Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)
Авторы: Струкова Оксана Владимировна, Ельшина Надежда Владимировна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 30.09.2020
Статья просмотрена: 32 раза
Библиографическое описание:
Струкова, О. В. Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы) / О. В. Струкова, Н. В. Ельшина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5546/ (дата обращения: 16.12.2024).
Научное определение метода:
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.
Следовательно, развивающая работа на основе методов кинезиологии направлена от движения к мышлению и здоровью, а не наоборот.
Актуальность: Последние пять лет наблюдается довольно большое количество детей разного дошкольного возраста с ММД. Чаще всего встречаются дети с гиперактивным, астеническим и ригидным типами ММД. Минимальные мозговые дисфункции любого типа как правило подразумевают нарушения функций головного мозга отвечающих за внимание (её произвольность, концентрацию, распределение, переключаемость), память (кратковременную, долговременную, оперативную), мышление, двигательную активность и т. д. Всё это связано с нарушениями нейронных сетей в коре головного мозга лобных долей (цент сознательной регуляции движения; центр навыков письма под контролем зрения; рече-двигательные центры, особенно левая часть — артикуляция речевого аппарата; ассоциативная зона, особенно центр отвечающий за волевое(произвольное) поведение) и теменные доли (зоны отвечающие за общую чувствительность: болевую, температурную, тактильную).
Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющий создать новые нейронные сети и активизировать межполушарное взаимодействие.
Предварительная работа: наблюдение (поведенческие реакции, двигательная активность, коммуникативная активность, усидчивость, общая умственная работоспособность (время и цикличность внимания в норме 30 мин. работоспособность и 10–15 мин. отдых), диагностика: рисование (чёткость линий, нажим и т. д.), разрезные картинки (концентрация внимания), …
Оборудование: Комплекс ПЕРТРА , а именно:игровые наборы № 1 Konstruktion и № 5 Grafomotorik ; палочка-ручка с магнитным наконечником и полостью внутри для металлических шариков; 11 маленьких металлических шариков, 1 металлический шарик средней величины, пластиковое прозрачное стекло, 4 элемента из 1-го набора, 2 широкие резинки для закрепления стекла, лист(ы) А4 и простой(ые) карандаш(и).
Количество участников: Данное занятие можно проводить как индивидуально, так и в подгруппе (при наличии дополнительных комплектов ПЕРТРА) до 5 человек.
Тема занятия:
Буква «Л»
Цель: Развитие графо-моторных навыков посредством формирования нейронных сетей в коре головного мозга лобных долей через двигательные упражнения.
Задачи: Создать условия для выполнения определённых упражнений;
Настроить (сформировать интерес) ребёнка (детей) к работе;
Сформировать ассоциативное представление о букве «Л»;
Сформировать УУД овладения навыком письма.
Ход работы:
Приветствие педагога-психолога: здравствуй дорогой друг (или друзья). Сегодня мы с тобой (с вами) будем заниматься новым волшебством. Мы будем звук «Л» превращать в букву «Л». Но прежде чем мы начнём, необходимо размяться.
1. Упражнение: Думающая шляпа
Цель: Активизировать внимание, слух и речь. Задачи: Научить правильно выполнять упражнение.
Педагог-психолог показывает упражнение: Мягко расправить и растянуть одноименной рукой каждый внешний край уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха — пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз пять раз.
Педагог-психолог: Хорошо. Теперь мы готовы продолжать дальше. Давай вспомним как звучит буква «Л».
2. Упражнение: Произношение звука «Л».
Цель: активизация речи. Задачи: активизация артикуляции и ассоциации звука.
Психолог вместе с ребёнком (или детьми) произносят звук «Л» в различных сочетаниях с гласными: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛИ, ЛЕ.
Педагог-психолог: Молодец (цы), как хорошо у тебя (у вас) получается. А теперь давай звук «Л» превратим в знак «Л».
3. Упражнение: Конструирование буквы «Л» .
Цель: Развитие ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации.
Задачи: Научить ориентироваться на доске-основе;
Научить правильно подбирать необходимые элементы для конструирования.
Педагог-психолог предлагает ребёнку (или ребятам) по образцу собрать на доске-основе букву «Л» большую и маленькую, используя элементы игровых наборов № 1 Konstruktion (Пространство на плоскости) и № 5 Grafomotorik (От каракуль к каллиграфии)являетсялогическим и более сложным продолжением набора 1.
