Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 1193 раза

Библиографическое описание:

Сафина, Э. Н. Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений / Э. Н. Сафина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14694/ (дата обращения: 17.12.2024).



Пространственные представления детей дошкольного возраста составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие функции. Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при сканировании текста (могут зеркалить) и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия). Поэтому одним из важнейших условий психического развития является своевременное формирование у детей пространственных представлений.

«Необходимо, чтобы ребенок к началу обучения в школе правильно употреблял слова направо, налево, прямо, наверх, вниз, под, за, поровну, одинаково, пополам, больше, меньше, столько же и понимал стоящие за ними реальные пространственные отношения» [1, с.31]. Овладение письмом требует, как известно, много умений: определить размер и расстояние на глаз, сравнить предметы по величине, высоте, расположению в пространстве. Сложность русской графики проявляется в том, что все буквы состоят из ограниченного количества элементов. Поэтому в русском алфавите много букв, сходных по начертанию — их отличие заключается только в разнице между каким-либо одним элементом или в различном расположении одних и тех же элементов. Недостаточное развитие зрительного анализа и пространственных представлений у учащихся начальной школы приводит к появлению ряда специфических ошибок при письме и чтении, «которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения» [2, с.25].

Несформированность зрительного анализа приводит к тому, что дети путают при чтении и письме буквы, отличающиеся одним элементом (Р-В, Б — В, М — Л), а также редко встречающиеся буквы (Ч — Ц, Ч — Ф).

Несформированность пространственных представлений проявляется в:

– замене букв, состоящих из одних и тех же элементов и сходных по написанию (З — Е);

– зеркальности чтения и письма, когда ребенок производит действие не слева направо, а наоборот (вместо «кот» он читает «ток», вместо «но» пишет «он» и т. д.).

В моей практике подтверждается высказывание психологов о том, что пространственные ошибки чаще бывают у детей с явно выраженным преобладанием правополушарных функций, которые являются левшами. [1, с 31]

Часто к трудностям ориентации в пространстве прибавляются трудности в различении формы и величины, составлении целого из частей, воспроизведении заданной графической структуры. Все эти проблемы решаемы для детей 6–8 –летнего возраста.

Перед знакомством с зрительным образом букв важна предварительная работа, цель которой: усвоение ребенком словесных обозначений различных пространственных признаков, умение обобщить эти признаки и абстрагировать их от конкретных предметов, развитие представлений о форме и величине предметов. В своей работе я успешно использую группы заданий, подобранные психологами Т. В. Беловой, В.А Солнцевой и другими авторами:

  1. Графические диктанты, упражнения на соединение точек прямыми линиями, рисование по точкам, рисование по клеточкам, выполнение различных видов штриховок.
  2. Нахождение и выделение нужного элемента из целого изображения. Игры: «Кто спрятался?», «Сосчитай зверей и птиц» и т. д.
  3. Нахождение различий в изображении. Игры: «В чем отличие?», «Найди предмет, у которого не хватает одного элемента»
  4. Нахождение сходных элементов в изображении. Игры: «Найди сходство», «Найди нужную часть», «Найди два одинаковых предмета», «Определи, какое отражение правильное», «Найди тень изображенного»
  5. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игры: «Ну-ка сосчитай» (контурные рисунки, наложенные один на другой), «Угадай целое».
  6. Усвоение пространственных отношений (на, под, за, правый-левый)

А. В. Семенович в развитии у ребенка пространственных представлений предлагает использовать различные «маркеры»: н-р, часы, браслет или ленточка на левой руке, а также понятия как «голова, потолок, солнце, пол, земля», помогающие определить ребенку, где верх, где низ.

Игры и упражнения: «Выполни действия с предметами по заданию», «Назови действия, которые ты выполняешь», «Выполни инструкцию», «Покажи, где… (дверь открыта, а где закрыта)», «Раскрась предмет слева зеленым цветом, справа — желтым», «Что изменилось?», «Что это?», «Найди игрушку (клад) и т. д.

