Фронтальное групповое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Животные жарких стран» с использованием нетрадиционных методик
Автор: Сафина Эльза Назировна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 16.12.2021
Статья просмотрена: 145 раз
Библиографическое описание:
Сафина, Э. Н. Фронтальное групповое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Животные жарких стран» с использованием нетрадиционных методик / Э. Н. Сафина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 46-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16850/ (дата обращения: 17.12.2024).
Дети с ОНР имеют свои психологические особенности. У них наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере. Им присуще пассивность, неуверенность в себе, робость, отставание в развитии воображения, им трудно выразить мимическими средствами эмоции. У детей нарушения в развитии двигательной сферы.
Использование мною нетрадиционных методов на занятиях: биоэнергопластики, крупотерапии, метода психогимнастических превращений — способствуют снятию мышечного напряжения, развитию мимических и пантомимических навыков, развитию мелкой и общей моторики, поддерживают положительное эмоциональное состояние и внимание детей.
Ключевые слова: логопедическое занятие, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст .
Цель: Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
– уточнение представлений о животных жарких стран, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме,
– совершенствование грамматического строя речи (единственное и множественное число существительных, употребление существительных в винительном, родительном и предложном падежах, употребление порядковых числительных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных)
– развитие связной речи: составление простых, сложноподчиненных предложений, составление рассказа-описания.
- Коррекционно-развивающие:
– развитие артикуляционной и мелкой моторики
– развитие зрительного, слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения, тактильных ощущений, мелкой и общей моторики
– снятие мышечного напряжения
– развитие мимических и пантомимических навыков.
- Коррекционно-воспитательные:
– формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание эмоциональности
– формирование этических представлений
– воспитание интереса к живой природе.
Оборудование: мелкие игрушки животных жарких стран, подносы с манной крупой по числу детей, трубочки для коктейля, влажные салфетки, клеенки для столов, презентация Power point, ящик сюрпризом.
Предварительная работа. Просмотр телепередач о животных жарких стран, посещение зоопарка, чтение стихов, рассказов по теме.
Ход занятия
Организационный момент. (Создание эмоционального фона).
Игра «Здравствуй»
Дети встают в круг.
Логопед: — Давайте поздороваемся друг с другом. Протяните правые ручки.
Дети, качая ими вверх и вниз, произносят слова.
— Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошки мне давай!
Дети держатся ладошками, стоя в кругу.
В этой группе все друзья: я, ты, он, она.
Обними соседа слева, обними соседа справа.
Погладь соседа слева, погладь соседа справа.
Пощипай соседа слева, пощипай соседа справа.
Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.
Все мы дружная семья: я, ты, он, она.
Игровой самомассаж «Что где?»
Вот глаза у нас какие: голубые, карие.
Носик-пуговкой у нас, брови ниточкой у глаз.
Ушки маленькие, губки аленькие,
Щечки, шейка, лобик, рот и наш пухленький живот.
- — А сейчас давайте сядем на стульчики. Слайд 1
Мы отправляемся навстречу с интересными животными. Прочитайте куда? (В зоопарк)
—Ой, где же все животные? Слайд 2
Развитие силы выдоха Слайд 3
—Посмотрите на песочке появились какие-то холмы. Давайте возьмем трубочки
И слегка сейчас подуем
Холмы мы расколдуем.
Кто появился из песка? Начните предложение словами «Я раскопал» такого-то животного и добавьте 2 слова- признака
Дети: — Я раскопал сильного грозного льва… полосатую зебру…большеухого серого слона…красивого стройного леопарда… зубастого зеленого крокодила.
Игра «Изобрази чувство»
— Их разбудил наш волшебный песочный ветер. Звери отнеслись к этому по- разному.
Льву это не понравилось. Слайд 4 Изобразим это.
Жираф удивился. Слайд 5
Зебра испугалась Слайд 6
Обезьяна обрадовалась . Слайд 7
Леопард прислушался. Слайд 8
Игра с песком (манной крупой) на напряжение и расслабление мышц рук и развитие дыхания.
— Давайте их успокоим, высеем к ним дорожки.
Вдох-песочек в кулачки сожмем,
Задержка дыханья,
Плавно выдыхаем-из песочка дорожки насыпаем.
Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика)
— Изобразим родственников этих животных. Приготовьте язычки и пальчики.
