Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «Жар-Африка — чудесная страна» (развитие речи) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 21.11.2022

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Чекулова, С. В. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «Жар-Африка — чудесная страна» (развитие речи) / С. В. Чекулова, Т. А. Таринская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7791/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель:

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Дикие животные жарких стран».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– Активизация и актуализация словаря по теме.

– Согласование существительных с прилагательными.

– Обрабатывание навыка составления сложноподчинённых предложений по заданному образцу.

– Образование и употребление в речи сущ ед.числа именительного падежа с помощью суффиксов –ица,-иха,-ёнок,-онок.

Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи, фонематического восприятия, артикуляции, мелкой моторики, логического мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные:

– Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

– Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, эмоциональности.

Оборудование:

Макет самолета, снежинка, игрушка обезьяны, магнитный мольберт, игрушки животных, стол с кинетическим песком, дидактическая игра «Кто лишний», карточка-имитация «фотоаппарат», картинки на магнитах «Чей малыш?».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед:

—Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Проходите на ковёр. Я расскажу вам одну необычную историю.

Жила-была маленькая Снежинка. Снежинка очень любила зиму, любила кружиться и танцевать в морозном воздухе. Но еще Снежинка умела мечтать. И мечтала она совсем не о зимних забавах. По ночам Снежинке снились необыкновенные сны.

Снятся Снежинке хорошие сны:

Африка снится, львы и слоны.

Доброе солнце, жаркое лето,

Снится земля зеленого цвета.

Снежинка очень грустила, что не может увидеть наяву таких необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго.

— Кого еще мы не встретим в наших лесах?

Дети :

— В наших лесах нет черепах и кенгуру

— В наших лесах нет обезьян и жирафов

— В наших лесах нет крокодилов и носорогов

II . Постановка цели занятия.

Логопед :

— И вот однажды Снежинка решила совершить опасное путешествие в жаркие страны. Почему оно было опасным для Снежинки?

Дети :

— Потому что от жары она может растаять.

Логопед:

Снежинка просит нас с вами отправиться в путешествие в Африку, а потом рассказать обо всем, что видели и слышали. Для каждого снежинка приготовила фотоаппараты.

Логопед:

А вот и самолёт. Размещайтесь поудобнее. Мы отправляемся в полёт. Я предлагаю во время путешествия немного поиграть.

III . Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения для щёк и губ

«Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки». Надувать по очереди правую и левую щёки.

«Разговор обезьян». Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух — ух — ух — ух, ох — ох — ох — ох».

«Злой тигр». Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.

«Слон раскрывает и закрывает хобот». Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.

Упражнения для языка

«Жираф жуёт листочки». Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.

«Обезьянка». Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.

«Обезьянки качаются на лианах». («Гармошка»)

«Сигнал опасности у обезьянок». Щёлкать языком, изменяя форму рта.

Развитие речевого дыхания и голоса

Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»).

«Рычание тигра и тигрёнка». Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр — громко, низким голосом, тигрёнок — тихо, высоким голосом.

Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).

IV. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед:

Пока мы играли наш самолёт совершил посадку. Кто же нас встречает. Да это обезьянка Анфиса. Она очень рада вам и хочет познакомить со своими друзьями. А вам интересно узнать с кем нас хочет познакомить Анфиса. Тогда нам нужно отгадать загадки. А загадки на бананах. Соберём бананы для Анфисы и познакомимся с её друзьями.

Загадки

У него большие уши

Длинный хобот носит он

Хоть силён, но добродушен

Потому что это…(СЛОН)

По реке плывёт бревно,

Очень злющее оно.

Тем, кто в речку угодил

Нос откусит …(КРОКОДИЛ)

Толстокож и неуклюж

Этот зверь, любитель луж.

Гром гремит, когда идёт

Большеротый... (БЕГЕМОТ)

Этот зверь какой-то странный:

Шея, как стрела у крана.

Чтобы ртом достать до трав

Вдвое сложится... (ЖИРАФ)

Я в пижаме полосатой,

Очень теплой, волосатой.

Не лошадка я, но все же

На лошадку я похожа … (ЗЕБРА)

Грозный рык раздался вдруг,

Распугал всех птиц вокруг.

Ходит в клетке, озверев,

Царь зверей, короче… (ЛЕВ)

Он совсем не кровожадный,

Потому что травоядный.

Только смотрит строго,

На носу — два рога,

На ногах копыта — от врагов защита.

Лишь слона не свалит с ног

Африканский... (НОСОРОГ)

Логопед:

Молодцы, все загадки отгадали. Пора с друзьями Анфисы знакомиться.

