зале, чтобы сделать такую загадочную атмосферу? Правильно, свечи. Давайте поставим красивые «свечи», пригласим наших гостей вместе со стульями, сядем к ним на колени и будем петь.

Все вместе и гости, и дети поют колыбельную В. А. Моцарта.

Логопед: Дети, вам понравилось слушать колыбельные сидя на руках у взрослых? Вам было тепло и уютно? Давайте скажем нашем гостям спасибо и подведем итог.

Провожаем гостей на места, дети остались в кругу

Ребята, в каких странах мы побывали? В какой стране вам понравилось больше и почему?

Музыкальное прощание: До свиданья, мальчики! (поют мальчики)

До свиданья, девочки! (поют девочки)

До свиданья, дети!!(поют все)

Рада видеть вас! (поют все)

Дети выходят из зала.

Похожие статьи

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Конспект непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике с детьми старшей группы на тему: «Посуда»

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

Похожие статьи

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Конспект непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике с детьми старшей группы на тему: «Посуда»

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

Задать вопрос