Ребёнок (или группа детей) рассматривает(ют) картинку-образец и приступает(ют) к конструированию буквы «Л», с начало большой, затем маленькой. Педагог-психолог в процессе конструирования сопровождает (по необходимости подсказывает и подаёт необходимые элементы). По окончанию работы необходимо похвалить ребёнка (ребят) за старание и работу. А теперь давай(те) превратим букву «Л» в письменную.
4. Упражнение: Превращение буквы «Л» .
Цель: совершенствование навыков зрительно-моторной координации. Задачи: Развить мелкую моторику; Обучить ребёнка (ребят) навыкам со дружественного движения глаз и рук на плоскости. Педагог-психолог предлагает ребёнку (ребятам) перевернуть элементы буквы «Л» таким образом, чтобы она в место печатного варианта стала прописным. После чего ребёнку (ребятам) предлагается, провести указательным пальцем правой руки по дорожке (бороздке), очерчивая рисунок буквы «Л». После точно также повторить указательным пальцем левой рукой. Затем указательными пальцами обеих рук одновременно провести по дорожкам и повторить рисунок.
Педагог-психолог: «Молодец(ы)! Ты(вы) справился(лись) с заданием. Теперь, чтобы не устать, нам нужно размяться. Встань(те) поудобней и повторяй(те) за мной».
5.Упражнение: Перекрестные шаги (разминка).
Цель: общая разминка. Задачи: Переключить зрительное внимание на общую двигательную активность; Развить общую двигательную координацию; Снять общее мышечное напряжение.
Педагог-психолог предлагает ребёнку (ребятам) выполнить упражнение.
- Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.
- Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его.
Примечание: Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4–8 раз), дышите в обычном темпе.
Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, возможно, вы выполняете его неправильно — либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.
Педагог-психолог: «Отлично! Мы размялись и набрались новых сил для выполнения следующего упражнения, которое требует внимания и старания».
6. Упражнение: Послушный шарик .
Цель: Формирование навыков владения карандашом и письма. Задачи: Продолжать развивать со дружественное движение глаз и руки; Продолжить развивать зрительно-пространственную координацию; Сформировать навык владения карандашом; Сформировать навык письма.
Педагог-психолог предлагает ребёнку (ребятам при наличии дополнительных игровых наборов и палочек-ручек) взять палочку-ручку с металлическими шариками внутри (количество шариков зависит от степени гипертонуса или гипотонуса мелко-моторной мускулатуры рук) и двигая вдоль дорожки заставить металлический шарик (который предварительно был помещён на дорожку-бороздку, всё это накрыто стеклом и зафиксировано резинками) двигаться по дорожке-бороздке с начало одной рукой потом другой. После предлагается ребёнку (ребятам) сделать тоже самое, но уже с двумя руками используя палочки-ручки одновременно.
Педагог-психолог: «Как хорошо у тебя получается! И если ты не устал, то попробуй букву «Л», точно такую же как доске-основе, написать карандашом на листе бумаги».
7. Упражнение: Копирование .
Цель: Совершенствование навыков владения карандашом.
Задачи: Развить зрительно-пространственную координацию на плоскости;
Развить навык копирования;
Совершенствовать навык письма.
Психолог предлагает ребёнку (ребятам) скопировать букву «Л» с доски-основы на лист бумаги. После выполнения задания необходимо поблагодарить ребёнка (ребят) за выполненную работу и похвалить, за старания (попытки) и предложить забрать лист бумаги с письменным вариантом с собой, чтобы поделиться своими достижениями с близкими.
Ожидаемые результаты.
Посредством систематического выполнения подобного рода упражнений, ребёнок (дети, если речь идёт о группе детей) должен научиться:
− концентрировать и равномерно распределять внимание,
− правильно и уверенно держать карандаш,
− овладеть элементарными навыками письма (копировать по образцу символы и знаки).
Литература:
- Голомазов С. В. Кинезиология точностных действий человека. М: СпортАкадемПресс, 2003.
- П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С. М. Масагутовой, Москва, 1997 г.
- Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. — Рязань, 2000. — 48 с.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. — М., 2002.
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.
- Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128 с.
- Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: Аркти, 2008. — 60 с.
- Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.
- Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.