«Мартышка»
Улыбается мартышка
Улыбаться любит слишком. (Показываем губами и одновременно рисуем пальчиками на песочке «улыбку») Слайд 9
«Зебра»
У зебры красивый узор,
Немножко похож на забор. (Показали «заборчики» и рисуем их на песке) Слайд 10
«Крокодил»
Чистит зубки крокодил,
Рот зубастый он открыл (Проводим язычком по верхним и нижним зубам с внешней, затем с внутренней стороны) Слайд 11
«Носорог»
Ходит грузно носорог
Слышен топот толстых ног. (Стучим язычком: «т-т-т-т» и ступаем ладошками) Слайд 12
«Антилопа»
Антилопа- прыг да скок
Может щелкать язычок (Делаем «лошадку» и пальцами ритмично скачем по песочку) Слайд 13
«Леопард»
Леопард лежит, не спит
И хвостом он шевелит (Делаем «часики» и указательными пальцами повторяем движения)
Слайд 14
Беседа о животных. Психогимнастические превращения.
— Посмотрите, кто с нами пришел познакомиться, ребята? (Жираф) Слайд 15
— Где живет жираф? (В Африке) Слайд 16
— Какое животное жираф? Расскажи, как выглядит жираф. Слайд 17
— Что вы еще знаете о жирафе?
— Вытяните шеи, как жираф. Поднимите высоко голову. Посмотрите «с высоты», надменно.
Что говорят о человеке, который ходит «задрав голову»? (Он гордый, считает себя лучше других)
— Хорошо ли зазнаваться? Почему?
— К нам бесшумно подошел еще один зверь. Кто это? (Пантера) Слайд 18
— Где обитает пантера? (В джунглях) Слайд 19
— На какое домашнее животное похожа пантера?
Слайд 20
— Как будут называться детеныши пантеры? (Котята)
— Расскажи, как выглядит пантера?
— Как передвигается пантера? (Медленно, осторожно, плавно, гибко)
— Изобразите (Мягко прогните свою гибкую спину)
— Посмотрите, наш следующий гость! Кто это? (Бегемот)
— Где обитает бегемот? (В Африке, в пресных водоемах) Слайд 21
— Расскажите, как выглядит бегемот. Слайд 22
— Как будут называться детеныши животного? (Бегемотики)
— На походку какого животного дикого леса похожа походка бегемота? (На походку медведя)
— Пройдитесь вперевалочку.
— Вот ещё один гость. Кто это? (Мартышка) Слайд 23
— Где живут мартышки? (В жарких странах, в джунглях)
— Расскажи, как выглядит мартышка?
— Какого ребенка называют мартышкой? (Того, кто постоянно кривляется, корчит рожи)
— Изобразите мартышку.
— Хорошо ли вести себя как мартышка?
— Посмотрите, кто к нам ещё пришел! (Черепаха)
Слайд 24
— Где обитают Черепахи? (В жарких странах, в море, реке)
— Расскажи, как выглядит черепаха?
— Как передвигается черепаха? (Ползает очень медленно)
— Изобразите черепаху.
— Изобразите, как выглядит черепаха во время опасности. (Напрячь спину- «панцирь», напрячь руки и ноги- «лапы», втянуть голову)
— Какого человека сравнивают с черепахой? (Того, кто делает все медленно, никуда не торопится)
— Хорошо ли быть похожим на черепаху? Почему?
Физкультминутка .
Логоритмическое упражнение под музыку «У жирафа пятна…» Слайд 25
Составление рассказа- сравнения . Слайд 26
— Сейчас сравним животных: например, льва и жирафа. Перед вами план-подсказка:
— Сначала расскажите, где они обитают, чем покрыто их тело?
— Сравните их по внешнему виду, чем отличаются друг от друга?
— Чем они питаются? Кто их детеныши?
— Какие они по характеру?
«Чья клетка» Слайд 27
— Животным пора возвращаться в свои клетки. Помогите им отыскать свою клетку по силуэту животного. Чья первая клетка? (Первая клетка- верблюжья и т. д.)
Итог занятия.
— Наше путешествие подошло к концу. Понравилось путешествие? Что понравилось?
— Пора нам возвращаться домой, но животные рады встрече с вами, ребята, и передали нам этот ящик, давайте посмотрим, что в нем. Здесь бананы! Угощайтесь!
Литература:
- Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии. Психогимнастические превращения. –Изд.2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2015
- Куликовская Т. А. Наглядно-дидактический материал с конспектами занятий. Животные Африки- М., ООО «Стрекоза»,2016г