Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «Жар-Африка — чудесная страна» (развитие речи)
Авторы: Чекулова Светлана Викторовна, Таринская Татьяна Александровна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 21.11.2022
Статья просмотрена: 74 раза
Библиографическое описание:
Чекулова, С. В. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «Жар-Африка — чудесная страна» (развитие речи) / С. В. Чекулова, Т. А. Таринская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7791/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель:
Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Дикие животные жарких стран».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– Активизация и актуализация словаря по теме.
– Согласование существительных с прилагательными.
– Обрабатывание навыка составления сложноподчинённых предложений по заданному образцу.
– Образование и употребление в речи сущ ед.числа именительного падежа с помощью суффиксов –ица,-иха,-ёнок,-онок.
Коррекционно-развивающие:
Развитие связной речи, фонематического восприятия, артикуляции, мелкой моторики, логического мышления, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
– Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.
– Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, эмоциональности.
Оборудование:
Макет самолета, снежинка, игрушка обезьяны, магнитный мольберт, игрушки животных, стол с кинетическим песком, дидактическая игра «Кто лишний», карточка-имитация «фотоаппарат», картинки на магнитах «Чей малыш?».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед:
—Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Проходите на ковёр. Я расскажу вам одну необычную историю.
Жила-была маленькая Снежинка. Снежинка очень любила зиму, любила кружиться и танцевать в морозном воздухе. Но еще Снежинка умела мечтать. И мечтала она совсем не о зимних забавах. По ночам Снежинке снились необыкновенные сны.
Снятся Снежинке хорошие сны:
Африка снится, львы и слоны.
Доброе солнце, жаркое лето,
Снится земля зеленого цвета.
— Снежинка очень грустила, что не может увидеть наяву таких необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго.
— Кого еще мы не встретим в наших лесах?
Дети :
— В наших лесах нет черепах и кенгуру
— В наших лесах нет обезьян и жирафов
— В наших лесах нет крокодилов и носорогов
II . Постановка цели занятия.
Логопед :
— И вот однажды Снежинка решила совершить опасное путешествие в жаркие страны. Почему оно было опасным для Снежинки?
Дети :
— Потому что от жары она может растаять.
Логопед:
— Снежинка просит нас с вами отправиться в путешествие в Африку, а потом рассказать обо всем, что видели и слышали. Для каждого снежинка приготовила фотоаппараты.
Логопед:
— А вот и самолёт. Размещайтесь поудобнее. Мы отправляемся в полёт. Я предлагаю во время путешествия немного поиграть.
III . Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения для щёк и губ
«Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки». Надувать по очереди правую и левую щёки.
«Разговор обезьян». Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух — ух — ух — ух, ох — ох — ох — ох».
«Злой тигр». Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.
«Слон раскрывает и закрывает хобот». Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.
Упражнения для языка
«Жираф жуёт листочки». Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
«Обезьянка». Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.
«Обезьянки качаются на лианах». («Гармошка»)
«Сигнал опасности у обезьянок». Щёлкать языком, изменяя форму рта.
Развитие речевого дыхания и голоса
Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»).
«Рычание тигра и тигрёнка». Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр — громко, низким голосом, тигрёнок — тихо, высоким голосом.
Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).
IV. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед:
— Пока мы играли наш самолёт совершил посадку. Кто же нас встречает. Да это обезьянка Анфиса. Она очень рада вам и хочет познакомить со своими друзьями. А вам интересно узнать с кем нас хочет познакомить Анфиса. Тогда нам нужно отгадать загадки. А загадки на бананах. Соберём бананы для Анфисы и познакомимся с её друзьями.
Загадки
У него большие уши
Длинный хобот носит он
Хоть силён, но добродушен
Потому что это…(СЛОН)
По реке плывёт бревно,
Очень злющее оно.
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит …(КРОКОДИЛ)
Толстокож и неуклюж
Этот зверь, любитель луж.
Гром гремит, когда идёт
Большеротый... (БЕГЕМОТ)
Этот зверь какой-то странный:
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав
Вдвое сложится... (ЖИРАФ)
Я в пижаме полосатой,
Очень теплой, волосатой.
Не лошадка я, но все же
На лошадку я похожа … (ЗЕБРА)
Грозный рык раздался вдруг,
Распугал всех птиц вокруг.
Ходит в клетке, озверев,
Царь зверей, короче… (ЛЕВ)
Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный.
Только смотрит строго,
На носу — два рога,
На ногах копыта — от врагов защита.
Лишь слона не свалит с ног
Африканский... (НОСОРОГ)
Логопед:
— Молодцы, все загадки отгадали. Пора с друзьями Анфисы знакомиться.
(переходим к столу с кинетическим песком)
Дидактическая игра «Кто спрятался в Джунглях»
Все друзья обезьянки Анфисы — это дикие животные, поэтому они спрятались от нас. Но если мы повнимательнее посмотрим, то догадаемся, кто и где спрятался. Отгадываем по очереди. Фигурку угаданного животного выставляем в центр стола на песок.
За кустом я вижу львиную гриву, значит за кустами спряталсялев.
Из-за пальмы видна шея жирафа, значит, за пальмой прячется жираф.
Из-за дерева торчит хобот слона, значит, за деревом спрятался слон.
Из-за кактуса торчит спина зебры, значит, за кактусом прячется зебра.
В воде я вижу пасть крокодила, значит, в воде спрятался крокодил.
За камнями я вижу рог носорога, значит за камнем спрятался носорог.
В деревьях видна голова бегемота, значит там –бегемот.
Логопед:
— Мы познакомились с друзьями нашей Анфисы, давайте их сфотографируем на наши фотоаппараты.
Физкультминутка
А ещё Анфиса и её друзья предлагают станцевать с ними шуточный танец.
У жирафов — пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов — пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Делают стряхивающие движения).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
Дидактическая игра «Чей малыш?»
Пока мы веселились, маленькие детишки потеряли своих мам. Давайте поможем маленьким зверятам найти своих мам (дети подходят к магнитной доске).
— У львицы детёныш — львенок.
— У слонихи детёныш-слонёнок.
— У жирафы детёныш — жирафенок.
— У тигрицы детёныш –тигрёнок.
Логопед:
— Молодцы. Помогли всем малышам найти своих мам. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Поможет нам быстро вернуться южный ветерок. Скажем волшебные слова, и ветерок перенесёт нас в группу детского сада.
«Покружись, покружись, снова в группе окажись».
Речевое упражнение «Кто на фотографии»
Ну вот мы снова в группе. Нас встречает Снежинка. Давайте покажем ей наши фотографии и расскажем кого сфотографировали.
— У меня на фотографии ЛЕВ, у него грива, он царь зверей.
— У меня на фотографии СЛОН — он сильный, у него хобот.
— У меня –НОСОРОГ- он толстокожий.
— У меня на фото КРОКОДИЛ-он хищник, у него острые зубы.
— У меня на фото БЕГЕМОТ-он любит купаться.
— У меня ЖИРАФ-у него длинная шея.
Дидактическая игра «Кто лишний»
Снежинке понравились ваши фотографии. Она тоже приготовила вам задание. На столах лежат карточки. В пустые окошки нужно поместить картинки только животных жарких стран.
V . Итог занятия
Логопед:
— Молодцы. Все прекрасно справились с заданием Снежинки. Что в нашем путешествии вам понравилось больше всего? Какое задание было самым сложным? А какое самым интересным. Животные жарких стран хотят, чтобы вы о них не забыли поэтому передали вам подарки. Давайте попрощаемся с нашими гостями.