  1. Конструирование целого из отдельных частей. Игры: «Собери открытку», «Собери картинку», «Сложи фигуру», «Составь целое из частей»

(1. Выложить изображение по полному образцу, 2. Выложить изображение по контурному образцу), «Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо».

  1. Игры с наборами домино (по Е. Н. Юрьевой) «Геометрические фигуры», «Найди снеговика», «Веселая зарядка», «Собери снежинки».

На этапе знакомства с буквой для запоминания зрительного образа буквы, расположения их в пространстве, акцентирования внимания на элементах букв использую игры с развитием и совершенствованием сенсорных функций:

  1. «Узнай букву»

Цель: развитие осязательного восприятия, запоминание букв.

Буква на ладошке печатается пальцем или с помощью кисточки. При этом у ребенка глаза закрыты. Ребенок должен назвать букву.

  1. «Буквенный конструктор»

Цель: развитие пространственной ориентации, соотнесения формы, размера, цвета, зрительного восприятия.

На начальном этапе детям предлагается собрать буквы из нескольких частей. В дальнейшем — побыть волшебниками и превратить в другую заданную букву.

  1. «Жук— буквоед»

Цель: развитие целостности зрительного восприятия, зрительной памяти. Детям предлагается восстановить букву, которую почти всю съел жук — буквоед.

  1. «Волшебный мешочек»

Цель: развитие зрительного осязания формы, совершенствование зрительной памяти.

Два варианта проведения игры: в одном случае детям предлагается опустить руку в мешочек и на ощупь определить букву (буквы могут быть использованы из магнитной азбуки или из мягкого конструктора), а во втором — назвать букву и напечатать ее на доске.

  1. «Пуговицы»

Цель: закрепление зрительного образа букв, развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов и оттенков, форм.

Предлагается выложить буквы из пуговиц только определенного цвета или определенной формы.

  1. «Сенсорная азбука»

Цель: развитие зрительного восприятия, фонематических процессов, тактильной памяти.

Дети вместе с родителями могут сделать изученную букву из подходящего материала: из макарон — букву М, из ваты — В, из пластилина — П.

  1. «Рукодельники»

Цель: развитие целостности зрительного восприятия.

Детям предлагается выложить заданную букву из шерстяных ниток на бархатной бумаге, из палочек, из веревочек.

  1. «Живое предложение»

Цель: формирование у детей об общих правилах грамматики путем совершенствования пространственных отношений.

Дети слушают предложение. Затем проводится его анализ (количество слов, вычленение слов по порядку). Перед записью его в тетрадь дети составляют его «живую» схему:

– в ряд выстраивается столько детей, сколько слов в предложении;

– дети выстраиваются на некотором расстоянии друг от друга (слова в предложении пишутся отдельно);

– первый ребенок поднимает руки вверх (первое слово пишется с большой буквы);

– последний ребенок присаживается на корточки — он «точка» (в конце предложения ставим точку).

  1. «Разрезной квадрат» (по М. М. Безруких)

Цель: из частей квадрата по образцам ребёнок собирает буквы алфавита.

Если ребенок в дошкольном возрасте будет выполнять подобные игровые задания, то пространственные представления, зрительный анализ и синтез к началу школьного обучения окажутся у него сформированными, различение похожих по начертанию букв не будет вызывать трудностей.

Литература:

  1. Белова Т. В. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения. / Т. В. Белова, В.А Солнцева.- М.:АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.-63, [1]c
  2. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие — М.: Владос, 1995.
  3. Юрьева Е. Н. Преодоление оптической дисграфии. Профилактические игры для детей 5- 8 лет / Е. Н. Юрьева.- М.: Издательство ГНОМ, 2013.- 36с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, буква, зрительное восприятие, зрительный анализ, игра, дошкольный возраст, зрительная память, зрительный образ букв, психическое развитие, школьное обучение.

Похожие статьи

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет с трудностями формирования познавательных процессов через расширение представлений об окружающем мире

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников

Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе посредством дидактических игр и упражнений

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Похожие статьи

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет с трудностями формирования познавательных процессов через расширение представлений об окружающем мире

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников

Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе посредством дидактических игр и упражнений

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность