Семинар-практикум для родителей «Речь в движении»
Авторы: Удальцова Наталья Михайловна, Белоусова Юлия Николаевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.
Дата публикации: 31.12.2020
Статья просмотрена: 315 раз
Библиографическое описание:
Удальцова, Н. М. Семинар-практикум для родителей «Речь в движении» / Н. М. Удальцова, Ю. Н. Белоусова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 22-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5919/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дошкольный возраст — это период активного развития речи. Связная речь — высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка.
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детей с родителями заменяет компьютер, телевидение и эта тенденция постоянно растет. Поэтому наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения речевого развития, а также общей и мелкой моторики.
Практика показывает, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль могут сыграть кинезиологические упражнения, основанные на синтезе слова и движения. Кинезиологические упражнения, как составная часть коррекционного — развивающего воздействия положительно влияют на развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной, речевой и двигательной. Под влиянием таких упражнений у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Цель семинара-практикума: информирование родителей о положительном влиянии методов и приемов кинезиологии на общее развитие ребенка, на развитие речи.
Задачи: познакомить родителей с понятием «кинезиология» и «кинезиологические упражнения»;обучить некоторыми кинезиологическими упражнениями;создать положительный эмоциональный контакт.
Ход семинара-практикума
Организационный этап
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые родители. Спасибо, что нашли время и пришли сегодня на нашу встречу. Предлагаю вам оформить бейджики «Как бы вы хотели, чтобы Вас называли».
Приветствие «Ласковое имя» Педагог-психолог: Всем присутствующим предлагаю познакомиться следующим образом: «Назовите свое имя так, как бы вы хотели, чтобы вас называл человек, которого вы любите, и который любит вас».
Обсуждение: Какие ощущения наполняли вас, когда вы называли свое имя?
Основная часть
Педагог-психолог: Поговорим сейчас о всестороннем развитии ребенка, а конкретно о науке «кинезиологии». Мы познакомим вас с эффективными методами развития межполушарного взаимодействия.
Для начала хотелось бы пояснить, что такое «Кинезиология». Это наука о развитии головного мозга через движение. Она существует около двух тысяч лет, ее методами пользовались Гиппократ и Аристотель.
Развитие головного мозга начинается ещё внутриутробно, и активно продолжается после его рождения, особенно в дошкольный период. В период до 7 лет ребенок проходит колоссальный путь в своем развитии, который по своему объему не повторяется на всем оставшемся жизненном пути.
Возможно, кто-то из вас знает ответы на такие вопросы: как устроен головной мозг? Каково назначение его полушарий?
По исследованиям ученых левое полушарие головного мозга — математическое, знаковое, речевое, логическое. Правое полушарие головного мозга — гуманитарное, образное, творческое. Единство головного мозга складывается из совместной деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой мозолистым телом — системой нервных волокон.
Мозолистое тело, отвечающее за межполушарные связи, находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из 200 млн. нервных волокон. Оно необходимо для координации работы головного мозга и передачи информации из одного полушария в другое. В случае нарушения проводимости через мозолистое тело одно из полушарий берет на себя большую нагрузку, становится ведущим, а другое блокируется. Оба полушария работают без связи друг с другом. [6,7]
Учитель-логопед: Значительную часть коры больших полушарий мозга занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, а особенно ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам. Практика показывает, что для коррекции речевых нарушений, кинезиологические упражнения, действительно играют положительную роль, так как основаны на синтезе слова и движения. Под влиянием таких упражнений у детей дошкольного возраста происходят значительные изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Особенно это важно при подготовке ребенка к школе. Эта работа происходит по принципу «от движения к мышлению», т. е. сначала развиваются моторные функции, затем формируется и речь. Мозолистое тело можно развить с помощью кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, устанавливают новые межполушарные связи, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий.
Существует несколько правил выполнения кинезиологических упражнений:
– систематичность, т. е. упражнения должны выполнятся ежедневно;
– выработка ритмичности и правильности движения;
– ускорение. [6,38]
Сейчас рассмотрим основные кинезиолонические упражнения. На экране появляются соответствующие картинки упражнений:
ИГРЫ
1. Кулак-ребро-ладонь
Учитель-логопед: Обе руки лежат на столе в положении «кулак». Слегка подкидывая руки над столом, меняем их положение на «ладонь», затем — на «ребро» (обе руки — со стороны мизинца), проговаривая: «Кулак — ладонь — ребро» и т. д.
2. Ухо-нос
Педагог-психолог: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
3. Упражнение «Шаги»
На доске написаны буквы. Например, так:
Учитель-логопед: «Сейчас я буду говорить слова с любым из этих звуков, вам нужно сделать шаг в ту сторону, где находится буква на рисунке, а потом вернуться назад. Например: слово аист ребенок делает шаг вперед, затем возвращается назад. ( СЛОВА: волк, дом, суп, ствол, мышка, сук, дым, и т. д.)