(переходим к столу с кинетическим песком)

Дидактическая игра «Кто спрятался в Джунглях»

Все друзья обезьянки Анфисы — это дикие животные, поэтому они спрятались от нас. Но если мы повнимательнее посмотрим, то догадаемся, кто и где спрятался. Отгадываем по очереди. Фигурку угаданного животного выставляем в центр стола на песок.

За кустом я вижу львиную гриву, значит за кустами спряталсялев.

Из-за пальмы видна шея жирафа, значит, за пальмой прячется жираф.

Из-за дерева торчит хобот слона, значит, за деревом спрятался слон.

Из-за кактуса торчит спина зебры, значит, за кактусом прячется зебра.

В воде я вижу пасть крокодила, значит, в воде спрятался крокодил.

За камнями я вижу рог носорога, значит за камнем спрятался носорог.

В деревьях видна голова бегемота, значит там –бегемот.

Логопед:

Мы познакомились с друзьями нашей Анфисы, давайте их сфотографируем на наши фотоаппараты.

Физкультминутка

А ещё Анфиса и её друзья предлагают станцевать с ними шуточный танец.

У жирафов — пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов — пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Похлопывают себя).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

(Пощипывают себя).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

(Делают стряхивающие движения).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Показывают полоски).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

Дидактическая игра «Чей малыш?»

Пока мы веселились, маленькие детишки потеряли своих мам. Давайте поможем маленьким зверятам найти своих мам (дети подходят к магнитной доске).

— У львицы детёныш — львенок.

— У слонихи детёныш-слонёнок.

— У жирафы детёныш — жирафенок.

— У тигрицы детёныш –тигрёнок.

Логопед:

Молодцы. Помогли всем малышам найти своих мам. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Поможет нам быстро вернуться южный ветерок. Скажем волшебные слова, и ветерок перенесёт нас в группу детского сада.

«Покружись, покружись, снова в группе окажись».

Речевое упражнение «Кто на фотографии»

Ну вот мы снова в группе. Нас встречает Снежинка. Давайте покажем ей наши фотографии и расскажем кого сфотографировали.

— У меня на фотографии ЛЕВ, у него грива, он царь зверей.

— У меня на фотографии СЛОН — он сильный, у него хобот.

— У меня –НОСОРОГ- он толстокожий.

— У меня на фото КРОКОДИЛ-он хищник, у него острые зубы.

— У меня на фото БЕГЕМОТ-он любит купаться.

— У меня ЖИРАФ-у него длинная шея.

Дидактическая игра «Кто лишний»

Снежинке понравились ваши фотографии. Она тоже приготовила вам задание. На столах лежат карточки. В пустые окошки нужно поместить картинки только животных жарких стран.

V . Итог занятия

Логопед:

Молодцы. Все прекрасно справились с заданием Снежинки. Что в нашем путешествии вам понравилось больше всего? Какое задание было самым сложным? А какое самым интересным. Животные жарких стран хотят, чтобы вы о них не забыли поэтому передали вам подарки. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Похожие статьи

Конспект подгруппового логопедического занятия в группе детей компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 8 лет «Кубань — родимая земля»

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности ЗПР «Сказочное путешествие с Василисой Премудрой»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Почему бывают драки» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Конспект занятия по развитию связной речи образовательной деятельности для детей группы ТНР (6–7 лет) «Мой любимый город»

Конспект подгрупповой ООД «В деревне у бабушки Агафьи» в компенсирующей старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Домашние животные» с использованием конструктора лего

Конспект ООД в форме квест–игры для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему «Меню для Жорки-обжорки»

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Состав числа 8»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Конспект организованной непосредственно образовательной деятельности на прогулке «Коллекция камней» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР 6–7 лет)

Похожие статьи

Конспект подгруппового логопедического занятия в группе детей компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 8 лет «Кубань — родимая земля»

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности ЗПР «Сказочное путешествие с Василисой Премудрой»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Почему бывают драки» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Конспект занятия по развитию связной речи образовательной деятельности для детей группы ТНР (6–7 лет) «Мой любимый город»

Конспект подгрупповой ООД «В деревне у бабушки Агафьи» в компенсирующей старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Домашние животные» с использованием конструктора лего

Конспект ООД в форме квест–игры для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему «Меню для Жорки-обжорки»

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Состав числа 8»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Конспект организованной непосредственно образовательной деятельности на прогулке «Коллекция камней» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР 6–7 лет)

Задать вопрос