4. «Где звук?»
На доске написана буква, например, (р).
Педагог-психолог: «Сейчас я буду говорить слова с со звуками р и рь. Если эти звуки находятся в начале слова, делайте шаг влево и возвращаетесь назад, если в середине шаг вперед, если в конце, то шаг вправо. Давайте потренируемся» ( СЛОВА: рамка, урок, рюмка, проверь, крекер, река, пар).
«Слог-движение» (1 вариант)
Учитель-логопед: «Сейчас я буду называть слоги. На первый слог вы руки поднимаете вверх, на второй — руки к плечам, на третий в стороны (движения могут варьироваться)» ( СЛОГИ: ла-ла-ла, ба-ба-ба, бо-бу-ба, ра-са-ша)
(2 вариант) Педагог-психолог: «Сейчас я буду называть слоги. Если вы услышите слог со звуком а , то поднимаете руки вверх, каждый раз возвращаясь в исходную позицию со звуком у — руки к плечам, со звуком о в стороны (движения могут варьироваться)» ( СЛОГИ: ло-ба-ру-шо-шо и т. д.)
5. «Где звук?»
Учитель-логопед: «Сейчас я буду говорить слова со звуками л и ль. Если эти звуки находятся в начале слова, возьмите мяч в левую руку, если в конце, то в правую. Давайте потренируемся» ( СЛОВА: ель, лук, луна, кол).
6. «Счёт слов»
Педагог-психолог: «Сейчас я назову вам слово, а вы будете считать его, передавая мяч по кругу (можно себе из руки в руку). Например: 1 работа, 2 работы, 3 работы и т. д. Давайте потренируемся» ( СЛОВА: шкаф, пятно)
7. «ЛА-ЛА-ЛА»
(1 вариант) Учитель-логопед: «Встали в пары. Передавайте мяч по часовой стрелке (против часовой стрелки) правой рукой со словами «Ла-ла-ла на стене висела»
(2 вариант) Инструкция: «Стоя в парах, передавайте 2 мяча, руки вкрест со словами «Ла-ла-ла на стене висела».
(3 вариант) Инструкция: «Стоя в парах, передавайте 2 мяча, хлопок ладонями со словами «Ла-ла-ла на стене висела».
8. «Не вырони монетку»
Педагог-психолог: «Встали в пары. Зажмите монетку в руке и этой рукой передавайте мяч, не потеряв монетку (можно себе из руки в руку). При этом нужно говорить слова любого стихотворения, например А. Барто «Зайка».
9. «Я ЗНАЮ»
Учитель-логопед: «Стоя в парах, передавайте 2 мяча, руки вкрест со словами «Я знаю 5 слов …. Например, овощей»
10. «Массаж»
Педагог-психолог: «Я пишу на спине букву, а ты, если догадаешься, что за буква, можно написать ее на доске».
11. «Футболка»
Учитель-логопед: «Перед тобой лежит листок с написанными слогами. Я буду дотрагиваться до твоей спины, а ты должен на листочке показать и произнести слог, который соответствует показанному месту».
12. «Дорожки с позициями ног»
Педагог-психолог: «Прыгаем по дорожке и произносим чистоговорку»
«Я шагаю по дорожке,
Громко хлопаю в ладошки.
1,2,3,4,5 — Дам другому поиграть»
Заключительная часть
Педагог — психолог : Предлагаю образовать круг. С помощью упражнения «Волшебный клубочек» подведём итоги занятия. [7,179] Каждый участник называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.
Учитель — логопед : Надеюсь, что вам понравились предложенные упражнения, и вы будете их выполнять совместно с детьми. Закончить нашу встречу позвольте словами Ж. Тассо «Движение может заменить лекарство, но, ни одно лекарство не заменит движение». Будьте здоровы!
Литература:
- «Инновационные технологии в работе с дошкольниками Вологодской области в условиях инклюзивного образования»: Методическая брошюра «Калейдоскоп идей»/ Королева Е. М., Кузнецова Ю. А., Кульпина Т. А., Сергеева И. А., Череповец, 2019
- Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей,- СПб: Дельта, 1997.- 256 с.
- Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
- Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» — Астрель, М.-2009 г.
- Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / науч. Ред. Ворошнина О. Р., Санникова А.И,; сост. Мальцева М. Н., Кобялковская Е. А., Гилева А. Г. (вып. Ред.); Перм. Гос. Гуманит.-пед. Ун-т. — Пермь, 2018- 140 с.
- Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога.- Изд.3-е.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 314 с.
- Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. –М.: ВНИИФК,1999